Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу;

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 8-11 Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу

Может быть, и среди женщин какая-нибудь скажет: я блудодействовала, прелюбодействовала, осквернила тело всяческим невоздержанием, возможно ли спасение? Женщина, посмотри на Раав и надейся и ты на спасение. Ибо если она явно и открыто блудодействовала, но спаслась через покаяние, то неужели некогда соблудившая до принятия благодати не спасется через покаяние и пост? Рассмотри, как спаслась Раав. Она сказала только: Бог ваш на небе и на земле, Бог ваш. Ибо она не дерзнула назвать Его Своим, [зная] свое распутство. И если ты хочешь получить свидетельство из Писания о том, что она спаслась, то найдешь его в псалмах: Упомяну о Раав и Вавилоне знающим Меня . <…> Итак, спасение одинаково возможно и для мужчин, и для женщин.

Поучения огласительные

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-11 Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу

Видишь, как она верой воспринимает слово Законодателя? «Знаю, - говорит, - Бог ваш есть на небе вверху и на земле внизу и кроме Него нет Бога» . Раав есть прообраз Церкви, некогда оскверненной демонским блудодеянием, а ныне принявшей соглядатаев Христа - апостолов, посланных не Иисусом Навином, но Иисусом, истинным Спасителем. <…> Это [знание] получили иудеи и не сохранили; это услышала Церковь и соблюла. Итак, всякой похвалы достойна Раав, прообраз Церкви.

О покаянии

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-11 Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу

Из всех народов [только] этот народ выбрал Бог для научения боговедению. И как для попечения об этом народе Он избирал одного человека, подвизающегося в любомудрии: то Моисея, то Иисуса, то Самуила, а в другое время иного пророка для облагодетельствования всех соплеменников, - так через один израильский народ Он призвал все народы, имеющие одну с ним природу, к общности благочестия. И об этом свидетельствует блудница Раав, бывшая иноплеменницей и блудницей, которой было достаточно только молвы, чтобы через нее принять благочестие, отослав своих и доверившись чужим. Она говорит: ибо мы слышали, что сотворил Господь Бог ваш с египтянами, и напал на нас страх перед вами. Поэтому она заключает договор с соглядатаями и скрепляет его клятвой.

Десять глав о промысле

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Раав

Раав
 или Рахав (широкий, обширный – отсюда существительное: свобода) (Нав. 2:1,3,6:16, Мф. 1:5, Иак. 2:25, Евр. 11:31) – одна из иерихонских жительниц, обыкновенно называемая Раав блудница. Некоторые полагают смягчить это оскорбительное название и называют ее содержательницей гостиницы.

Раав слышала об израильтянах и о милостях Божиих, во множестве оказанных им Господом, о победах, одержанных ими над царями аморрейскими, Огом и Сидоном, знала и о том, что и Иерихон должен быть достоянием израильтян (Нав. 2:8,11). Когда два соглядатая, посланные Иисусом Навином для исследования Обетованной Земли, пришли в Иерихон и остановились для ночлега в доме Раав, царь иерихонский узнал об их приходе и их цели и послал отыскивать их. Раав скрыла их на кровле своего дома в снопах льна, находившихся на кровле, и затем в удобное время спустила их по веревке в окно за городскую стену, к которой примыкал дом ее. Следуя ее указаниям, соглядатаи скрывались три дня в одной горе и затем, благополучно перешедши Иордан, возвратились к своему стану.

Раав и соглядатаи заключили между собою условие, что первая возьмет червленую веревку и прикрепит ее к окну, или к отверстию, через которое они скрылись, и когда город будет разрушен, то дом ее и все находящиеся в нем будут пощажены (Нав. 2:17-23). Известие, полученное от Раав, побудило Иисуса Навина немедленно приступить к осаде Иерихона; когда же город был взят и сожжен, Раав и ее род были пощажены, согласно обещанию, данному соглядатаями (Нав. 6:17-25).

После сего Раав вышла в замужство за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида и Христа Спасителя (Мф. 1:5). Вера Раав засвидетельствована два раза в Новом Завете, именно в соборном послании Иакова (Иак. 2:25) и в послании ап. Павла к Евреям (Евр. 11:31). "Раав блудница, - пишет ап. Иаков, - не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем?".  И ап. Павел пишет: "Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными".

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу

Господь отдал. Слову «Господь» в еврейском тексте соответствует «Иегова» или «Иагвэ», как, вероятно, произносилось в древности евреями это божественное имя. Это имя Раавь узнала, конечно, вместе с известиями о делах Его всемогущества, возбудивших в ней веру в Него. Землю сию; слово «сию», поставлено в славянской Библии в скобках, служит передачей определительного члена, с которым поставлено здесь слово «земля» в еврейском тексте и греческом переводе. [Бог] после Господь не читается в еврейском тексте и прибавлено на основании греко-славянского перевода. Слова из нас не находят себе соответствий в Александрийском и некоторых других греческих списках. Исповедание веры Раави: Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу имеет несомненное сходство с тем, какое внушал израильскому народу Моисей (Втор IV:39), но далеко не полное: в словах «Бог на небе» Элогим читается без определительного члена, с которым поставлено это божественное имя во Второзаконии (га — эло гим) и которым показывается, что обозначаемый им Бог есть Бог в собственном смысле или единственный. Отсутствуют в исповедании Раави и слова, читаемые в указанном месте Второзакония, — нет еще, — исключающие мысль о бытии другого Бога, кроме Бога Израилева. Это сравнение того и другого исповеданий показывает, что Раавь, хотя высоко поднялась в своей вере над соплеменниками, уверовавши в Бога Израилева, как действительного Бога, не достигла еще, однако, в то время совершенной веры в то, что Он единственный Бог.

См. также Толкование на Нав. 2:8

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka