Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Числа 22:29
Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Георгий Константинович Властов (†1899)
Одно из труднейших мест Святого Писания. Замечают, что никто кроме самого Валаама не мог рассказать этого события и полагают, что оно рассказано им самим; или израильтянами когда он, как полагают, был взят в плен и казнен, (Чис.31:8); или же Моавитянам и Мадианитянам. Событие происходило, когда он был по-видимому один, ибо о слугах его (Чис.22:22) и о князьях (Чис.22:35) ничего не упомянуто; впрочем это совершенно понятно, так как, подходя к городу, караван уже рассыпался и всякий пробирался в одиночку сквозь узкие походы, между полями и виноградниками. Святой Григорий Нисский говорит, что вероятно голос ослицы имел значение лишь для самого Валаама и его разумения. Маймонид, приводимый Гроцием, полагал, что все это происходило в видении. Но это не согласно со сказанием Святого Писания, где в особенности видается действие произведенное страхом на животное. Кажется надо разуметь, что крик ослицы был ясно понят, и умом и слухом Валаама, и что после выяснения себе (Чис.22:29-30) значения ее крика и действия, – очи его внезапно открылись, и он «увидел Ангела Господня» (Чис.22:31). Тогда он пал на лице свое. Что он был совершенно один доказывается тем, что никто не заметил его образа действия.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
28. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?
29. Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
30. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет.
Как надобно понимать и представлять чудо с Валаамовой ослицей? Конечно – это было действительное чудо, а не иллюзия какая-нибудь, происшедшая в воображении Валаама. Святой апостол Петр не оставляет в этом никакого сомнения, когда говорит, что бессловесная ослица проговорила человеческим голосом (2Петр.2:16). В самом деле, если змей мог говорить для обольщения Евы силой дьявольской, то тем более ослица могла обличить безумие пророка силой Божией. В необыкновенных случаях Господь употребляет и необыкновенные средства для славы имени своего. Здесь дело касалось судьбы всего народа израильского. Блаженный Августин говорит, что отверзение уст неразумной ослицы было менее поразительно, чем ослепление и упорство Валаама.
Разговор Валаама с ослицей показывает исступленность и сильнейшие страсти в этом человеке. Гнев на мнимое упорство своей ослицы (Чис.22:27) и нетерпеливое желание скорее прибыть к царю моавитскому до такой степени овладели душой Валаама, что он не испытывает ужаса при виде говорящего животного, а пускается с ним в прения, как бы с человеком.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Божественное предостережение Валааму не забывать непременного условия его путешествия (Чис.22:20).