Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Числа 23:7
И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии (Чис.22:5-6), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (Чис.23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным вoлxвoвaниям (см. Чис.24:1; Нав.13:22). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иеговы (2Пет.2:15-16). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя. Под действием той же страсти он дал лукавый совет Моавитскому царю обессилить и лишить милости Божией Евреев увлечением их в порок идолослужения и блудодеяния (Чис.25:1 ). В этом отношении священные новозаветные писатели указывают на Валаама, как на образец (как бы прообраз) и предтечу новозаветных корыстолюбивых лжеучителей, которые из-за прибытков попирают совесть и всякую святыню (см. 2Пет.2:12-15; Иуд.1:11; Откр.2:14).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 7 И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!
Ст. 8 Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает зла.
Ст. 9 С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится.
Ст. 10 Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!
В Cтихе 7 Валаам вкратце высказывает для какой цели призван он царем Моавским издалека, из Арама от гор восточных (см. прим. на Чис. 22:5).
В Стихе 8 он заявляет, что воля его бессильна, что уста его не могут произносить ничего противного воле Божией.
В Стихах 9 и 10 он произносит самое пророчество: «вот народ живет отдельно и между народами не числится», говорит он об Израиле, видя его вдали (может быть умственным оком). Эта замечательная характеристика Израиля встречается во Второзаконии в словах благословения Моисеева: «Израиль живет безопасно, один» (Втор. 33:28). Безопасность и спокойствие Израиля зависели от его нравственного одиночества: на него возложена была священная обязанность жить отдельно от других народов и не подчиняться никакому влиянию соседних народов. Эта обязанность жизни народа ярко отмечена в его истории: оставаясь верным Богу Израилеву, он был силен; по мере того как овладевало народом нравственное влияние язычников, он подпадал и власти их. Сам Валаам в виду этого пророчества дал совет Мадианитянам соблазнять Израиля посредством женщин, на служение Фегору (Чис. 31:16), дабы отнять у Израиля силу его одиночества. Выражение стиха 10-го «кто исчислит песок Иакова» есть выражение самого обетования, произнесенного в Быт. 13:16, 28:14. Не совсем понятно почему он говорит: «кто исчислит... число четвертой части Израиля». Можно полагать, что с высот, где он находится с Валаком виден был один только стан, из трех колен состоящий (Числ.2), т.е. четвертая часть Израиля. Заключительные слова Валаама напоминают «Дорога в очах Господних смерть святых Его» (Пс.115:6). Смерть праведного «насыщенного жизнью» (Быт. 25:8, 35:29; 1Пар.29:28) представляется счастливым и спокойным окончанием благословенного Богом пройденного жизненного пути: такого конца желает себе Валаам, может быть в тайном предчувствии своей бесславной и насильственной смерти. Израиль же представляется ему в совокупности народом праведников, (к чему он и был предназначен), в котором каждый, оставаясь верным своему Богу и царю, мог ожидать после благословенной жизни мирной кончины, как желаемого успокоения после трудов (ср. также Ис. 57:2).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
7. И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!
8. Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает [на него] зла.
9. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится.
10. Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!
В первой притче своей Валаам говорит, что хоть царь моавитский и призвал его из Месопотамии для того, чтобы проклясть народ израильский; но он не может сего сделать, потому что этот народ пользуется преимущественным благоволением Божиим; так что он выделен из среды всех остальных народов и неисчислим – подобно песку морскому. Посему сам Валаам желал бы умереть среди этого народа, ибо это была бы смерть праведника.
Поскольку известно, что народ еврейский впоследствии отринут был Богом, и что особенностью своего положения среди народов и необыкновенными милостями Божиими евреи пользовались неблагодарно; то из сего открывается приточность слов Валаама, которые во всей своей силе могут относиться только к духовному Израилю в новом завете, или церкви Христовой. Ее-то до конца возлюбил Господь и предал Себя за нее (Еф.5:25); сей-то церкви собственно и принадлежит неисчислимое множество во вселенной, и только христианская смерть в общении со Христом Спасителем может быть названа вожделенной и праведной.