Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа; очистительною водою он не окроплен, он нечист.
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.14-18.Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней; всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней. Для нечистого пусть возьмут пепла той сожженной жертвы за грех и нальют на него живой воды в сосуд; и пусть кто-нибудь чистый возьмет иссоп, и омочит его в воде, и окропит шатер и все сосуды и людей, которые находятся в нем, и прикоснувшегося к кости [человеческой], или к убитому, или к умершему, или ко гробу;
Все роды строго предписанных законом телесных очищений, особенно очищение от нечистоты смерти, как ясного знака греха и проклятия, символически указывали на иную, гораздо большую нечистоту сердца, очищение которой ветхозаветными людьми только ожидалось в будущем, в царстве Мессии (Иез.36:25-26). Посему-то, по изъяснению ап. Павла, «пепел юнчий» с живою водою, чрез окропление очищающий оскверненных трупною нечистотою, прообразовал кровь Христа, которая «очищает совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр.9:13-14). Средствами сообщения оправдывающей и очищающей благодати Христовой являются в христианской Церкви два таинства: крещение и причащение, как в ветхозаветной кропление водою и кровию.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
19:21 И да будет это для них уставом вечным. И кропивший очистительною водою пусть вымоет одежды свои; и прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера.
19:22 И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера.
(Ст. 20–22). Чрезвычайно замечательно и совершенно согласно с тем что сказано выше (ст. 9 и прим. 6-е), что пепел телицы и вода очистительная делали на сутки нечистым того человека, который окроплял другого для очищения его.
Мысль греха и смерти была неразлучна с понятием о телице и пепле из нее как мы говорили выше.
Говоря вообще об законах Ветхого Завета, мы видели, что жизнь человеческая была поставлена в тесные рамки обрядовой стороны закона, и что эта дисциплина имела целью внушить мысль о необходимости великой чистоты, чтобы быть достойным предстать пред Господа. Иначе древний человек и не мог быть доведен до мысли о величии Бога Творца, – а мы знаем до какой распущенности нравов дошли языческие религии, ставившие самые постыдные действия, под покровительство Божества. Человечество могло получить свободу от обрядности лишь после великого учения любви и великой жертвы Искупления; самая проповедь разносилась по миру евреями привыкшими к строгой обрядности, но которые разумели, что пришло время поклонения «в духе и истине». Воспитанные в строгой дисциплине закона, но просвещенные Благодатью, они были истинными учителями всех языков, ибо они могли вполне сознавать и сходство в духе и различие в форме обоих Господних Заветов и Откровений
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Чис.19:17-22
С какими обрядами употреблялся очистительный пепел рыжей телицы? Брали живой, то есть проточной, воды и наливали ее в сосуд. В эту воду всыпалось несколько пепла рыжей телицы, хранившегося в особенном чистом месте вне стана, для общего употребления сынов израилевых (Чис.19:9). Затем кто-нибудь (и не священник), не имеющий на себе законной нечистоты, брал иссоп, омочал его в воде и кропил ею на лица и вещи оскверненные. Сие кропление совершалось в третий и седьмой дни от приключившейся нечистоты. Вечер седьмого дня считался пределом очищения, которое завершалось измовением одежд и всего тела не только оскверненного, но и того, кто окроплял; ибо и прикосновение к самой очистительной воде наводило начистоту до вечера.
Очистительная вода ветхозаветная предъизображала тайну новозаветного рождения водой и духом, то есть крещения. Всеочищающую благодать Святого Духа новозаветное Писание символически изображает под образом живой воды (Ин.7:38-39). Смешение живой воды с пеплом телицы и червленой нитью (Чис.19:6) предуказывало неразрывную связь двух главных таинств новозаветных – таинства тела и крови Христовой и таинства крещения. По ветхозаветному закону, если кто не очистит себя кроплением очистительной воды, то истребится человек тот из среды народа. Сие напоминает слова Спасителя: «иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк.16:16) и «аще кто не родится водой и Духом, не может внити в царствие Божие» (Ин.3:5).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-22 Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею водою в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист; всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем. Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней; всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней. Для нечистого пусть возьмут пепла той сожженной жертвы за грех и нальют на него живой воды в сосуд; и пусть кто-нибудь чистый возьмет иссоп, и омочит его в воде, и окропит шатер и все сосуды и людей, которые находятся в нем, и прикоснувшегося к кости человеческой, или к убитому, или к умершему, или ко гробу; и пусть окропит чистый нечистого в третий и седьмой день, и очистит его в седьмой день; и вымоет он одежды свои, и омоет тело свое водою, и к вечеру будет чист. Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа; очистительною водою он не окроплен, он нечист. И да будет это для них уставом вечным. И кропивший очистительною водою пусть вымоет одежды свои; и прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера. И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера
Перечисляются случаи осквернения, для снятия которого употреблялся разбавленный живой водой пепел рыжей телицы.
«Кто прикоснется к мертвому телу человека — нечист будет 7 дней. Если человек умер в шатре, то все, что в шатре, — нечисто будет 7 дней. Всякий открытый сосуд (в этом шатре) нечист». Помимо вышеотмеченной нравственной тенденции (см. пр. к 1–3 ст. V гл. кн. Числ), предписания предохранять себя от соприкосновения с человеческим трупом и тем, что находится в ближайшем общении с последним, — имеют и огромное санитарно-профилактическое значение. «И кропивший очистительною водою… и прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера», как принимавшие участие в очищении от скверны греха: нравственный карантин для врачевателя нравственных недугов.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Крещение Иоанново есть ветхозаветный обряд омовения (Исх.19:10,29:1-4,40:12; Чис.19:7,9-22)
Ответ:
Между омовениями иудейскими и крещением Иоанновым разница весьма значительная: при крещении Иоанновом от желающих креститься нужны были вера в Грядущего и покаяние, а при омовениях этого не требовалось. Крещение Иоанн совершал по повелению Божию, последовавшему «при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лк.3:2), а омовения установлены во время Моисея. Если крещение Иоанново было ветхозаветным установлением, то почему «фарисеи и законники не крестились от него?» (Лк.7:30). Зачем нужно было Иоанну проповедовать «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:4; Лк.3:3), если оно хорошо известно уже было иудеям?