Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
дали им город убежища для убийцы – Сихем и предместья его, на горе Ефремовой, Гезер и предместья его,

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Убежище, города-убежища

Убежище, города-убежища. Первоначальное учреждение городов убежища подробно описано в книге Чисел (Чис.35,10-15). Как в патриархальные времена до Моисея, так при Моисее и после него человеческая жизнь считалась весьма священной. Сознательный убийца был осуждаем на смерть и, даже убивши своего ближнего ненамеренно, подвергался опасности отмщения со стороны его ближайшего родственника (отмстителя за кровь). Впрочем, эта суровая справедливость растворялась милосердием, так как для таких невольных убийц были назначены особые города: три Моисеем на восточном берегу Иордана и три Иисусом Навином на западном, как города убежища, в которые мог бежать и спасаться невольный убийца и оставаться в них, по исследовании дела, до смерти первосвященника (Чис.35,10-32, Втор.19,7-13, Нав.10,1-8).
Города-убежища на восточном берегу Иордана были следующие: Бецер, Рамоф и Голан (Втор.4,43), а на западном берегу – Хеврон (Нав.21,13), Сихем (Нав.21,21) и Кедес (IПар.6,74). 
В каждый из означенных городов мог бежать несчастный, невольный убийца и спасаться в нем от мстителя крови. По свидетельству раввинов, дороги в означенные города были всегда свободны, находились в хорошем состоянии, а по направлениям, ведущим к ним, стояли указательные столбы, и вообще убийце давалась полная возможность спастись туда бегством от руки мстителя.
Если по исследовании дела оказывалось, что он повинен в умышленном убийстве, то его удаляли даже из города-убежища и предавали смерти (Чис.35,31-32); если же находили, что он совершил преступление невольно или случайно, то ему дозволялось жить в городе убежища, но не выходить за пределы оного до смерти первосвященника. Жилище давалось таковому безвозмездно, граждане обучали его какому-либо ремеслу или искусству, и таким образом он приобретал себе средства к пропитанию; но если по какой-либо случайности отмститель крови встречал его за пределами города, то мог убить его и остаться безнаказанным (Чис.35,26-27).
Были города-убежища и у других народов древности, у греков и римлян. Так, например, Дафны близ Антиохии был городом-убежищем (IIМак.4,33-34). Храм Дианы в Эфесе также считался местом убежища и др. Вообще же храмы и алтари в древности, помимо городов, считались местами убежища для невольных убийц (Исх.21,14). Так, мы читаем, что Адония и Иоав, по смерти Давида, опасаясь за свою жизнь, убежали к жертвеннику и ухватились за рога оного.
Впрочем, это святое место убежища не спасло Иоава. Он был умерщвлен, несмотря на принятую предосторожность (IIIЦар.1:50-51,2:28-31). Так, в греческой истории мы читаем, что Павзаний, подвергаясь опасности лишиться жизни, убежал в капище Минервы, но посланные за ним убийцы завалили двери капища и обрушили потолок, чтобы он скорее там умер.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-26 И племенам сынов Каафовых, левитов, прочим из сынов Каафовых, по жребию их, достались города от колена Ефремова; дали им город убежища для убийцы - Сихем и предместья его, на горе Ефремовой, Гезер и предместья его, Кивцаим и предместья его, Беф-Орон и предместья его: четыре города; от колена Данова: Елфеке и предместья его, Гиввефон и предместья его, Аиалон и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: четыре города; от половины колена Манассиина: Фаанах и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: два города. Всех городов с предместьями их прочим племенам сынов Каафовых досталось десять.

Из 10-ти городов, полученных прочими родами поколения Каафа, 8 городов названы в предшествующих главах (Сихем, XVII:7; Гезер, X:33; Беф-Орон — верхний или нижний — X:10; XVI:3; Елтеке и Гиввефон, XIX:44; Аилон, XIX:42; Гаф-Риммон, XIX:45; Фаинах, XII:21). Из прочих двух — Кивцаим остается неизвестным по своему положению. Что касается Гаф-Риммона, данного Каафитам от полуколена Манассиина, то это название одинаковое по нынешнему еврейскому тексту с тем, какое носил город Данова колена, названный в 24-м ст., признается у комментаторов, следующих еврейскому тексту, вошедшим в него по ошибке древнего писца [См., напр., Keil. Iosua, 167.]. В 1Пар VI:70 второй город, данный от полуколена Манассиина Каафитам, носит название Билеам, по славянской Библии Иевлаам, согласно греческим спискам. Это последнее название совершенно одинаково с Иевлеам по славян. Библии, как назывался Ивлеам по еврейскому тексту, принадлежавший полуколену Манассиину (XVII:11) [Названию Гаф-Риммон в 25 ст., в Алекс. и др. списках соответствует Baiqsa или Baiqsan (Ватик. сп. Iebaqa), по славянской Библии Вефсан, как назывался город, принадлежавший также Манассиину полуколену (XVII:11). Но этот Вефсан не был левитским городом.].

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka