Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Числа 22:20
И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 19-20 впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь. И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе
Поелику Валаам, обольстившись обещанными деньгами, и думая, что Владыка Бог переменит Свою волю, снова вопрошал: «надобно ли идти ему с посланными»; то Бог дозволил идти, как бы так говоря: «иди, потому что желаешь этого; но знай: ты будешь говорить, что Я восхощу».
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии (Чис.22:5-6), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (Чис.23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным вoлxвoвaниям (см. Чис.24:1; Нав.13:22). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иеговы (2Пет.2:15-16). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя. Под действием той же страсти он дал лукавый совет Моавитскому царю обессилить и лишить милости Божией Евреев увлечением их в порок идолослужения и блудодеяния (Чис.25:1 ). В этом отношении священные новозаветные писатели указывают на Валаама, как на образец (как бы прообраз) и предтечу новозаветных корыстолюбивых лжеучителей, которые из-за прибытков попирают совесть и всякую святыню (см. 2Пет.2:12-15; Иуд.1:11; Откр.2:14).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Валаам сам говорит в стихе (Чис.23:19) - «Бог не человек, чтобы Ему лгать и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться» и в стихе (Чис.22:18): «не могу преступить повеления Господа Бога моего», а между тем сердце его, отягченное корыстолюбивыми мыслями, ищет предлога, чтобы исполнить, желание Моавитян. В первом видении ему было ясно сказано: «не ходить, не проклинать», и если бы Валаам обладал чистым сердцем, то он окончательно бы подчинился этому приговору. Но он снова искушает Господа и делается лишь невольным орудием Божиих повелений, будучи недостоин быть пророком Божиим. Господь попускает ему идти, предупреждая его, что он может говорить лишь то, что Господь повелит ему. Ориген замечает, что если бы Валаам был достойным орудием воли Божией, то Господь вложил бы слово Свое в сердце Валаама, (как оно было в сердцах Боговдохновенных пророков); но так как сердце Валаама было занято жаждою прибытка, то слово Божие было вложено лишь в уста Валаама, – и он был исполнителем воли Божьей, но исполнителем не охотным, не вольным
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Почему Бог, запретивши сначала Валааму идти к Моавитянам (Чис.22:12), потом разрешает сие? Разрешает, потому что Он никогда не стесняет свободную волю человека. Несмотря на запрещение Господне, Валаам решился все-таки идти, – и Господь не останавливает его насильно. Однако же, оставляя грешника его собственным желаниям, Господь всегда направляет их к своим сокровенным и божественным целям. Посему, позволив Валааму идти, Господь прибавляет: «но только делай то, что Я буду говорить тебе», то есть иди, потому что ты желаешь этого, но знай – ты будешь говорить, что я восхощу! (Блаженный Феодорит Кирский)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе
Для Валаама открывается выход: он может принять приглашение старейшин и в то же время не поступить противно указаниям свыше.