Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу.

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Кто такой был Валаам: истинный ли чтитель Иеговы и пророк Его или нет? 

Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии (Чис.22:5-6), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (Чис.23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным вoлxвoвaниям (см. Чис.24:1; Нав.13:22). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иеговы (2Пет.2:15-16). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя. Под действием той же страсти он дал лукавый совет Моавитскому царю обессилить и лишить милости Божией Евреев увлечением их в порок идолослужения и блудодеяния (Чис.25:1 ). В этом отношении священные новозаветные писатели указывают на Валаама, как на образец (как бы прообраз) и предтечу новозаветных корыстолюбивых лжеучителей, которые из-за прибытков попирают совесть и всякую святыню (см. 2Пет.2:12-15; Иуд.1:11; Откр.2:14).
 

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Волхвы 

Ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил и т. п. Они были по преимуществу персы, но находились и в Аравии, и других странах Востока, как, напр., волхвы египетские, упоминаемые во дни Иосифа и Моисея (Быт. 41:8, Исх. 7:11), Валаам у мадианитян (Чис. 22:23), волхвы и мудрецы персидские, упоминаемые у Даниила (Дан. 2:4), и, наконец, волхвы, или мудрецы, по необыкновенной замеченной ими на Востоке чудной звезде совершившие путь в Вифлеем на поклонение Богомладенцу Спасителю (Мф. 2:1,2), так как древние пророчества внушили волхвам ожидать на Востоке рождения Спасителя мира. Наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым.

 

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 21-24 Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими.  И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена.

Выходя на путь к царю Моавитскому с целью произносить проклятие над Израилем, Валаам являлся противником того, который вел Израиль сквозь пустыню (Исх.14:19) и того, который посылал на встречу Иисусу Навину «вождя воинства Господня» (Иис. Нав.5:13,14). Поэтому кроме откровения во сне, или в видении, Валааму послан был на встречу еще Ангел Божий (сравни Чис.22:31 ), чтобы образумить его и дать ему понять, что он не только не исполнит своего намерения, но и сам идет на свою гибель. Валаам пророк пал уже так низко, что животное, ослица чувствовала присутствие неведомой угрожающей силы, а человек, имеющий пророческий дар не знал о присутствии Ангела. Это совершенно согласуется с тем, что мы говорили выше; отныне Валаам уже не пророк, а только невольное орудие, обязанное произносить слова ему влагаемые в уста, (ср. опять Чис.22:35  слова Ангела). Замечают, что упоминание об винограднике указывает на приближение к городу: вероятно Валаам подходил уже с караваном к Ару «городу Моавитскому на Арноне» (Чис.22:36)

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Чис.22:22-35

Божественное предостережение Валааму не забывать непременного условия его путешествия (Чис.22:20).

Толковая Библия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Очищение от грехов мы получаем по вере до крещения ( Деян.10:44-45), которое есть один обряд.
 

Ответ:

На некрещеных, но с верою принявших благовестие апостола Петра, сошел Святой Дух (Деян.10:44) с тою целью, как свидетельствует слово Божие (Деян.10:11-16), чтобы уверить не только иудеев, но и апостола, что и язычники без соблюдения закона Моисеева достойны вступления в Церковь Христову, если, конечно, уверуют в Господа Иисуса Христа. Высокая и важная цель требовала и необычайного средства. Сошествие Святого Духа (до крещения) на присоединяющихся к Церкви Корнилия и бывших с ним – единственный пример в апостольской Церкви, почему и «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились» (Деян.10:45). Это необычайное явление в жизни Церкви устранило всякое сомнение в законности принятия язычников в нее через крещение (обязательное для всех людей – Мф.28:19; Ин.3:5) «независимо от дел закона» (Рим.3:28). «Все же это было», – пишет святой Епифаний, епископ Кипрский, – «тайною и делом Божия человеколюбия, чтобы и святой Петр и всякий человек знал, что спасение язычников – не от людей, но от Бога. Ибо предупредил Бог дать и дарование Духа, и видение ангела, и признать приятными Ему молитву и посты и творение добрых дел, чтобы апостолы и особенно святой Петр не лишали того, кто действительно призван Богом, вверенного им». (1)

Сектанты из этого повествования делают заключение, ни на чем не основанное.
Из сказанного в книге Деяний (Деян.10:44-48) вывод должен быть следующий: в апостольское время верующие обычно получали Святого Духа после своего крещения не без внешних посредств, а именно через молитвенное возложение рук апостолами; в истории обращения Корнилия и бывших с ним видим единственный случай непосредственного сообщения Святого Духа до крещения.
Во-вторых, очищения от грехов Корнилий и бывшие с ним, очевидно, не получили, когда удостоились даров Святого Духа, почему апостол велел им креститься, так как только в крещении прилагаемые к Церкви получают «омытие от грехов» (Деян.2:38,22:161Кор.6:11 и др.). Α что Господь по особым целям посылает людям, даже недостойным, Свои дары, мы знаем из жизни Валаама, получившего дар пророчества (Чис.22:23-24; 2Пет.2:16). Крещение – не обряд, а таинство («невидимые действия крещения»).
-----------------------------------------------------------------
(1) - Творения. Часть 1. О коринфианах, гл. 3. 1863 г., стр. 195.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka