Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
Святые отцы
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его
И священникам подобным образом следует остерегаться того, чтобы не быть двоедушными и не сомневаться в могуществе Господа. Ведь если Моисей и Аарон (которые, как было видно, взволновались у воды пререкания) не удостоились того, чтобы войти в землю обетованную, то уж тем более мы, придавленные бременем грехов, не сможем прейти поток Иорданский и прийти к месту обрезания, то есть к Галгалу, если соблазним одного из малых сих.
Проповедь на Четыредесятницу
Августин Аврелий, блж. (†430)
И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его
Мы признаем, что путешествуем по пустыне, если же признаем, значит, мы в пустыне. Что значит «в пустыне»? В уединении. Почему в уединении? Поскольку мы в этом мире, где испытываешь жажду на безводном пути. Но давайте испытывать жажду, чтобы напиться: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф 5:6). И наша жажда в пустыне утоляется из скалы, ведь скала - это Христос . В скалу ударили жезлом, чтобы потекла вода. Чтобы она потекла, ударили дважды, поэтому у креста две перекладины.
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его
Итак, Моисей крепко ударил в скалу жезлом своим дважды. Что это значит, братья? Я думаю, это сказано не без сокровенного смысла. Что может означать, что скала была ударена жезлом не единожды, а дважды? Скала потому ударяется второй раз, что две доски воздвигаются при распятии в перекрестие: ибо одна доска растянула Его пречистые руки, другая же распростерла Его безгрешное тело от головы до ног.
Проповеди
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его
Камень, из которого истекло такое множество воды, представлял Иисуса Христа, как изъясняет Ап. Павел (1Кор. 10:4). Изобилие истекшей из камня воды изображает благодать, изливаемую от Мессии Христа, на что указывают слова Пророка Исаии: почерпите воду с веселием от источник спасения (Ис. 12:3); жезл, которым Моисей ударяет камень, представляет крест Господень.
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 7-12 И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему
Беспрерывный ряд предшествовавших возмущений неблагодарного народа, а главное — теперешнее возмущение молодого поколения, одной ногой стоявшего уже в земле обетования, поколебали крепкий дух Моисея. В великий момент чудесного проявления могущества и благости Божией законодатель не мог подавить в себе вспышки человеческого раздражения против жестокой и дерзкой толпы, за что и должен был понести наказание: великий вождь евреев, доведший народ к границам обещанной ему земли, должен был умереть за пределами последней.
Рассматриваемое с точки зрения проявления Божественного Правосудия, осуждение на смерть старца Моисея и Аарона может быть рассматриваемо в то же время и с точки зрения божественного милосердия: событие при Мериве показало, что влияние смертного начала — плоти стало уже брать в Моисее перевес над его несокрушимым прежде духом. Дальнейшее пребывание устаревшего вождя с молодым, полным сил и необузданной энергии, израильским народом могло бы оказаться и не по силам для законодателя, и не в прежней мере благотворным для народа. То же нужно сказать и об Аароне. Старец (хотя и чистый душою) и прежде не отличался особой твердостью духа (Исх XXXII); в преклонных же годах и без нравственной поддержки брата Моисея, он мог оказаться совершенно слабым и беспомощным на своем великом и ответственном посту.