Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Числа 11:16
И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;
Святые отцы
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 16-17 Собери… седмьдесят старцев… и да приведеши я ко скинии… и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня
Собери семьдесят старцев, чтобы помогали Тебе в делах народных; и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня, чтобы не превозносились пред тобою, зная, что они причастники той силы, которая в тебе.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
В Ветхом Завете не Священное Писание разрешало споры, но сонм, то есть собрание священников, левитов и первосвященников. Об этом ясно пишется во Второзаконии, в главе 17 так: Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом… и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, [чтобы призываемо было там имя Его,] и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить; и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь [Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его,] и постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть (Втор.17,8-12). Здесь нужно знать, что в Ветхом Завете было два вида судов: меньшие и большие. Меньшие обычно были во всяких городах, как об этом извещает Второзаконие, говоря так: Во всех жилищах ( градѣ́хъ) твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Втор.16,18-19). И еще во 2 книге Паралипоменон, главе 19: И жил Иосафат в Иерусалиме… И поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи (2Пар.19,4-5). Больший суд был в Иерусалиме, как об этом мы читаем в той же 2 книге Паралипоменон, в главе 19: И в Иерусалиме приставил Иосафат некоторых из левитов и священников и глав поколений у Израиля – к суду Господню и к тяжбам (2Пар.19,8). Оба этих суда, меньший и больший, получили свое начало при Моисее.
О меньшем пишется в книге Исход, в главе 18: Но тесть Моисеев (Иофор – Примеч.) сказал ему… послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя… И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил [ему] (Исх.18,17,19-22,24).
О большем суде – в книге Числа, в главе 11, пишется так: И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил (Числ.11,16-17). И ниже: Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали (и҆ по се́мъ не преста́ша) (Числ.11,24-25).
Из этого ясно, что больший суд судил всякие дела и утолял всякие споры и окончательно решал то, что на меньших судах было трудноразрешимо, а особенно, определял правильным и истинным толкованием Закона сомнения в вере. Это же мы ясно видим и в происшедшем сомнении о Мессии, ибо во времена царя Ирода, когда возник вопрос: «Где находится родившийся Царь Иудейский?», – этот вопрос разрешил духовный суд, бывший в Иерусалиме, как пишется в Евангелии: Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф.2,3-6). Здесь предстоит рассудить двояко. Первое. Ирод и евреи не дерзали судить и определять об этом возникшем сомнении о Мессии сами собой, но передали его обычному священническому суду. Второе. Не Священное Писание, а сами священники разрешили это сомнение по своему званию на основании Священного Писания, с которым они сообразовались как с правилом.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Старейшины
Старейшины. Старейшинами в Ветх. Завете назывались лица, занимавшие различные общественные положения в домашнем, гражданском и церковных делах; вообще они были начальниками, главами и председателями в народных собраниях. Первое формальное признание и назначение старейшин в еврейских государственных делах состоялось в пустыне, когда 70 из них были избраны помогать Моисею (Исх.18:26, Чис.11:16-30).
Старейшины упоминаются почти в течение всей библейской истории, и, как кажется, они были в каждом городе. Был также синедрион или собор из 70 старцев, существовавший в продолжение долгого времени и на который указывается в Новом Завете, как на собрания или собор. Старейшины имели сильное влияние на народ и весьма уважались народом; их злобная деятельность особенно сказывалась в постоянном противлении Христу и Его апостолам.
В первый раз старейшины церковные, как известно, упоминаются в Антиохии и потом в Иерусалиме. Затем мы встречаем их в Малой Азии и в других местах (Деян.11:30,15:2). Это были не по летам старейшины, но опытнейшие и прежде уверовавшие во Христа (1Кор.16:15,16), которые самими апостолами, с согласия общества, с молитвой и возложением рук избираемы и посвящаемы были на свое служение в церкви (Деян.14:23, Тит.1:5; 2Кор.8:19; 1Тим.4:15).
В Откровении упоминаемые старцы, по-видимому, суть представители всего человечества, всех племен и народов, искупленные и спасенные кровью агнца (Апок.4:4,10,5:5-14,7:13,11:16,13:3,19:4).
Георгий Константинович Властов (†1899)
11:17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.
(Ст. 16 –17). О. Герлах замечает, что мы здесь встречаем в среде Израиля впервые начало того пророческого духа, который Господь давал избранным, имевших важное значение в духовной жизни этого народа. Священники Израиля должны были блюсти за исполнением во всей чистоте закона и в догматической его части и в обрядовой; судьи были установлены Моисеем по совету Иофора (Исх.18:17-24 и посл.) – старейшины же пророчествующее Духом Божиим должны были быть нравственными помощниками Моисея и облегчать ему управление умами, проводя в среду народа правильное понимание его обязанностей, проповедуя ему и разъясняя ему дух закона и Господних повелений; – эти старцы носили на себе печать дара Господня и от Него получали свое призвание, как позже получали его пророки, которым поручено было передавать слова Господни народу. Предание говорит, что эти семьдесят старцев послужили впоследствии прототипом для создания синедриона, верховного судилища Иудейского. Быть может и школы пророческие, образовавшиеся при Самуиле (1Цар.10:5), были созданы и распространялись по образцу того пророческого сонма, который говорил народу смело нравственные истины и укорял его в нечестии.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29).
В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая, у которого пробыли около года, и стали продолжать путь в землю Ханаанскую. Пищею для них во все время странствования была манна, которая ежедневно, кроме субботы, чудесно нисходила к ним от Бога. Но эта однообразная и постная пища наконец наскучила им. Они с младенческим легкомыслием и слезами стали говорить: «Мы помним рыбу, которую в Египте ели даром, огурцы и дыни, и лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает, ничего нет, только манна в глазах наших» (Числ. 11:5–6). Эти вопли малодушия и ропота раздавались у каждого шатра. Моисей слышал их и сильно огорчился. Скорбь свою он поведал Господу, говоря: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят дай нам есть мяса. Я не могу один (как нянька) нести всего народа потому что он тяжел для меня. Лучше умертви меня» (Числ. 11:11-15). В словах этой жалобы слышится нетерпеливость и раздражение. Но Господь не прогневался на Моисея и отвечал на его жалобу назначением ему помощников для облегчения бремени, которое казалось ему не по силам.
Рече Господь к Моисею: собери Ми седмьдесять мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людей и книгочия их, и да приведеши я к скинии свидения, и да станут ту с тобою
Господь повелевает Моисею собрать к скинии свидения 70 человек из старцев Израильских. Старцы, или старейшины, так назывались не по возрасту, хотя избираемы были преимущественно, в древнейшие же времена исключительно из пожилых, а по власти. Старейшины были у Евреев еще в Египте, как видно из того, что Моисей, по возвращении в Египет из земли Мадиамской, должен был, по повелению Божию, первоначально старцам Израильским объявить волю Божию об изведении народа из Египта и с ними предстать пред фараона (Исх. 3:16; 18). Древний быт Евреев, как всех народов, имел родовое устройство. Потому имя старейшины принадлежало начальникам колен и родов. – Ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людей и книгочия их. Моисею вменяется в обязанность набрать и привести к скинии 70 старейшин из числа тех, которые известны были ему не как только старейшины, но и как книгочия. Именем «книгочий» в рассматриваемое нами время, по всей вероятности, назывались те старейшины, которые вели записи рождений, браков и смерти подведомственных им сынов Израилевых. Количество старейшин, которых должен был собрать Моисей, напоминает тех 70 старейшин, которые по повелению Господа вместе с Аароном, Надавом и Авиудом возведены были на гору Синайскую на другой день по провозглашении с Синая 10 заповедей (Исх. 24:9). В обоих случаях были ли это одни и те же лица, или разные, трудно решить. Несомненно одно, на гору Синайскую приведены были 70 старейшин в качестве временных представителей народа, для приближения их к месту Богоявления. Но в рассматриваемом теперь случае 70 старейшин, как увидим, избираются для участия в делах управления народом, в качестве постоянных помощников Моисея.