Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17, 20 Возсияет звезда от Иакова. Это - Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов. И востанет князь от Израиля, это - Зоровавель. И погубит исполины моавитския по возвращении из плена и пленит вся сыны Сифовы, то есть, царства, сопредельные Иудее. Начало языков Амалик, потому что он первый вступил в брань с Израилем. И конец его погибнет в век. Это - Антиох, один из преемников Александровых, утеснявший Евреев во времена маккавейские.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Лев Великий, свт. (†461)

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых

Хотя этот дар имел божественное распоряжение, чтобы рождение Спасителя стало известным народам, но к пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама, ибо они знали о древнем пророчестве в известном слове: Взойдет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля и будет править народами. Итак, три мужа, божественным образом побужденные сиянием необыкновенной звезды, следуют за идущим впереди блистательным светом, полагая найти в Иерусалиме, в царском городе, ребенка, о котором было указано. Но, когда их надежды не оправдались, они узнали от иудейских писцов и ученых, что сообщило Писание о святом рождении Христа. Так что, укрепленные двумя свидетельствами, они с горячей верой устремились к Тому, на Кого указывала яркая звезда и авторитет пророков.

Проповеди

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых

Ведь если его [Валаама] пророчества были включены Моисеем в священные книги, то насколько подробнее они были записаны жившими в то время в Месопотамии, где Валаам прослыл знаменитым и где искусство его, как было установлено, нашло продолжателей? Именно от него происходит род волхвов, и такая наука сохранилась в восточных странах. Они имели у себя записанным все, о чем пророчествовал Валаам, а также имели записи, что от Иакова произойдет звезда и из Израиля восстанет человек. Все это волхвы имели у себя записанным, и потому, когда родился Иисус Христос, они узнали звезду и сами поняли, что совершилось пророчество, - быстрее, чем народ израильский, который равнодушно воспринимал слова святых пророков. А эти из всего, что Валаам оставил записанным, узнали, что настало время, пришли и, найдя Его, немедленно поклонились Ему; и обнаружили настолько большую веру, что почтили Младенца как царя.

Проповеди

Лактанций (†320)

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых

Также и Моисей в Книге Чисел говорит: Взойдет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля. Потому Он, хотя и является Богом, воплотился, чтобы, оказавшись между Богом и человеком, Своим учением привести человека к Богу, победив смерть.

Божественные установления

Евсевий Кесарийский (†339)

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых

Из-за этого пророчества и двинулись преемники Валаама (ибо это пророчество у них, по всей очевидности, сохранилось), когда поняли, что на небе появилась, помимо привычных звезд, некая гостья - в зените, можно сказать, и точно над Иудеей остановилась. Тогда они предприняли труд отправиться в Палестинскую землю из-за рассказа о царе, на которого указывала явившаяся звезда.

Доказательство в пользу Евангелия

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Чис.24:14-25

Ст14. (церк-сл).И ныне, се, иду до места своего: гряди, присоветую тебе, что сотворят людие сии людем твоим, в последняя дни.

Ст.15-17.И произнес притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.

О ком пророчествовал Валаам, как о звезде, воссиявающей от Иакова, и о человеке–скиптродержце от Израиля? 

По мнению некоторых толковников, ближайшим образом это пророчество Валаама относится к царю Давиду, который действительно поразил князей Моава и большую часть Моавитян истребил, а другую обратил в данников рабов (2Цар.8:2), тоже он сделан и с Идумеянамн (2Цар.8:12-14) и другими враждебными Евреями народами. Но во всей полноте это пророчество относится к Царю – Мессии. Так понимала это пророчество церковь Иудейская, что видно из таргумов на это место Онкелоса и Ионафана, также толкуют его и христианские отцы и учители Церкви, напр. Иустин мученик, Ориген, Феодорит, Златоуст и др. Кроме того, из самого пророчества видно, что полный смысл и исполнение его ни к кому не могут быть отнесены, кроме Мессии, Иисуса Христа. Напр. события, предрекаемые Валаамом, совершатся «в последняя дни» (Чис.24:14), что на языке св. писателей означает время пришествия Мессии (см. Быт.49:1; Ис.2:2; Гал.4:4; Евр.1:1 и др.), и именно уже после покорения Евреев Греками (см. Чис.24:24); предрекаемый скиптродержец-человек будет «звездою», воссиявающею для просвещения всего мира, и «жезлом», поражающим всех врагов и собирающим во едино стадо всех языческих народов («вся сыны Сифовы», – от Сифа Ной, а от Ноя по потопе все народы). Как исполнилось это пророчество на Иисусе Христе, мы отчасти видим из Евангели от Мф.2:2 и др.), и отчасти видим исполнение его в истории христианства доныне, а вполне оно исполнится в будущем, когда Иисус Христос всех врагов Церкви, язычников, положит под ноги Свои (1Кор.15:26). Пророчество Валаама, как большая часть пророчоств Даниила, предназначено было промыслом Божиим для язычников и им служило в просвещение.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Звезды 

Звезды (Втор.4:19) – под сим названием евреи разумели все созвездия, планеты и небесные тела, кратко, все светила, за исключением Солнца и Луны, созданные Богом вместе с солнцем и луной в четвертый день творения.

Псалмопевец, изображая всемогущество и всеведение Божие, говорит, что Он исчисляет количество звезд, всех их называет именами их (Пс.146:4).

Свящ. писатели для выражения необъятного множества употребляют следующие выражения: сосчитай звезды, если ты можешь счесть их; столько будет у тебя потомков (Быт.15:5), сказал Господь Аврааму; или другое равносильное сему выражение: как песок морской. Ничто в видимом мире не говорит так красноречиво о славе и всемогуществе Творца, как звездное небо (Пс.18). Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь. – Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, взывает псалмопевец, то что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его? (Пс.8:4,5).

В кн. Иова пишется, что когда Господь полагал краеугольный камень в основание земли, тогда, при общем ликовании утренних звезд, все сыны Божии восклицали от радости (Иов.38:7).

Вифлеемская звезда, явившаяся волхвам и приведшая их к месту рождения Спасителя, очевидно, была не естественным явлением, но чудесным: исполнивши свое назначение, она затем исчезла с неба. Св. Иоанн Златоуст говорит, что в виде звезды, руководившей волхвами, был ангел. И звезды спадут с неба (Мф.24:29), указывал Господь Спаситель как на одно из знамений Своего второго будущего пришествия на землю и Страшного Суда.

В Свящ. Писании в особенности упоминаются следующие звездыутренняя звезда (планета Венера), по пр. Исаие (Ис.14:12денница или сын зари; Плеяды, Орион, Медведица. Сотворил Ас, Кесиль и Хима (созвездия, соответствующие оным в настоящее время) и тайники юга, говорится в кн. Иова (Иов.9.9). Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли ты выводить созвездия в свое время, и вести Ас с ее детьми? – говорил Бог Иову. Знаешь ли ты уставы неба? (Иов.38:31,33). Дракон или змей. Рука Его образовала быстрого скорпиона (Иов.26:13). В пророчестве Валаама – восходит звезда от Иакова (Чис.24:17), под звездой разумеется Мессия – Христос, называемый также в Откровении Иоанна светлой, утренней звездой (Откр.22:16), так как Он озарил землю светом евангельского дня и вполне открыл людям тайны царствия Божия.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
Ст. 18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Произнося самое пророчество Валаам видит далекое будущее Израиля: не те только события, который могут непосредственно следовать за настоящей минутой, но и то будущее которое «не близко». В тексте слово Его, написанное большою буквой доказывает, что переводчики приняли толкование, признающее в словах Валаама Мессианское пророчество. Весьма вероятно, что пророческие слова Валаама, которых значение и для него самого было не понятно, рисовали будущее Израиля, и как царство земное, провидя величие царства Давида и Соломона, но конечно заключали в себе и таинственное указание на ту «звезду на востоке» (Матф. 2:1), которая была высшим исполнением обетований от первого обещания семени жены, которое поразит змия (Быт. 3:15) до пророчества Иакова о Примирителе (Быт. 49:10). Точно также поражение князей Моава и сынов Сифовых имеет двойное значение, и как возвеличение царства Израильского (О победах Израильтян над Моавитянами см. 2Цар. 8:11-12 при Давиде и 4Цар. 3:24-27 при Иораме царе Израильском; впоследствии они исчезают из истории), и как победа Слова Божия над языческими верованиями и учениями. По смыслу перифраз Онкелоса, а также и у позднейших раввинов, как например у раввина Шеломах бен Итцхаки (более известного под именем Раши, или Иархи XI века), сыны Сифа обозначают все человечество, так как только потомство этого сына Адама сохранено в лице Ноя и его сыновей. По поводу пророчеств об Едоме и горах Сеира, в которых они обитали, мы напоминаем что хотя у Едома (Исава) и был сын Амалик (Быт. 36:12), но не следует смешивать потомство его с Амалекитянами, которые гораздо ранее его рождения упомянуты в Быт. 14:7, и которые вероятно были кочевое ханаанское племя. Далее в пророчестве на Амалика (Чис. 24:20) ему пророчествуется гибель, но не так об Едоме, ему грозит пророчество лишь подчинением Израилю, что и исполнилось при Давиде (2Цар. 8:14) и Соломоне (3Цар. 9:26). Хотя в 3Цар. 11:16 и сказано, что Иоав военачальник Давыдов, жил шесть месяцев в Идумее, чтоб избить весь мужской пол в Идумее, но восстание царя Адара (рассказанное вслед за этим) против Соломона доказывает, что племя это было еще сильно. Но пришествие Мессии обозначилось тем еще, что исполнилось пророчество Иакова и «отошел скипетр Иуды», и на престол Иудеи под влиянием Рима восходит потомок Едома Ирод I. О погибели Амаликитян смотрите толкование к Чис. 24:20.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Чис.24:15-25

Четвертую свою притчу, подобно третьей, Валаам начинает излиянием своего пророческого восторга. Затем притча содержит пророчества: а) о явлении Мессии (Звезды от Иакова); б) об Идумеях; в) об Амаликитах и г) о Кенеях.

Явление Мессии (Чис.24:17). Следующими величественными чертами начинает Валаам изображать явление Мессии в роде человеческом и Его владычество над миром. Вижу Его, - говорит пророк, - но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля! Символы звезды и жезла весьма часто употребляются в Писании по отношению к Мессии (Мф.2:2; Откр.22:16; Ис.11:1; Пс.2:9), Замечательно, что при рождении Спасителя - звезда, явившаяся на востоке, привела к Нему волхвов персидских. Разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых! Ближайшим образом исполнились слова сии на Давиде, который был праотцом Мессии по плоти и прообразовал Его (2Цар.8:2). Но он, однако, не пленил всех сынов Сифовых, то есть весь род человеческий. Это дело одного Мессии, который пришел разрушить царство греха и власть дьявольскую над сынами Адама.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города

Ближайшим образом и отчасти имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей же своей полноте пророчество относится Церковью ко временам Мессии.

Церковь положила настоящее пророчество паремийным чтением на праздник Рождества Христова.

По словам одной церковной песни на означенный праздник, «ныне из Иакова, якоже Валаам рече, рождается Христос; языки же господствует, и возвысится благодатию Царство Его пребывающее непременно» (троп. 5 п. кан. на Р. X.). «Волхва звездочетца Валаама гадания ныне исполняются, — говорится в другом месте, — воссия бо звезда от Иакова и настави к солнцу славы дары носящие волхвы, от Персиды цари» (троп. 3 п. кан. на Р. X.).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible