Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него

Единорог есть животное с одним рогом на голове. О нем и Иову сказал Владыка Бог: «похощет же ли ти единорог работати?» (Иов.39:9). А сим показал и силу и непоработимость животного. Посему некоторые уподобляли единорогу Владыку Бога. Но думаю, что сказано сие о народе Божием. Как единорог имеет один рог, так благочестивый народ поклоняется единому Богу. Посему и блаженный Давид говорит: «о тебе враги наша избодем роги» (Пс.43:6). А как разуметь должно единого Бога, о сем говорили мы неоднократно. Слова же: «несть вражбы во Иакове ниже волхвования во Израили: во время наречется Иакову и Израилю, что совершит Бог» (Чис.23:23), должно разуметь так: что совершит Бог с Израилем, того не в силах предсказать ни волшебство, ни наблюдение птицегадателей; потому что Владыка Бог чрез собственных Своих Пророков и будущее ему предрекает, и внушает, что ему делать.

Толкование на книгу Чисел

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Кто такой был Валаам: истинный ли чтитель Иеговы и пророк Его или нет? 

Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии (Чис.22:5-6), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (Чис.23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным вoлxвoвaниям (см. Чис.24:1; Нав.13:22). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иеговы (2Пет.2:15-16). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя. Под действием той же страсти он дал лукавый совет Моавитскому царю обессилить и лишить милости Божией Евреев увлечением их в порок идолослужения и блудодеяния (Чис.25:1 ). В этом отношении священные новозаветные писатели указывают на Валаама, как на образец (как бы прообраз) и предтечу новозаветных корыстолюбивых лжеучителей, которые из-за прибытков попирают совесть и всякую святыню (см. 2Пет.2:12-15; Иуд.1:11; Откр.2:14).
 

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Единорог 

Животное, означенное этим словом, очевидно, отличалось своей свирепостью, силой (Чис. 23:22), быстротой и подвижностью, (Пс. 28:6), дикостью (Иов.39:9) и выдающимся на лбу черным рогом (Пс. 91:11).

Единорог хорошо был известен писателям свящ. книг, как то видно из неоднократных указаний на него в Свящ. Писании. На еврейском языке единорог называется рэем.

По свидетельству Плиния, единорог размером меньше слона; по виду, цвету и фигуре походит на быка, причем отличается от него выдающимся на носу рогом. Его сила и быстрота движений очень велики, и он не щадит ни человека, ни скота, если те попадаются ему на дороге. Изображение единорога часто встречалось и встречается на королевских гербах.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 22 Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него;

Поясняя язычникам окружающим его прошедшее Израиля, Валаам употребляет для них более понятное название божества Елогим: «Елогим вывел их из Египта, быстрота единорога у него (у Израиля)». Слово Реем, переводимое всеми почти переводами словом единорог, на основании авторитета LXX, которые переводили его словом монокерос, тоже самое, которое переведено словом буйвол (переводится также: дикий бык, весьма свирепое животное) в Втор.33:17. Причем невозможно ошибаться в этом последнем значении, так как оба рога буйвола, или быка символизируют двойную силу Ефрема и Манассии, вышедших из одной главы Иосифа. Поэтому кажется и здесь правильнее было бы читать «быстрота дикого быка у него». В Пятикнижии, изданном Общ. распростр. просв, между евреями с перев. на русский язык (1875 г.) и в Чис.23:22 и во Втор.33:17 слово Реем передано в обоих случаях словом буйвол). Что это не был носорога, как полагали некоторые, доказывается Ис.34:7, где реемим (буйволы в нашем переводе) предназначаются в жертву Господу; стало быть принадлежат к чистым животным (ср. Лев.11:3,26). Мы держимся значения, которое придавали слову Реем Арнольд Буут, Шультенс, Гаррис и др. (см. Хоутона, Houghton), видевшие в этом слове название дикого быка (Urus), известного своею силою, свирепостью и быстротою бега (чего нельзя сказать о медленном буйволе).

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Чис.23:18-24

Во второй притче своей Валаам, пригласив Валака ко вниманию, поставляет ему на вид неизменность воли Божией и в частности непреложность Божия благоволения к народу израильскому. Сему народу предопределено полное благоденствие; сам Бог царем у него, и его присутствие возвещается трубными звуками – по образу царей земных. Выведя свой народ из Египта, Бог сообщил ему быстроту единорога – для преследования врагов своих. Никакое волшебство, никакая ворожба не сильны против Израиля; напротив, все будут говорить впоследствии с удивлением о чудесах покровительства Божия над Израилем. В своих будущих завоеваниях этот народ уподобится львице или льву, которые насыщаются добычей и напиваются кровью убитых.

Все сии пророчественные слова Валаамовы исполнились одной своей половиной в истории народа израильского, по завоевании им земли Ханаанской. Но во всей силе исполнение их может относиться только к духовному Израилю. Совершенное и непоколебимое благоденствие, предсказанное Валаамом Израилю, есть конечно тот мир на земле и то благоволение в человецех, о котором воспели ангелы при рождении Спасителя (Лк.2:14). Видимое пребывание Бога посреди народа израильского предуказывало тайну воплощения Господня, а трубные звуки - проповедь евангельскую. Освобождение от рабства египетского – есть освобождение от темной власти дьявола, а быстрота единорога в победах над неприятелями знаменует ту сверхъестественную силу благодати, помощью которой малое стадо Христово победило всю силу вражью и разрушило язычество, выставлявшее своих философов и магов на отчаянную борьбу с евангелием. А символ льва в Писании прямо прилагается к Мессии, который называется львом от колена Иудова (Откр.5:5) и победителем, сокрушающим врагов своих, яко сосуды скудельничи (Пс.2:9. Срав. Откр.2:27).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него

«Единорог», по евр. Реем, — дикий бык.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible