И возвратился к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, он и все князья Моавитские. [И был на нем Дух Божий.]

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Кто такой был Валаам: истинный ли чтитель Иеговы и пророк Его или нет? 

Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии (Чис.22:5-6), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (Чис.23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным вoлxвoвaниям (см. Чис.24:1; Нав.13:22). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иеговы (2Пет.2:15-16). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя. Под действием той же страсти он дал лукавый совет Моавитскому царю обессилить и лишить милости Божией Евреев увлечением их в порок идолослужения и блудодеяния (Чис.25:1 ). В этом отношении священные новозаветные писатели указывают на Валаама, как на образец (как бы прообраз) и предтечу новозаветных корыстолюбивых лжеучителей, которые из-за прибытков попирают совесть и всякую святыню (см. 2Пет.2:12-15; Иуд.1:11; Откр.2:14).
 

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 4 И встретился Бог с Валаамом, и сказал ему: семь жертвенников устроил я и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике.
Ст. 5 И вложил Господь слово в уста Валаамовы и сказал: возвратись к Валаку и так говори.
Ст. 6 И возвратился к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, он и все князья Моавитские. [И был на нем Дух Божий]

Слова в скобках, т.е. взятые из текста LXX (Перевод семидесяти), что на нем был Дух Божий по-видимому, лучше всего объясняют, что значит выражение: «встретился Бог с Валаамом», т.е. на него нашло то Божественное вдохновение, которое влагало ему в уста поистине слова Божии (хотя он лично даже и не понимал всего их значения).

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Чис.23:1-6,13-17,27-30

Всех речей Валаамовых четыре. Первые три относятся исключительно к народу израильскому, а четвертая касается и других народов, хотя начинается тоже пророчеством о народе Божием. Все сии речи произнесены с различных мест, на которые возводил Валак Валаама и откуда открывались разные виды – то на весь народ израильский, то на некоторые части его (Чис.22:41;Чис.23:13,27). Валак, по языческим своим понятиям, представлял, что Богу еврейскому иные местности угодны, а иные не угодны, и что, следовательно, самый характер речей Валаамовых – много может зависеть от того, с какого места они будут произноситься. Валаку хотелось отыскать место, неблагоприятное для народа израильского (3Цар.20:23). Перед произнесением своих речей Валаам устрояет по семь жертвенников, на которых каждый раз возносится по тельцу и овну Богу Израилеву, для получения от него благоприятных ответов в пользу моавитского народа. В объяснение седьмеричного числа жертвенников нужно припомнить, что оно, как число, коим завершено было творение мира, употреблялось у евреев в жертвоприношениях совершеннейших (1Пар.15:262Пар.29:21). Сам Бог требовал седьмеричной жертвы от друзей Иова. Достойно также примечания, что все речи Валаамовы называются в Писании притчами. Название это повторяется до семи раз, то есть ровно столько, сколько раз отверзал уста свои Валаам. Это название очевидно указывает на сокровенный или таинственный смысл его речей, подобно притчам Спасителя, и на отношение их не только к народу израильскому, но и к духовному Израилю. Таковы были притча и гадания Давида пророка, которые, заключая иногда одну только внешнюю историю народа израильского (Пс.77), указывали на будущие судьбы духовного Израиля. Taк, сам Господь, под образом небесного хлеба или манны, о которой говорит Давид в своей притче, указует истинно-небесный хлеб, то есть тело свое и кровь (Ин.6. Срав. Пс.77:24-25). 

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible