Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых;

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых

У всего этого народа было двенадцать колен, согласно числу двенадцати сыновей Иакова. Колена - это нечто вроде курий или отдельных групп людей. Итак, у этого народа было двенадцать колен. Из этих двенадцати колен одно было Иудино, из которого были цари, а другое - Левиино, из которого были священники. Но поскольку служащим в Храме священникам не было предоставлено земли, нужно было, чтобы вся обещанная территория распределялась среди двенадцати колен. Итак, исключая одно колено большего достоинства - колено Левиино, откуда были священники, осталось бы одиннадцать колен, если бы через усыновление двух сыновей Иосифа их снова не стало двенадцать.

Толкования на Псалмы

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Левиты

Левиты
 (Исх. 4, 14). Под сим наименованием, говоря вообще, разумеются все потомки Левия; но по отделении одного семейства колена Левина, для отправления священнических обязанностей, члены оного начали отличаться названием и обязанностями от других своих собратий. Посему-то мы и встречаем следующее выражение: священники и левиты (3Цар. 8:4, Ин. 1, 19). В особенной связи с означенным племенем вся политическая деятельность евреев приняла ту отличительную форму, в которой она проявилась с большей или меньшей точностью в продолжение всего длинного периода их национальной истории.

Обстоятельства, при которых совершилось учреждение священников и левитов, подробно описаны в кн. Исход (Исх. 32:25-29). Когда Моисей сошел со скрижалями с горы Синай и увидел идолопоклонство евреев, совершаемое ими перед золотым тельцом, он встал в воротах стана, и сказал: Кто Господень, иди ко мне. На это призвание немедленно откликнулось колено Левия, колено из которого происходил он сам: и собрались к нему все сыны Левиины (Исх. 32:26), говорит свящ. бытописатель. Он приказал им начать немедленное поражение всех участвовавших в идолослужении перед золотым тельцом, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек (Исх. 32:28). При этом, конечно, не было сделано никакого намека на высокую награду, ожидавшую их за религиозную ревность; но вскоре затем, когда оказалось необходимым ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитание народа, колено Левиино нарочито было избрано на сие высокое дело.

В кн. Числ. подробно изображены все постановления как касательно их исчисления, так и относительно обязанностей, лежащих на них (Чис. 3). Все колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Господь так сказал при сем Моисею: в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. И вот Я взял левитов из сынов Израильских, вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых. Левиты должны быть Мои (Чис. 3: 5-13). По особенному указанию Божию, они приведены были перед Скинию, при собрании всего народа, были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороны прочих израильтян, переданы Аарону и Аароном представлены и посвящены Господу. Одно только семейство Аарона из колена Левиина было отделено для отправления священнических обязанностей; прочим же потомкам Левия, с трояким разделением их на гирсонян, мераритян, каафян, названных так по имени трех сыновей Левия, были назначены особенные должности и отведено отдельное место в стане (Чис. 3:23-37).

Главными обязанностями левитов были следующие: помогать священникам в служении первоначально в Скинии, а потом в храме; когда израильтяне переходили с места на место, они должны были разбирать Скинию, переносить различные части оной и снова устанавливать ее, носить свящ. сосуды, музыкальные инструменты и проч. Каафяне имели наблюдение за Ковчегом завета и свящ. сосудами (Чис. 3:29-31); герсоняне и мераритяне разделяли между собою прочие обязанности по особому назначению. Стан в пустыне располагался с трех сторон Скинии. Но когда евреи оседло поселились в земле Ханаанской и Скиния была установлена в определенном месте, колену Левиину отвели для их жительства 48 городов, в числе которых 13 были назначены для священников. Города левитам назначались и в уделах прочих колен, с целью распространения их по всей стране, для удобнейшего расширения религиозного знания и влияния их между всем народом (Чис. 35:18, Нав. 21:20-42).

Служение в Скинии производилось левитами поочередно. Городами убежища назначены пять из левитских и один из священнич. городов. На содержание левитам, освобожденным от исполнения других каких обязанностей, были назначены десятины со всех произведений, из которых, впрочем, они в свою очередь отдавали десятую часть священникам (Чис. 18:20-29).

По водворении евреев в земле Ханаанской и во времена Судей мы находим только случайные указания на левитов, именно до самого времени учреждения у евреев монархического образа правления. Но вот при торжественном восстановлении общественного богослужения, при Давиде, левиты снова являются с своим исключительно выдающимся церковным характером (1Пар. 15:2,27). К концу царствования Давида численность левитов простиралась до 38000 человек, от тридцати лет и выше (1Пар.23:3), и из них назначены для дела в Деме Господнем двадцать четыре тысячи, как свидетельствует о том свящ. историк 2 Пар. (2Пар. 23:4).

Все они были разделены Давидом на особые чреды по именам сынов Левия: Гирсона, Каафа и Мерари, по тысяче в каждой чреде. Другая часть левитов была отделена, по словам священного историка, на то, чтобы провещевать на цитрах, псалтирях и кимвалах, и они были отчислены на дело своего служения, в количестве 288 человек (2Пар. 25:7). Остальная часть левитов имела своей обязанностью отворять и затворять двери храма (2Пар. 26:1-19), охранять храм от входа в оный людей почему-либо нечистых (2Пар. 23:19). Шесть тысяч из них были назначены писцами и судьями (1Пар. 23:4). Остальные имели своей обязанностью смотреть за свящ. сокровищами (1Пар. 26:20-28). Таким образом, все колено Левиино тем или другим путем вообще было занято делами, или прямо относящимися к храму и богослужению, или определено к важнейшим делам гражданской администрации (1Пар. 26:322Пар. 19:11).

По разделении царства Израильского при Ровоаме левиты, жившие в пределах отпадших от него колен, оставили свои города и предградия и переселились в землю колен Иудина и Вениаминова. С сего времени мы опять встречаем в свящ. книгах Ветхого Завета только случайные указания на левитов. Когда вступал на престол какой-либо иудейский благочестивый царь, ревновавший об истинном богопочитании в своем царстве, то левиты всегда оказывались деятельными сотрудниками и помощниками его в этом святом деле (2Пар. 19:8-10, 29:12-13).

Число возвратившихся левитов с Заровавелем из Вавилонского плена простиралось до 340 или 360 чел. (1Езд. 2:40-42). Некоторые из них находились в плену, поженились на иноплеменницах, впрочем, по убеждению Ездры, расторгли свой незаконный брак (1Езд. 10:23-24).

Со времени возвращения из плена левиты почти совсем не упоминаются в свящ. истории, за исключением разве трех или четырех раз в Новом Завете (Лк. 10:32, Ин. 1:19, Деян. 4:36). Варнава, один из наиболее выдающихся лиц во времена апостольские, был левит. Верность левитов своему призванию особенно восхваляется у пр. Малахии (Мал. 2:5-7). В кн. Откр. (Откр. 7:7) запечатленных от кол. Левиина значится двенадцать тысяч.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

18:20 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых;

 Мы в примечании 176-м этой главы говорили уже об важном значении постановления, не дающего ближайшим слугам Господним участка в земле даруемой народу Израильскому (Ср. Втор.10:9), указывая им как бы в прообразовании будущей миссии Апостолов что их «поле есть мир», а возделывать должны они души народа вверенного их поучению (Лев.10:10-11) и что только исполняя эти нравственные обязанности могут они пользоваться и материальным благосостоянием.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых

Колено Левия не получило того земельного надела, какой сделался достоянием других колен. Материально благосостояние священников и левита поставлено в самую тесную связь с интенсивностью религиозного настроения еврейского народа. Поэтому, наряду с нравственными, священники и левиты имели и материальные побуждение заботиться о поддержании религиозной жизни Израиля на требуемой законом высоте.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka