Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Числа 23:21
Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него;
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии (Чис.22:5-6), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (Чис.23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным вoлxвoвaниям (см. Чис.24:1; Нав.13:22). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иеговы (2Пет.2:15-16). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя. Под действием той же страсти он дал лукавый совет Моавитскому царю обессилить и лишить милости Божией Евреев увлечением их в порок идолослужения и блудодеяния (Чис.25:1 ). В этом отношении священные новозаветные писатели указывают на Валаама, как на образец (как бы прообраз) и предтечу новозаветных корыстолюбивых лжеучителей, которые из-за прибытков попирают совесть и всякую святыню (см. 2Пет.2:12-15; Иуд.1:11; Откр.2:14).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 21 Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него;
Замечают, что слова бедствие и несчастие суть те же самые выражения, который встречаются в Пс.9:28 и Пс.89:10. Мы заметим, что слова эти передаются разно в разных переводах, так слова текста Чис.23:21, в Библ. Общ. Просвещ. между евреями переведены «не видно нечестия в Иакове и суетного в Израиле». В нашем Псалтыре Пс.9:28 те же слова переданы, как мучение и пагуба; у раввина Пумпянского – беда и пагуба; у нас в Пс.89:10 – труд и болезнь, у Пумпянского – суета и горе. Вместе взятые они знаменуют, что нет греха и обыкновенного его последствия горя, среди Израиля, так как часто грех на языке Святого Писания называется и безумием (срав. 2Цар.13:12). «Трубный царский звук у Израиля» знаменует присутствие посреди народа Царя его, т.е. самого Господа. Пока нет в среде его нечестия: «Иегова Бог его с ним».
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Чис.23:18-24
Во второй притче своей Валаам, пригласив Валака ко вниманию, поставляет ему на вид неизменность воли Божией и в частности непреложность Божия благоволения к народу израильскому. Сему народу предопределено полное благоденствие; сам Бог царем у него, и его присутствие возвещается трубными звуками – по образу царей земных. Выведя свой народ из Египта, Бог сообщил ему быстроту единорога – для преследования врагов своих. Никакое волшебство, никакая ворожба не сильны против Израиля; напротив, все будут говорить впоследствии с удивлением о чудесах покровительства Божия над Израилем. В своих будущих завоеваниях этот народ уподобится львице или льву, которые насыщаются добычей и напиваются кровью убитых.
Все сии пророчественные слова Валаамовы исполнились одной своей половиной в истории народа израильского, по завоевании им земли Ханаанской. Но во всей силе исполнение их может относиться только к духовному Израилю. Совершенное и непоколебимое благоденствие, предсказанное Валаамом Израилю, есть конечно тот мир на земле и то благоволение в человецех, о котором воспели ангелы при рождении Спасителя (Лк.2:14). Видимое пребывание Бога посреди народа израильского предуказывало тайну воплощения Господня, а трубные звуки - проповедь евангельскую. Освобождение от рабства египетского – есть освобождение от темной власти дьявола, а быстрота единорога в победах над неприятелями знаменует ту сверхъестественную силу благодати, помощью которой малое стадо Христово победило всю силу вражью и разрушило язычество, выставлявшее своих философов и магов на отчаянную борьбу с евангелием. А символ льва в Писании прямо прилагается к Мессии, который называется львом от колена Иудова (Откр.5:5) и победителем, сокрушающим врагов своих, яко сосуды скудельничи (Пс.2:9. Срав. Откр.2:27).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него
«Трубный царский звук у него», т. е.: Израилю принадлежит господственное положение среди других племен и народов.