Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И [увидев Ога,] произнес притчу свою, и сказал: горе, [горе,] кто уцелеет, когда наведет сие Бог!
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 23 И [увидев Ога,] произнес притчу свою, и сказал: горе, [горе,] кто уцелеет, когда наведет сие Бог!
Ст. 24 придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!
Данные стихи являют собой Седьмую притчу Валаамову. Мы знаем, что слова в скобках суть текст Семидесяти, не всегда согласный с еврейским. Здесь в особенности весьма трудно понять, почему есть указание на Ога Вассанского, который по тексту Чис. 21:33-35 не только был совершенно разбит, но и народ его совершенно уничтожен, ранее пророчеств Валаама; потому надо, держась еврейского текста, принять, что седьмая притча направлена против одного Ассура, который выше (Чис. 24:22) является победителем Кенеев. Валаам видит, как один за другим исчезают враги Израиля, Моав, потом Едом, Амалик, остатки Хананеев Кенеи, и наконец, сам Ассур смиряется кораблями Китима. Что такое Китим и что такое Ассур в этом пророчестве? И наконец, что может означать смирение Евера в устах Валаама? На эти весьма трудные вопросы отвечали различными предположениями. По-видимому можно остановиться на следующем. Валаам не видит всего ряда событий; он изрекает только то, что ему открыто проблесками в перспективе событий. Кроме того, если не ошибаемся, для него, как для многих восточных сказаний Ассур есть имя собирательное, заключающее в себе все народы и все возникавшие и разрушенные грозные монархии Востока (так напр. в книге Иудифь Навуходоносор назван царем Ассирийским). Ассирия, кажется, иногда была для иудеев географическим термином и в этом смысле Валаам, пророчествуя лишь о крупнейших мировых событиях, видит гибель Ассура от кораблей Киттима. Но Киттим имел двойственное значение, или толкование. В книге 1Мак.1:1 Александр Македонский изображался пришедшим из земли Хиттим, и Иудейские раввины признавали иногда слова Хеттим и Кеттим за имя Македонии. Между тем Бохарт по-видимому опиравшийся также на иудейское толкование, относит настоящее пророчество о Киттим, а также Дан. 11:29-30 к Римлянам и думает что Latium есть перевод арабского Кетим, что значит сокрытый. Таким образом под словом Киттим могло скрываться неясное еще пророчество о неизвестных еще (сокрытых) каких то народах, которые придут с запада разрушать восточные монархии, и в этом смысли погибель Ассура от Киттима может быть понята, как разрушение силы восточных народов под ударами греков, а самое смирение Евера далеко неясное пророчество о конечном разрушение царства Иудейского Римлянами.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Чис.24:15-25
Четвертую свою притчу, подобно третьей, Валаам начинает излиянием своего пророческого восторга. Затем притча содержит пророчества: а) о явлении Мессии (Звезды от Иакова); б) об Идумеях; в) об Амаликитах и г) о Кенеях.
Явление Мессии (Чис.24:17). Следующими величественными чертами начинает Валаам изображать явление Мессии в роде человеческом и Его владычество над миром. Вижу Его, - говорит пророк, - но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля! Символы звезды и жезла весьма часто употребляются в Писании по отношению к Мессии (Мф.2:2; Откр.22:16; Ис.11:1; Пс.2:9), Замечательно, что при рождении Спасителя - звезда, явившаяся на востоке, привела к Нему волхвов персидских. Разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых! Ближайшим образом исполнились слова сии на Давиде, который был праотцом Мессии по плоти и прообразовал Его (2Цар.8:2). Но он, однако, не пленил всех сынов Сифовых, то есть весь род человеческий. Это дело одного Мессии, который пришел разрушить царство греха и власть дьявольскую над сынами Адама.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И произнес притчу свою, и сказал: горе, кто уцелеет, когда наведет сие Бог
Слов «увидев Ога» нет в еврейском тексте (как отсутствуют они и во многих код. LXX у Гольмеса). Речь Валаама обращена к ассуру, еверу и киттиму.