объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, –

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 12, 15, 17, 26-27 И всяк тук пшеницы и вина, и начаток их, елика аще отдадят Господу, тебе дах я. Первородная всяв земли их, елика аще принесуттебе да будут. Сынам Аароновым отдал Бог всех первенцев людей, и скотов, овец, тельцов, коз.Вся первенцы человечестии, и первенцы скотов нечистых да искупятсяобаче первородная телцевовец икоз да не искупятся; мяса их да будут священникам, кроме тука, который должно было приносить на алтарь. Ащеотделите тук участиявменится вам яко плод гумна и яко плод точила. Бог дал левитам десятину всех достояний и плодов. Народ приносил десятину левитам, левиты - Аарону, а Аарон - Богу.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины

Чем Господь ныне вознаграждает на земле священников и левитов Нового Завета за службы их? А плата за требы? Это – десятина своего рода. Церковные поминовения… (Молебны, ходы со священною водою и со крестом.)

Дневник. Том II. 1857–1858

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Левиты

Левиты
 (Исх. 4, 14). Под сим наименованием, говоря вообще, разумеются все потомки Левия; но по отделении одного семейства колена Левина, для отправления священнических обязанностей, члены оного начали отличаться названием и обязанностями от других своих собратий. Посему-то мы и встречаем следующее выражение: священники и левиты (3Цар. 8:4, Ин. 1, 19). В особенной связи с означенным племенем вся политическая деятельность евреев приняла ту отличительную форму, в которой она проявилась с большей или меньшей точностью в продолжение всего длинного периода их национальной истории.

Обстоятельства, при которых совершилось учреждение священников и левитов, подробно описаны в кн. Исход (Исх. 32:25-29). Когда Моисей сошел со скрижалями с горы Синай и увидел идолопоклонство евреев, совершаемое ими перед золотым тельцом, он встал в воротах стана, и сказал: Кто Господень, иди ко мне. На это призвание немедленно откликнулось колено Левия, колено из которого происходил он сам: и собрались к нему все сыны Левиины (Исх. 32:26), говорит свящ. бытописатель. Он приказал им начать немедленное поражение всех участвовавших в идолослужении перед золотым тельцом, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек (Исх. 32:28). При этом, конечно, не было сделано никакого намека на высокую награду, ожидавшую их за религиозную ревность; но вскоре затем, когда оказалось необходимым ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитание народа, колено Левиино нарочито было избрано на сие высокое дело.

В кн. Числ. подробно изображены все постановления как касательно их исчисления, так и относительно обязанностей, лежащих на них (Чис. 3). Все колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Господь так сказал при сем Моисею: в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. И вот Я взял левитов из сынов Израильских, вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых. Левиты должны быть Мои (Чис. 3: 5-13). По особенному указанию Божию, они приведены были перед Скинию, при собрании всего народа, были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороны прочих израильтян, переданы Аарону и Аароном представлены и посвящены Господу. Одно только семейство Аарона из колена Левиина было отделено для отправления священнических обязанностей; прочим же потомкам Левия, с трояким разделением их на гирсонян, мераритян, каафян, названных так по имени трех сыновей Левия, были назначены особенные должности и отведено отдельное место в стане (Чис. 3:23-37).

Главными обязанностями левитов были следующие: помогать священникам в служении первоначально в Скинии, а потом в храме; когда израильтяне переходили с места на место, они должны были разбирать Скинию, переносить различные части оной и снова устанавливать ее, носить свящ. сосуды, музыкальные инструменты и проч. Каафяне имели наблюдение за Ковчегом завета и свящ. сосудами (Чис. 3:29-31); герсоняне и мераритяне разделяли между собою прочие обязанности по особому назначению. Стан в пустыне располагался с трех сторон Скинии. Но когда евреи оседло поселились в земле Ханаанской и Скиния была установлена в определенном месте, колену Левиину отвели для их жительства 48 городов, в числе которых 13 были назначены для священников. Города левитам назначались и в уделах прочих колен, с целью распространения их по всей стране, для удобнейшего расширения религиозного знания и влияния их между всем народом (Чис. 35:18, Нав. 21:20-42).

Служение в Скинии производилось левитами поочередно. Городами убежища назначены пять из левитских и один из священнич. городов. На содержание левитам, освобожденным от исполнения других каких обязанностей, были назначены десятины со всех произведений, из которых, впрочем, они в свою очередь отдавали десятую часть священникам (Чис. 18:20-29).

По водворении евреев в земле Ханаанской и во времена Судей мы находим только случайные указания на левитов, именно до самого времени учреждения у евреев монархического образа правления. Но вот при торжественном восстановлении общественного богослужения, при Давиде, левиты снова являются с своим исключительно выдающимся церковным характером (1Пар. 15:2,27). К концу царствования Давида численность левитов простиралась до 38000 человек, от тридцати лет и выше (1Пар.23:3), и из них назначены для дела в Деме Господнем двадцать четыре тысячи, как свидетельствует о том свящ. историк 2 Пар. (2Пар. 23:4).

Все они были разделены Давидом на особые чреды по именам сынов Левия: Гирсона, Каафа и Мерари, по тысяче в каждой чреде. Другая часть левитов была отделена, по словам священного историка, на то, чтобы провещевать на цитрах, псалтирях и кимвалах, и они были отчислены на дело своего служения, в количестве 288 человек (2Пар. 25:7). Остальная часть левитов имела своей обязанностью отворять и затворять двери храма (2Пар. 26:1-19), охранять храм от входа в оный людей почему-либо нечистых (2Пар. 23:19). Шесть тысяч из них были назначены писцами и судьями (1Пар. 23:4). Остальные имели своей обязанностью смотреть за свящ. сокровищами (1Пар. 26:20-28). Таким образом, все колено Левиино тем или другим путем вообще было занято делами, или прямо относящимися к храму и богослужению, или определено к важнейшим делам гражданской администрации (1Пар. 26:322Пар. 19:11).

По разделении царства Израильского при Ровоаме левиты, жившие в пределах отпадших от него колен, оставили свои города и предградия и переселились в землю колен Иудина и Вениаминова. С сего времени мы опять встречаем в свящ. книгах Ветхого Завета только случайные указания на левитов. Когда вступал на престол какой-либо иудейский благочестивый царь, ревновавший об истинном богопочитании в своем царстве, то левиты всегда оказывались деятельными сотрудниками и помощниками его в этом святом деле (2Пар. 19:8-10, 29:12-13).

Число возвратившихся левитов с Заровавелем из Вавилонского плена простиралось до 340 или 360 чел. (1Езд. 2:40-42). Некоторые из них находились в плену, поженились на иноплеменницах, впрочем, по убеждению Ездры, расторгли свой незаконный брак (1Езд. 10:23-24).

Со времени возвращения из плена левиты почти совсем не упоминаются в свящ. истории, за исключением разве трех или четырех раз в Новом Завете (Лк. 10:32, Ин. 1:19, Деян. 4:36). Варнава, один из наиболее выдающихся лиц во времена апостольские, был левит. Верность левитов своему призванию особенно восхваляется у пр. Малахии (Мал. 2:5-7). В кн. Откр. (Откр. 7:7) запечатленных от кол. Левиина значится двенадцать тысяч.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Чис.18:26-32
 

(Ст. 26–32). В стихе 24-м десятина названа «возношение Господу от сынов Израилевых», т. е. она прировнена настоящему жертвоприношению; но из этой жертвы, дабы освятить ее употребление для самих Левитов, они десятую долю десятины приносят в возношение (ст. 27) передавая в руки Аарона и рода его (ст. 28). Все эти дары Левитам (и от Левитов священникам) будучи постоянным их пропитанием, могут быть съедаемы на всяком месте с участием и семейств их, «ибо эта плата за работу» (Ст. 31) но Левитам ставится в условие, чтобы они не забывали отделить десятину в возношение, ибо этим только освящалось все остальное, которое приносило им семьям их здоровье и довольство.

Мы уже говорили что отдел обращенный к Левитам передается им и народу через Моисея, между тем как отдел прав и обязанностей священников, передан был откровением Аарону

Священная летопись. Том третий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible