Скрыть
но жив Я, и славы Господней полна вся земля:

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 20-24 И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее

О соглядавших землю обетования

Превосходно наследие у тех, которые решились любить царя всяческих — Бога. Им уготовано обладание благами, превышающими ум. Уверить же в этом может блаженный пророк Исайя, говорящий: есть наследие рабов Господа (Ис. 54, 17). И еще: будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это (Ис. 58, 14). Итак, истинно и во всех отношениях твердо обетование; потому что не могут никогда уклониться от истины и солгать уста Бога. Во всяком случае Он исполнит обетованное. И зная это, божественный Псалмопевец так говорит в одном месте: Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой (Пс. 15, 5). Но кто суть эти служащие Господеви, или к кому перейдет столь славное и достоприятное наследие? Это суть те, которые стараются исполнять угодное Богу, неукоснительно стремятся ко всему достохвальному, готовы весьма неленостно бороться со всяким врагом и не своими силами или искусством дерзают делать это, но как бы некое оружие имеют в руках, благодать свыше, а вождем и защитником имеют Бога всяческих. Ибо так настроенные, они говорят: ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; но Ты спасешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас (Пс. 43, 7-8). Добрых и дерзновенных, готовых к вере, Бог особенно отличает, щедрою рукою даруя им блага; а тех, которые недугуют постыднейшими пороками и впадают в непокорность, Он совсем отлучит от стада избранных и удалит от всего, приносящего радость. Он воззовет к каждому вполне праведно: сия часть твоя, часть непокорства твоего на Мя (Ис. 17, 14; 57, 6; Иер. 13, 25). Таковым укоризнам подвергнется, как увидим, народ Иудейский. Поэтому он и лишился надежды и остался вне наследия, хотя наследие и принадлежало ему, если истинно то, что их обетования по слову блаженного Павла (Рим. 9, 4). Поелику же они не послушались Призывавшего их к обетованиям, то остались непричастны им и, по слову Спасителя, стали последние первыми, и первые последними (Мф. 20, 16). И это опять предвозвещаемо было нам в самих ветхозаветных Писаниях. Читается же так: После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран. И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых (Чис. 13, 1-4). Итак, избранные от всех колен мужи, числом двенадцать, были выделены из всего народа и вышли, чтобы тщательно высмотреть, тучна ли земля та или тоща, удобна ли она для скотоводства, хороша ли и плодородна или суха и бесплодна; также может ли она приносить плодовые деревья, производить зрелые плоды и может ли, с некоторым уходом за нею, представлять собою плодоносную ниву. Кроме того еще, каковы обитатели ее, страшны ли они силою, воинственны ли и непобедимы для обыкновенных людей, или же удобопобедимы для людей мужественных; затем, сколько и каковы на ней города, лишены ли они стен, или хорошо укреплены стенами с башнями (ст. 19-21). Моисей прибавил к тому также и то, что они должны были, сорвав, принести с собою и самих плодов, как бы в доказательство исполнения поручения (ст. 21). Так отправившись, они устремились к исполнению повеленного им. В потребное время они осмотрели землю, понесли с собою на обратном пути виноградную кисть, редкостную и необычайную, истинное чудо, и, не потерпев никакого вреда, возвратились к Моисею. Но только в мнениях своих они разделились. Хвалить землю все считали нужным и ясно возвещали, что земля хороша и тучна, в доказательство чего приводили взятый из нее плод. Но одни из них называли народ, живший на ней смелым, сильным и воинственным, мало склонным к уступчивости при оскорблении его кем бы то ни было. Сыны исполинов, говорили они, видехом тамо, столь высоких и огромных, что происшедшие от племени Израилева казались саранчою пред ними, если сравнивать их с теми по величине (ст. 34). Халев же и Иисус (Навин) открыто говорили, что земля хороша и тучна и аще любит нас Господь, введет нас в нее, и опять утверждали, что побеждены будут населяющие ее, если Бог будет защитником Израиля (Чис. 14, 8-9). Но когда израильтяне услышали таковые слова, то вся толпа народа забыв Бога и не помня знамений, совершенных в Египте, объята была великим страхом, медлила выходить на войну, отказалась противостоять неприятелю и уже не оказывала любви к обетованному. Она не помышляла о всесильной и непобедимой деснице Помогающего, но по-детски плакала и с трепетом ожидала, что жены и все самое дорогое погибнет от мечей неприятельских. Они дерзнули даже говорить, что для них лучше рабство египетское и удобоносимее иго этого рабства. Со слезами на глазах говорили они, что им следует возвратиться к египтянам (Чис. 14, 3-4). Иисуса же и Халева, которые возбуждали их к мужеству, они покушались побить камнями и засыпать землею. Но когда, наконец, дело дошло до такой степени несчастия, то явися, сказано, слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым, и готова была погубить всех без замедления (ст. 10-12). И едва лишь тогда Бог склонился на милость, когда Моисей припал к Нему и умолял Его. И сказал, сказано, Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее (ст. 20-24). Итак, заметь, сколь тяжко пред Богом преступление неверия. Необходимо было, чтобы соделавшиеся повинными сему преступлению подвержены были тяжкому и наказанию. Это и потерпел Израиль, как увидим, с ветхозаветными Писаниями снося новозаветные и открывая сокрытую под тенями истину. Ибо Моисей побуждает избранных от всех колен идти с целью тщательно высмотреть землю обетования. Когда же они сходили туда и потом вернулись, то десять числом из них говорили о ней дурно и для всего сонмища соделались виновниками страха и богоненавистного неверия. Остальные же двое, Халев, сын Иефонии, а также и Иисус убеждали идти с целью завоевать землю, и самую землю хвалили, открыто говоря, что она тучна, плодоносна и имеет удобные к посеву нивы. Но те лишились обетованного, а эти небесным определением назначены наследниками и почтены от Бога.

Теперь необходимо сказать, какой образ истинного и духовного созерцания заключается здесь. По свидетельству книг Моисеевых, ум иудеев некоторым образом лишаем был или благ, в них предуказанных, как бы еще в прообразах, святым или святой земли, обетованной отцам. Ибо можно, очень можно в законоположительных книгах видеть начертанным в прообразах таинство Христа, даруемое Им в Духе освящение и обетованную святым надежду. Именно, закалается в Египте израильтянами агнец, совершается помазание кровью и упраздняется губитель. А что смерть имела быть ослаблена смертью Христа и погибель некогда минует помазанных во Святом Духе, это предвозвестила сень. Также, что мы получим дарованное в начале благоденствие и человек снова возвратится к райскому блаженству, на это не менее ясно указывает нам также закон. Ибо он повелел праздновать в седьмом месяце в пятнадцатый день месяца, причем взять в руки финиковые ветви и ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных (Лев. 23, 40). Взять же не просто повелел, но в первый и седьмой день месяца; и первый день именует священное собрание (ст. 35); также и седьмой (ст. 36). А это обстоятельство косвенно указует на то, что рай в первое время дан был началу рода, то есть Адаму; дан же будет и в последнее время, то есть при скончании настоящего века, образом которого, и весьма ясным, может служить последний, седьмой день. Свят первый и седьмой день: ибо свято было время, в которое праотец наш Адам еще хранил данную ему заповедь; свято также и последнее время; ибо мы освящены во Христе, избавившись от вины греховной и соделавшись причастными Святого Духа. Итак, чрез прообраз и сень Моисей, или сила законоположительных Писаний, как бы предварительно посылает тех, которые более других хорошо научены и имеют ум, так сказать, избранный, на тщательное рассмотрение обетованного от Бога. Поелику же у желающих получить столь важные и славные блага брань не против крови и плоти, но скорее против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, согласно написанному (Еф. 6, 12): то и медлят вступать в эту рань помышляющие о плотском, предпочитающие привременное и гибнущее блаженству вечному. Ибо смотри, как израильтяне, из-за жен и детей, всячески противоречат словам избранных, предавшись толикому страху и малодушию (Чис 14, 3). Помысли также, с другой стороны, и о тех, которые во время пришествия Спасителя всех нас, Христа, вследствие криков иудеев потеряли веру. Господь наш Иисус Христос даровал верующим Царствие Небесное. Но кроме того Он призывал к мужеству, духовному конечно; и увещавал верующих в Него, что им надлежит весьма мужественно противоборствовать насильству диавола, причем говорил: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10, 19). Но некоторые не хотели веровать, любви к Богу предпочитая телесное. Ибо званные на брак начали, сказано, все, как бы сговорившись, извиняться. И один говорил: я купил землю; другой: я женился и потому не могу придти (Лк. 14, 18 и 20). Видишь ли родственную связь страстей? Видишь ли сродство недугов? Итак, книжники и фарисеи некоторым образом говорили против обетования Божия тем, что и сами не хотели идти к нему и другим не позволяли. Поэтому и слышали: Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали (Лк. 11, 52). Таким образом вследствие слов руководителей погиб подчиненный им народ. Потому и устами пророка Бог говорит в одном месте: ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно (Иер. 10, 21). Так и великое множество иудеев лишилось обетования и стало непричастным благодати, даруемой чрез Христа. Впрочем остаток спасен чрез Христа (Рим. 11, 5; 9, 27). И сего ясным прообразом могут быть Халев, сын Иефонии, и Иисус, которые весьма многое говорили сынам Израилевым, возбуждая их к мужеству, называя землю прекрасною и достойною занятия и громко возглашая, что они одержат верх над народами, ее населяющими. Но они едва не погибли; И сказало сказано, все общество: побить их камнями! (Чис. 14, 10). Однако они же и наследниками назначены от Бога. Кто такой Халев, это может уяснить его имя. Оно значит: «все сердце». Иефония же, с другой стороны, значит «обращение». Итак, имеющие совершенное с Богом сердце суть сыны обращения, а вместе с ними и Иисус. Они же опять суть те, которые уверовали вследствие проповеди Апостолов, которых можно разуметь под бывшими как бы в виде начатка и которые призвали Израиль. В них же можно умопредставлять и остаток. Призывая иудеев, Апостолы подвергались опасностям; однако поставлены наследниками святой земли. Ибо, что вполне успокоившееся в Боге сердце имеют сыны обращения, то есть обратившиеся от заповедей закона к служению верою и к благодати, это всякий может узнать из того, что ясно пишет Павел, который считал за уметы то, что было в жизни подзаконной, почитаю это тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, чтобы только Его приобрести и иметь оправдание чрез Него (Флп. 3, 6-9). Итак, что Израиль лишен будет обетования, однако не совсем погибнет, но спасен будет хотя в небольшой части своей (потому что это, думаю, значит «остаток»), это ты весьма легко можешь уразуметь, как я уже прежде говорил, видя входящим в землю по обетованию Божию Халева, с которым сопряжен некоторым образом и входит рядом спасающий. Ибо так толкуется имя Иисус. Почему и Божественный Ангел Гавриил, когда благовествовал Святой Деве образ вочеловечения Единородного, говорил: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк. 1, 30-32). Итак, один лишь остаток всего сонмища иудеев наследовал обетования и вошел в священную землю. А самый народ, — далеко нет. Вместе же с остатком вошел и новый и верующий народ; потому что вместе с Халевом Бог всяческих обещал ввести и все молодое поколение. На это указывал нам и божественный Давид, говоря о наследии святых: Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа (Пс. 101, 19). Ибо не для Детоводимых в законе соблюдено наследие, но для иного рода. Какой же это иной род? Это — новый, как я сказал, и верующий народ: потому что мы созданы во Христе к обновлению жизни, совлекшись ветхого человека с страстями и похотями его, так как говорится, что Христос создал оба народа одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом, имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф. 2, 15-16 и 18). Итак, во образе нового народа да будут и истинным Халевом вводимые чада. Им и богоглаголивый ученик (Христов) писал в Послании, говоря: как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь (1Пет. 2, 2-3). А что и богоглаголивый Павел, так уразумев заключающееся в законе, пременяет в истину содержащийся в письменах прообраз, это ты ясно можешь узнать из того, что написал он в Послании к Евреям, говоря: Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Евр. 3, 7-11). А чтобы и мы, отталкивая от себя проклятое неверие и возможно дальше устраняя его от души своей, оказывались наследниками обетования, он взывал опять: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: `ныне', чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: `ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота'. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие (Евр. 3, 12-19). Ибо что необузданность и неуступчивость мановениям воли Божественной были для них причиною того, что они, хотя и надеялись, однако утратили надежду, и что обратное действование принесло бы им немалую пользу, в этом не менее прежнего может убедить нас тот же Апостол, говоря: Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие (Евр. 4, 1-3). Спасителю всех нас и Искупителю, то есть Христу, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел

Феодорит Кирский, блж. (†457)

но жив Я, и славы Господней полна вся земля

Предсказывает Бог отвержение Иудеев и спасение вселенной, и к предсказанию присовокупляет клятву. Ибо говорит: «живу Аз, и присно живет имя Мое, и наполнит слава Господня всю землю» (Чис.14:21). Потом произносит приговор на всех исчисленных, кроме Халева, сына Иефониина, и Иисуса, сына Навина, которые сверх того, что открыли истину, и народу дали благочестивый совет. С сим приговором прилично сравнить изреченный в Евангелии: «отнимается от вас царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его» (Мф.21:43): потому что образом неуверовавших Иудеев были падшие за неверие в пустыни, а образом уверовавших язычников – необрезанные дети, которые вместо отцов, под водительством Иисуса, овладели землею, обетованною их предкам.

Толкование на книгу Чисел

Георгий Константинович Властов (†1899)

14:20 И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему;
14:21 но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля:
14:22 все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего,


(Ст. 20–22). «Которые искушали Меня десять раз» (22). Это выражение может быть принято и как круглое число, выражающее полноту меры беззакония Израиля (ср. Быт.15:16 пр. 16-е), но, вместе с тем, в более тесном смысле, как действительное указание десяти возмущений народных а именно:
1) Укоризна народа в Исх.14:11 при Чермном море: («разве нет гробов» в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне»).
2) Ропот народа в Мерре по поводу горькой воды (Исх.15:24).
3) Ропот в пустыне Син, где дана была манна (Исх.16:2).
4) Неверие народа оставившего манну до утра, несмотря на предупреждение Моисея (Исх.16:20).
5) Неверие некоторых, вышедших, несмотря на запрещение Моисея, собирать манну в субботу (Исх.16:27).
6) Ропот в Рефидиме по недостатку воды (Исх.17:2).
7) Возмущение народа в Синайской пустыне перед священною горою и создание золотого тельца (Исх.32).
8) Ропот народа в Тавере (Чис.11:1), после которого возгорелся огонь в конце стана. Ропот этот не имел определенного предмета, он начался потому только, что глазам Израиля представилась пустыня, через которую им нужно было проходить (ср. пр. 1-е in loco).
9) Ропот, более определенный, о мясе в Киброт Гаттаава названном «гробы прихоти» (Чис.11:4-5, 33-34), и, наконец,
10) Великое и последнее упомянутое здесь возмущение в Кадесе, имевшее решительное влияние на судьбы наличных представителей народа Израильского.

Священная летопись. Том третий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible