Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11, 13, 25-26, 28 И рече Моисей ко Господу: … откуду мне мяса, дати всем людем сим

В сих словах видно не сомнение Моисея, а только желание наперед знать, как сие будет, и откуда даны будут мяса. И уя от духа, иже на нем, и возложи на семдесят мужей. Как древесные плоды получают жизненный сок из древесных ветвей; так семьдесят старцев ощутили, что дух, источаясь из Моисея, вошел в их внутренность. Сказанное же, что взято от духа в Моисее и дано семидесяти старцам, не означает, что отъят дух у Моисея, но дает разуметь, что все разумные существа приемлют Духа от Христа. Двое из семидесяти Элдад и Модад пророчествоваша в полце. Иисус говорит Моисею: запрети им. Почему же сказал он это? Говорят, будто бы пророчествовали они: Моисей извел нас из Египта, введет же в землю обетования Иисус. Потому и сказал Моисей: я не ревную о сем, и желал бы, чтобы весь народ соделался причастником дара пророчества, и Господь вместо духа лукавого, который теперь ими движет, отгнав его, дал им Духа Своего Святого.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане

Вероятно были они равного достоинства с седмидесятью, а потому и прияли дар. Писание же дает разуметь, что нередко почитаемых у людей неискусными Ведущий сокровенное признает благоискусными. Так на Корнилие человеческое служение предварено Божиею щедростию; потому что еще до крещения дарована ему благодать Духа. Усматривается же здесь независтливый нрав Законодателя. Ибо, когда сказал Иисус: «Господи Моисею, запрети им» (Чис.11:28), ответствовал ему Моисей: «еда ревнуеши ты мне? И кто даст всем людем Господним Пророки, егда даст Господь Духа Своего на них» (Чис.11:29)? Да и достойный великих похвал Иисус не питал в себе страсти зависти, но выразился таким образом, предполагая в сем деле высокомерие и непозволенное присвоение власти. А что свободен он был от этой страсти, свидетельствует похвала; потому что сказано о нем: «и отвещав Иисус Навин, предстояй Моисею избранный ему, рече: Господи Моисею, запрети им» (Чис.11:28).

Толкование на книгу Чисел

Георгий Константинович Властов (†1899)

11:24 Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии.
11:25 И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.
11:26 Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане.


(Ст. 24 –26) Семьдесят старцев, из которых 68 собралось в скинии (ср. ниже ст. 26) начинают пророчествовать, проповедовать народу, разъяснять ему слово Божие. Весьма трудное место представляет последняя фраза ст. 25-го: «но потом перестали пророчествовать» О. Герлах думает, что как в христианской церкви воспринимавшие крещение и приемлющие дары Духа Святого (Деян.10:44), в эту минуту, осененные благодатью свыше, пророчествовали, но этот дар, проявившись в эту торжественную минуту, исчезал потом и оставался постоянным достоянием лишь не многих; так и семьдесят старцев получили дар пророчества лишь для этого исключительного случая и после проповеди народу почувствовали угасание в себе того дара. Мы не совсем соглашаемся с этим воззрением на основании вышеприведенного стиха 17, из которого кажется можно с достоверностью заключить, что они сделались постоянными помощниками Моисея и проводниками в народ Господних повелений. Мы понимаем стих 25 так, что старцы сначала проповедовали народу о вреде и грехе необузданных его желаний, но, видя, что он не хочет понимать их слов они пересталии тогда Господь послал перепелов которые были причиной моровой язвы (ст. 33).

Священная летопись. Том третий


11:26 Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане.
11:27 И прибежал отрок, и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.
11:28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
11:29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!

 

(Ст. 26 –29) Слова, заключенные в скобках дают нам понять, что мужи эти были избраны ранее получения дара Божия, и были внесены в списки, так что они должны были составлять постоянное учреждение. Почему два старца здесь поименованные не вышли к скинии, мы не знаем, а надо полагать, что они подверглись какому-нибудь случайному осквернению (напр. Лев.11:24 или Чис.19:14). Но, не смотря на это, и они, будучи в числе избранных, получили мгновенно дар пророчества, которого особенность заключается еще в том, что человек не только может говорить слова Божии, но и не может умолчать: он должен высказать то, что ему влагает в уста благодать Божия. И так, даже чувствуя, вероятно, что с обрядовой стороны они считаются не чистыми, Елдад и Модад не могли воздержаться и начали проповедь народу о покаянии. Точно также как Апостол и Евангелист Иоанн говорит Господу вашему Иисусу Христу о человеке, который именем Господним изгонял бесов и не ходил за Иисусом Христом (Марк.9:38), так точно и Иисус Навин, движимый ревностью за Моисея и считая, что влияние Моисея могло умалиться, потому что эти два старца получили дар Божий не в глазах Моисея, а как бы вне его посредничества, просит Моисея запретить им пророчествовать. Но величие духа Моисея очень ярко рисуется в словах его (Ст. 29). Он как и везде (напр. Исх.32:10-11) менее всего ценит себя, свою личность, свое потомство, свое влияние; он весь живет только жизнью Израиля. «О,- восклицает он,- если бы все в народе Господнем были пророками!» «Если бы Господь на всех Израильтян послал Духа Своего!»

Он радуется, что Господь посещает народ Свой; он же просил Господа убить его (ст. 15) в отчаянии за народ, когда он видел его неблагодарность и чревоугодие.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане

Двое из 70 избранных старейшин могли не явиться к скинии по случаю какой-нибудь законной нечистоты или болезни, оставаясь внутренне достойными сообщения им Духа Божия.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29). В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая...

И осташася два мужа в полце, имя единому Елдад, и имя второму Модад, и препочи на них Дух: и сии беша от вписанных, и не приидоша ко скинии, и пророчествоваша в полце

Как произошло, что двое избранных старейшин не явились к скинии с прочими товарищами? Могло статься, что они по смирению или по нежеланию принять на себя служение, соединенное с великою ответственностию, старались уклониться от него и вместо того, чтобы идти к скинии, остались в стану, подобно тому, как Саул, когда пал на него жребий избрания в цари, скрылся в обозе (1Цар. 10:22). Но другие толковники объясняют это иначе. Они догадываются, что Моисей из каждого колена выбрал по шести старцев, и следственно не 70 человек, как повелел Господь, а 72. Двое оказались лишних, хотя они были вписаны, т.е. имена их внесены в список выбранных, – и вот они или по своему произволу, или по решению Моисея, или по жребию исключены из списка и остались в стану. Но так ли происходило дело, как следует по первому объяснению, или согласно со вторым предположением, – Господу угодно было, чтобы и на двоих старцев оставшихся в стану сошел Дух Святый, как и на прочих, – и вот они, под влиянием вдохновения, в виду всех, стали непроизвольно говорить языком пророков, изрекать то, что внушал им сошедший на них Дух. Хотя они были вдали от скинии и следственно от Моисея, но Дух Святый не стесняется в Своих действиях местом и расстоянием. Ему одинаково удобно было соделать Моисея проводником благодати на дальнее и близкое расстояние.

Толкование на паремии из книги Чисел

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible