Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Числа 22:28
И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии (Чис.22:5-6), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (Чис.23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным вoлxвoвaниям (см. Чис.24:1; Нав.13:22). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иеговы (2Пет.2:15-16). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя. Под действием той же страсти он дал лукавый совет Моавитскому царю обессилить и лишить милости Божией Евреев увлечением их в порок идолослужения и блудодеяния (Чис.25:1 ). В этом отношении священные новозаветные писатели указывают на Валаама, как на образец (как бы прообраз) и предтечу новозаветных корыстолюбивых лжеучителей, которые из-за прибытков попирают совесть и всякую святыню (см. 2Пет.2:12-15; Иуд.1:11; Откр.2:14).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Одно из труднейших мест Святого Писания. Замечают, что никто кроме самого Валаама не мог рассказать этого события и полагают, что оно рассказано им самим; или израильтянами когда он, как полагают, был взят в плен и казнен, (Чис.31:8); или же Моавитянам и Мадианитянам. Событие происходило, когда он был по-видимому один, ибо о слугах его (Чис.22:22) и о князьях (Чис.22:35) ничего не упомянуто; впрочем это совершенно понятно, так как, подходя к городу, караван уже рассыпался и всякий пробирался в одиночку сквозь узкие походы, между полями и виноградниками. Святой Григорий Нисский говорит, что вероятно голос ослицы имел значение лишь для самого Валаама и его разумения. Маймонид, приводимый Гроцием, полагал, что все это происходило в видении. Но это не согласно со сказанием Святого Писания, где в особенности видается действие произведенное страхом на животное. Кажется надо разуметь, что крик ослицы был ясно понят, и умом и слухом Валаама, и что после выяснения себе (Чис.22:29-30) значения ее крика и действия, – очи его внезапно открылись, и он «увидел Ангела Господня» (Чис.22:31). Тогда он пал на лице свое. Что он был совершенно один доказывается тем, что никто не заметил его образа действия.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
28. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?
29. Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
30. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет.
Как надобно понимать и представлять чудо с Валаамовой ослицей? Конечно – это было действительное чудо, а не иллюзия какая-нибудь, происшедшая в воображении Валаама. Святой апостол Петр не оставляет в этом никакого сомнения, когда говорит, что бессловесная ослица проговорила человеческим голосом (2Петр.2:16). В самом деле, если змей мог говорить для обольщения Евы силой дьявольской, то тем более ослица могла обличить безумие пророка силой Божией. В необыкновенных случаях Господь употребляет и необыкновенные средства для славы имени своего. Здесь дело касалось судьбы всего народа израильского. Блаженный Августин говорит, что отверзение уст неразумной ослицы было менее поразительно, чем ослепление и упорство Валаама.
Разговор Валаама с ослицей показывает исступленность и сильнейшие страсти в этом человеке. Гнев на мнимое упорство своей ослицы (Чис.22:27) и нетерпеливое желание скорее прибыть к царю моавитскому до такой степени овладели душой Валаама, что он не испытывает ужаса при виде говорящего животного, а пускается с ним в прения, как бы с человеком.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Божественное предостережение Валааму не забывать непременного условия его путешествия (Чис.22:20).