Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Числа 23:28
И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне.
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии (Чис.22:5-6), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (Чис.23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным вoлxвoвaниям (см. Чис.24:1; Нав.13:22). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иеговы (2Пет.2:15-16). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя. Под действием той же страсти он дал лукавый совет Моавитскому царю обессилить и лишить милости Божией Евреев увлечением их в порок идолослужения и блудодеяния (Чис.25:1 ). В этом отношении священные новозаветные писатели указывают на Валаама, как на образец (как бы прообраз) и предтечу новозаветных корыстолюбивых лжеучителей, которые из-за прибытков попирают совесть и всякую святыню (см. 2Пет.2:12-15; Иуд.1:11; Откр.2:14).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Фегор
Фегор (открытие, отверстие) (Чис.23:28) на еврейском Пеор – одна из Моавитских гор, на которой стоял моавитский идол Фегор, или Ваал-Фегор, служение которому отличалось особенным распутством. Означенная гора находилась недалеко от устья Иордана в хребте гор Аваримских. На вершину этой горы, с которой можно было обозреть весь стан Израильский, расположенный по долине Иордана, привел Валах Валаама для проклятия Израиля (Чис.23:28-30).
Служение Ваал-Фегору как уже замечено выше, отличалось особенным распутством. Они (т. е. израильтяне), говорит пр. Осия, пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили (Ос.9:10). Ваал-Фегора принимают за известного в языческой мифологии Приапа (сына Вакха и Венеры), патрона виноградников, садов, полей и любострастия. Гора Фегор была известна еще во времена Евсевия и Иеронима и, по свидетельству их, находилась против Иерихона, между Левиас и Есевоном, к в. от первого.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 27 И сказал Валак Валааму: пойди, я возьму тебя на другое место; может быть, угодно будет Богу, и оттуда проклянешь мне его.
Ст. 28 И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне.
Валак с упрямством и тупостью неразвитого язычника полагает что место может иметь влияние на самое пророчество. Гора Пеор, или Фегор, как полагают, находилась в тех же горах Аваримских, как и Фасги, но несколько ближе к Мертвому морю, против Беф-Иесимофа недалеко от устья Иордана и с вершины ее (Чис.24:2) можно было по долине Иордана видеть весь стан Израилев. Гров (Bibl. diction.), указывая на это положение Фегора замечает, что мы можем лишь с особою осторожности говорить об тождестве известных местностей с библейскими названиями, и потому все указания суть только предположения. Имя Фегор придается по-видимому и городу и долине (сравн. Втор.3:29,4:46,34:6). Тристрам (Landof Jsrael) полагал, что долина, идущая от Есеона (Хешбона) (Об Есевоне и положении его смотри толкование к Чис.21:17) к востоку мимо предполагаемого места поселения Беф Гарама, упомянутого у Иисуса Навина Нав.13:27, и которое ныне называется ер-Раме, есть долина Фегора. Это есть мрачное, дикое, глубокое ущелье с нависшими над ним акациями и теревинфами, орошаемое обильным потоком, и в вершине которого нашли развалины города называемые На’ур или Та’ур (вероятно по арабски Фа’ур).
В Пятикнижии в одном из изданий, русский перевод дает другое чтение Стиха 28, а именно: «Взял Валак Валаама, на вершину Пфора, которая (гора) виднеется, на поверхности пустыни». Нам кажется, что Фегор во всяком случае надо искать ближе к Мертвому морю, так как это положение удовлетворяет двум главным условиям видеть станы Израильские, на Иорданской долине, будучи притом обращенным лицом к пустыне, т.е. как мы понимаем, стоя лицом к северу, спиной к Мертвому морю и видя к северо-востоку пустыню, а к северо-западу течение Иордана.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Всех речей Валаамовых четыре. Первые три относятся исключительно к народу израильскому, а четвертая касается и других народов, хотя начинается тоже пророчеством о народе Божием. Все сии речи произнесены с различных мест, на которые возводил Валак Валаама и откуда открывались разные виды – то на весь народ израильский, то на некоторые части его (Чис.22:41;Чис.23:13,27). Валак, по языческим своим понятиям, представлял, что Богу еврейскому иные местности угодны, а иные не угодны, и что, следовательно, самый характер речей Валаамовых – много может зависеть от того, с какого места они будут произноситься. Валаку хотелось отыскать место, неблагоприятное для народа израильского (3Цар.20:23). Перед произнесением своих речей Валаам устрояет по семь жертвенников, на которых каждый раз возносится по тельцу и овну Богу Израилеву, для получения от него благоприятных ответов в пользу моавитского народа. В объяснение седьмеричного числа жертвенников нужно припомнить, что оно, как число, коим завершено было творение мира, употреблялось у евреев в жертвоприношениях совершеннейших (1Пар.15:26; 2Пар.29:21). Сам Бог требовал седьмеричной жертвы от друзей Иова. Достойно также примечания, что все речи Валаамовы называются в Писании притчами. Название это повторяется до семи раз, то есть ровно столько, сколько раз отверзал уста свои Валаам. Это название очевидно указывает на сокровенный или таинственный смысл его речей, подобно притчам Спасителя, и на отношение их не только к народу израильскому, но и к духовному Израилю. Таковы были притча и гадания Давида пророка, которые, заключая иногда одну только внешнюю историю народа израильского (Пс.77), указывали на будущие судьбы духовного Израиля. Taк, сам Господь, под образом небесного хлеба или манны, о которой говорит Давид в своей притче, указует истинно-небесный хлеб, то есть тело свое и кровь (Ин.6. Срав. Пс.77:24-25).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне
Фегор — горная возвышенность невдалеке от Фасги.