но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там

Сам Енак, как вероятно, был именит и славен по великому телесному росту; да и род его, без сомнения, походил на своего прародителя.

Толкование на книгу Чисел

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Иордан

Иордан
 (течение, ниспадение) (Быт.13:10, Нав.1:2, Мф.3:5, Мк.1:5,9, Лк.3:3, Ин.1:28 и др.) – эта священная для всех христиан библейская знаменитая река, протекающая вдоль всей Палестины и разделяющая ее на две половины, в первый раз упоминается в кн. Бытия (Быт.13:10).

Начало Иордана относят к различным потокам – текущим с г. Ермон и Антиливана, но есть два или три особенных потока, которым обыкновенно приписывают образование Иордана. Один из них течет в Тель-Эль-Кади на з. от Баниаса. Воды большего источника, находящегося на западном конце означенной местности, выходят из берегов и образуют сначала маленькое озеро, а затем, выливаясь из оного, составляют быстро текущую реку по направлению к ю. По замечанию Д. Портера, это несомненно самый большой источник в Сирии и один из обширнейших в Азии. Близ него находится меньший источник, на коротком протяжении соединяющийся с вышеозначенным. Этот источник, находящийся в 4 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади, также доставляет значительную массу воды. Третий источник находится близ Хасбеи, в 12 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади (холм Судей). В той же самой местности, несколько далее к с. и з., существует еще несколько и других источников. Потому-то в действительности р. Иордан берет свое начало не из двух только источников, как полагают многие, а из нескольких, которые, соединяясь один с другим в нескольких милях выше озера Мерома, дают начало самому Иордану.

Пройдя около двух миль и приняв в себя соседние истоки, Иордан впадает в небольшое болотистое и мутное озеро Маррон, или Самохонитское (ныне Эль-Гуле), и воды его, доселе чистые и прозрачные, делаются мутными. За этим озером Иордан течет по узкому каменистому руслу, и воды его снова очищаются, усиливаются многими притоками и составляют самую реку глубиной в 2 локтя и длиной в 3 мили. В 3–4 часах пути, ниже озера Маррон, через Иордан, как увидим ниже, построен мост из базальтовых камней с арками. В этом месте, по верованию туземцев, патриарх Иаков переправился через реку, возвращаясь из Месопотамии.

Через три мили затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из него и имея уже в ширину от 12 до 13 миль, он течет с постоянно усиливающейся быстротой в некотором отдалении от гор. Вследствие чего по берегам образуется прекрасная равнина (см. Иорданская долина), понижающаяся к самой реке; наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море.

Впрочем, вследствие больших затруднений, сопряженных с переходом через Иордан, исследования течения этой реки не отличаются особенной точностью и подробностями. В некоторых местах она течет очень быстро, в других же нередко встречаются мелководье и броды; к тому же она совсем несудоходна для путешественников, и потому не представляется возможности проплыть безостановочно всю реку вдоль берегов ее.

Самое подробное исследование касательно течения Иордана принадлежит перу лейтенанта Линча, сделанное им в 1848 г.

Над рекой к ю. от озера Гуле построен мост, называемый арабами: мост дочерей Иакова (Дшизр-бени, Якуб или Бенат), но, как кажется, он позднейшего происхождения, по крайней мере в настоящем своем виде. Мост находится на большой дороге между Галилейским морем и Дамаском. Ниже Иордан перекрещивается несколькими бродами и переправами. Несколько к ю. от Тивериадского озера видится другой полуразрушенный мост, называемый Джизр-Меджамия, и очевидно, что в самом начале он был первоначально построен сарацинами или даже во времена римлян. Ниже оного в различных местах находится несколько переправ или бродов, из которых главным считается Сокхофский, еще ниже в нескольких милях, где впадает в Иордан поток Зерка или Иаввок, находятся следы еще третьего моста. Последние нижние броды находятся несколько к с. от Мертвого моря.

Указания на р. Иордан в Свящ. Писании очень часты. Эта река была известна Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт.13:10,32:10; Чис.13:29). Она упоминается в кн. Иова (Иов.40:18). Иордан был чудесно перейден Иисусом Навином и евреями (Нав.3:4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей библейской истории, как, напр., во времена Судей. Аод, Гедеон, Иеффай одерживали свои победы при Иордане над врагами Израиля – моавитянами, мадианитянами и другими. Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пр. Илия и Елисей; омывшись в водах иорданских, исцелился от проказы Нееман сириянин (4Цар.2:8,14,5:14). Но что всего важнее и священнее для всего христианского мира – это то, что в Иордане, близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира.

На Иордане же в земле Иудейской крестил Господь и Его ученики (Ин.3:22). Иоанн же также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились (ст. 23).

Так много великого, священного и достопримечательного представляет река Иордан для всякого христианина, и сама по себе и по важным событиям, происходившим на оной. Сколько священных воспоминаний от времен патр. Авраама и до времен самого Господа нашего Иисуса Христа возбуждает она в каждой душе христианской! Сколько и в последующие времена доставлял Иордан, как доставляет даже доселе, и облагорожения духа, и сердечного успокоения, и нравственного настроения каждому благочестивому поклоннику святых мест своим известным течением, чистыми струями своих вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветущими растениями, безмолвием окружающей оный дикой пустыни и самим видом с оного возвышающихся голых восточных гор Аравийских!

Широта Иордана в различные времена года бывает неодинакова. Самая большая широта оного доходит до 3–4 верст, а самая меньшая равняется, выражаясь библейски, вержению камени. Глубина летом бывает от семи до восьми футов, а зимой от частых дождей р. Иордан нередко выступает из своих берегов. Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом она прозрачна, но осенью, зимой и весной делается мутной, по причине наносимой в оную быстрым течением глинистой земли. Температура воды по различию времени года также различна, именно от 10 и до 20 градусов по Реомюру. В январе она имеет около 10 град. Некоторые находят такую температуру воды слишком холодной, чтобы можно было в это время погружаться в нее, но доселе еще тысячи пилигримов и богомольцев купаются здесь в праздник Крещения Господня или накануне оного, и притом без всякого вреда для своего здоровья.

Библейская энциклопедия 1891г


Крепость

Крепость. Означенное слово в военном смысле означает какое-либо место, укрепленное искусственно, природой или совокупно тем и другим.
В Священном Писании это слово совмещает в себе понятие и об укрепленных городах, которые находились уже в земле Ханаанской, прежде чем израильтяне овладели ею (Чис.13,29). До введения у евреев в воинское дело артиллерии, в современном смысле, даже во всякой местности, которая была естественно удобна и доступна, легко было построить там каменные ограды и защиты, которые с большим трудом могли быть разрушены нападающими и которые делались доступными для нападающего только при помощи осадных лестниц, или долговременного обложения войском, или продолжительного томления осажденных голодом.
Древние крепости нередко выдерживали очень долгое время нападения многочисленных войск, так, например, израильтяне не могли овладеть крепостью Иерусалимом до самого времени царствования Давида (IIЦар.5,7 и сл.). Последняя осада Самарии продолжалась три года.
Город в древние времена по необходимости должен был делаться крепостью; посему-то библейское выражение: построить город (Быт.4,17) – значило то же самое, что и воздвигнуть крепость.
Укрепления в древние времена были очень просты; они состояли из одной или нескольких стен с бойницами и башнями посередине. Каменные стены строились настолько твердо и были так широки, что вдоль оных могли проезжать колесницы, и так иногда высоки, что на них в некоторых случаях было очень трудно взобраться даже по штурмовым лестницам. Таковы, например, были стены Вавилона.
Изображения различных видов древних укреплений доселе еще можно видеть на ассирийских памятниках. Древние крепости вообще имели более грозный и внушительный вид, чем в настоящее время, когда для избежания разрушительных действий, производимых боевыми орудиями, при постройке крепостей необходимо требуется как можно менее каменной кладки. Нередко кругом крепостей тянулись рвы или канавы с водой. Ворота в крепостях укреплялись особенно сильно и охранялись особенно заботливо. Кроме наружных стен внутри некоторых крепостей находилось еще по нескольку башен, в которых спасались осажденные, как в последнее свое убежище (Суд.9,46 и др.).
Особые крепости строились в городах и селениях для защиты оных от грабежа и разбоя (Втор.3,5 и сл.) и в горах, как места временного убежища (Суд.6,2), из которых при всяком удобном случае можно было делать набеги и нападения. О различных видах крепостей и укреплений очень нередко упоминается в Священном Писании.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

13:28 и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;
13:29 но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;

 

(Ст. 28–29). Состояние Палестины во время Исхода и странствования Израиля хорошо выяснено на основании египетских памятников в опыте Кап. Кука (в прилож. к нашей кн. Исхода). По видимому, вся Палестина состояла из множества племен и народцев, главные города которых были укреплены весьма сильно - ввиду постоянного движения через Палестину египетских войск. Но главная цель египтян была не Палестина, служившая лишь большим путем их движения, а Сирия, в которой существовало сильное царство Кхетов - постоянных врагов египтян, и которое настолько было сильно и важно, что, позже, с ними, Рамзес II заключает договор (текст этого любопытнейшего документа см. у Chdas. Voyage d’un Egyptien; p. 332 ef suiv. ed 1866). Из документов египетских, относящихся ко времени XVIII и XIX династий не видно, чтобы вся Палестина, когда-нибудь, находилась под властью Египта, хотя, по пути в Сирию, цари египетские иногда овладевали городами Палестины, вероятно наказывая те племена, которые делали нападение на войска их. Но в списках этих мест, на памятниках, доселе не найдено ни одного места Палестины, которое было бы особенно известно или важно.

Упоминание здесь, в стихе 29, сынов Энаковых довольно замечательно: кажется, как будто, посланные говорят о племени уже прежде известном израильтянам. Мы, выше, в прим. 7-м, говорили уже, что полагают, что заметка стиха 23-го, связывая Цоан с Хевроном сравнением времени их постройки, указывает на одного строителя и на тождество племен их строивших. Поэтому, не без основания, полагают, что Арба, Энак и сыны его или племена от них происшедшие были частью того племени, которое известно нам под именем Гиксосов, и которые по многим, весьма правдоподобным, соображениям было тождественно с Кхетами постоянными врагами египтян.

Священная летопись. Том третий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible