Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Числа 11:28
В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 11, 13, 25-26, 28 И рече Моисей ко Господу: … откуду мне мяса, дати всем людем сим
В сих словах видно не сомнение Моисея, а только желание наперед знать, как сие будет, и откуда даны будут мяса. И уя от духа, иже на нем, и возложи на семдесят мужей. Как древесные плоды получают жизненный сок из древесных ветвей; так семьдесят старцев ощутили, что дух, источаясь из Моисея, вошел в их внутренность. Сказанное же, что взято от духа в Моисее и дано семидесяти старцам, не означает, что отъят дух у Моисея, но дает разуметь, что все разумные существа приемлют Духа от Христа. Двое из семидесяти Элдад и Модад пророчествоваша в полце. Иисус говорит Моисею: запрети им. Почему же сказал он это? Говорят, будто бы пророчествовали они: Моисей извел нас из Египта, введет же в землю обетования Иисус. Потому и сказал Моисей: я не ревную о сем, и желал бы, чтобы весь народ соделался причастником дара пророчества, и Господь вместо духа лукавого, который теперь ими движет, отгнав его, дал им Духа Своего Святого.
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Ст. 28-29 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им. Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них
Иисус Навин, преемник Моисея, был поражен этим и, придя, говорит Моисею: Ты слышал, что Елдад и Модад пророчествуют? Они были званы и не пришли: Господин мой Моисей! запрети им. Не могу запретить им, - говорит Моисей, - ибо это дар небесный. И тем более не могу запретить им, потому что сам имею дар благодати. Однако не думаю, чтобы ты сказал это из зависти, - Не ревнуешь ли ты за меня, потому что они пророчествовали, а ты еще не пророчествуешь? Ожидай времени. Если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! И это пророчески сказал Моисей: когда даст Господь. Ныне еще не дал, потому и ты еще не имеешь. Неужели Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф не имели этого Духа? Неужели и бывшие прежде их также не имели Его? Однако эти слова, когда даст Господь, очевидно означают, что Он даст на всех. Ныне благодать отчасти, а тогда будет дана изобильно. Он гадательно говорил о том, что должно было случиться у нас в день Пятидесятницы, поскольку тот же Дух сошел и у нас.
Георгий Константинович Властов (†1899)
11:27 И прибежал отрок, и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.
11:28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
11:29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
(Ст. 26 –29) Слова, заключенные в скобках дают нам понять, что мужи эти были избраны ранее получения дара Божия, и были внесены в списки, так что они должны были составлять постоянное учреждение. Почему два старца здесь поименованные не вышли к скинии, мы не знаем, а надо полагать, что они подверглись какому-нибудь случайному осквернению (напр. Лев.11:24 или Чис.19:14). Но, не смотря на это, и они, будучи в числе избранных, получили мгновенно дар пророчества, которого особенность заключается еще в том, что человек не только может говорить слова Божии, но и не может умолчать: он должен высказать то, что ему влагает в уста благодать Божия. И так, даже чувствуя, вероятно, что с обрядовой стороны они считаются не чистыми, Елдад и Модад не могли воздержаться и начали проповедь народу о покаянии. Точно также как Апостол и Евангелист Иоанн говорит Господу вашему Иисусу Христу о человеке, который именем Господним изгонял бесов и не ходил за Иисусом Христом (Марк.9:38), так точно и Иисус Навин, движимый ревностью за Моисея и считая, что влияние Моисея могло умалиться, потому что эти два старца получили дар Божий не в глазах Моисея, а как бы вне его посредничества, просит Моисея запретить им пророчествовать. Но величие духа Моисея очень ярко рисуется в словах его (Ст. 29). Он как и везде (напр. Исх.32:10-11) менее всего ценит себя, свою личность, свое потомство, свое влияние; он весь живет только жизнью Израиля. «О,- восклицает он,- если бы все в народе Господнем были пророками!» «Если бы Господь на всех Израильтян послал Духа Своего!»
Он радуется, что Господь посещает народ Свой; он же просил Господа убить его (ст. 15) в отчаянии за народ, когда он видел его неблагодарность и чревоугодие.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29). В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая...
Ст. 27-28 И притек юноша возвести Моисею и рече ему, глаголя: Елдад и Модад пророчествуют в полце. И отвещав Иисус Навин, избранный его, рече: господи мой Моисее, запрети им
Иисусу Навину, ближайшему служителю Моисея, предпочтительно пред всеми пользовавшемуся его доверием (избранному его), показалось унижением для достоинства Моисея, что два человека, без ведома его, пророчествуют. Нет причины предполагать, будто Иисус Навин усомнился в наитии на них Святого Духа, но он полагал, что если они освящены Святым Духом для сотрудничества Моисею, то должны были в присутствии его, в знак зависимости от него, употребить полученный от Духа дар пророчества. Из ревности к чести Моисея, верный служитель его мог подумать, не пришло бы в голову этим двум старцам, получившим дар пророчества вдали от скинии и от Моисея, отложиться от Моисея и увлечь за собою народ. Подобною ревностью к славе своего Божественного Учителя одушевлены были ученики Иисуса Христа, когда увидели человека, изгонявшего бесов именем Его, но не следовавшего за Ним, они запретили ему продолжать это действие (Мк. 9:38). В обоих случаях ревность была необдуманная и не была одобрена.