Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Искусства, Ремесла, Художества
Искусства, Ремесла, Художества. Начало разных искусств, ремесел, художеств и разных других изобретений скрывается в глубокой древности. Из кн. Бытия (Быт.4:21) мы видим, что Иувал, сын Ламеха и Ады, был отец всех играющих на гуслях и свирели и Тувалкаин (Фовел) сын Циллы, был ковачом всех орудий из меди и железа (ст 22).
Строение Ноева ковчега требовало знания многих искусств и ремесел, как то: архитектуры, математических исчислений и т. п.
В кн. Исход (Исх.30:25) слово искусство стоит в связи с составлением мира и других драгоценных мастей, и из стихов 23 и 24 означенной главы нельзя не видеть, что для составления означенного мира требовалось особенное знание и опытность. Это миро употреблялось как для помазания святилища, так равно и для помазания высокопоставленных лиц, как-то: царей, первосвященников и пророков. Прочие драгоценные масти требовались при погребении царей и других почетных лиц. Так, напр., погребальный одр ц. Асы, по словам II кн. Пар. (2Пар.16:14), наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество. О сохраняющейся весьма долгое время силе сих последних мастей можно судить по тем египетским мумиям, которые находятся в катакомбах Египта или в различных европейских музеях.
В кн. Деян. (Деян.17:29) слово искусство стоит в связи с тщательной и тонкой обработкой и выделкой произведений из золота, серебра и драгоценных камней. Искусство резьбы на драгоценных камнях и выделки различных вещей из золота существовало уже в глубокой древности (Исх.28:9-14).
Множество прекрасных памятников древнего искусства мастеров золотых дел доселе сохраняется в Британском музее, в виде колец, серег, браслетов, цепочек и пр.
Описание св. ап. Павлом идолов в Афинах очень сходственно со словами псалмопевца, Исаии и других пророков (Пс. СXIII, 4, Ис.44:9-20). Величественная сатира на делателей идолов, в кн. пр. Исаии, в указанной цитате, живо рисует воображению, на какой степени стояли различные роды искусств, более чем за 700 лет до Р. X. В апокрифической кн. Премудрости Соломона (Прем.14:4,5) слово «искусство» стоит в связи с архитектурой морских судов и мореплаванием. Этот род искусства также один из древнейших. Корабельная пристань упоминается уже в пророчестве Иакова Завулону (Быт.49:13) и в кн. Судей (Суд.5:17); корабли же – в кн. Числ. (Чис.24:24), в 106 псалме (Пс.151:23) и у пр. Иезекииля, гл. XXVII. Впрочем, последняя цитата содержит в себе и вообще указание на множество искусственных изобретений и художеств, с которыми были знакомы древние евреи.
Киттим, Киттийский
Киттим, Киттийский (Дан.11,30). Киттим, один из сынов Иавана и внук Иафета. Его потомки, по свидетельству Иосифа Флавия, переселились из Финикии на остров Кипр. Вероятно, означенное название первоначально прилагалось к острову Кипру, но затем обратилось в общее название приморских стран и островов Средиземного моря.
В книге пророка Исаии (Ис.23,1) читаем, что известие о разрушении Тира должно дойти до кораблей фарсийских в то время, как они поплывут мимо земли Киттимской, иначе острова Кипра. Пророчество Валаама о кораблях от Киттима, которые смирят Ассура и Евера, но которые и сами затем погибнут (Чис.24,24), по объяснению многих комментаторов, надобно понимать не о Македонском только царстве времен Александра, но и о последующих земных царствах.
В апокрифических книгах под названием Киттим разумеются македоняне, а Вульгата в книге пророка Даниила (Дан.11,30) слово Киттим переводит словом римляне.
Корабль
Корабль (Быт.49,13). Слова: корабль, корабельная пристань в первый раз встречаются в благословении патриарха Иакова Завулону: Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной и предел его до Сидона.
Впрочем, евреи сами по себе никогда не были склонны к морским путешествиям и предприятиям. Их торговля с отдаленными странами производилась большей частью или сухим путем, или через посредство других народов, более склонных к мореплаванию. Даже в лучшие времена своей истории евреи не имели у себя постоянных корабельных судов и обычно довольствовались рыбачьими лодками, лавировавшими вдоль берегов Средиземного моря или по водам Галилейского моря. Эти рыбачьи суда несомненно были небольшого размера, грубой отделки и, как видно из евангельского повествования, нередко подвергались опасности крушения от сильных ветров, волновавших при непогоде Галилейское море.
Когда Соломон строил корабль в Ецион-Гавере, при восточном берегу Чермного моря, он должен был пользоваться помощью корабельщиков царя Хирама, хорошо знакомых с морем (IIIЦар.9,26-28); впрочем, из сравнения с параллельным местом оказывается, что самые корабли были присланы Соломону Хирамом, царем тирским, и что строение оных главным образом было обязано искусству тирских кораблестроителей (IIПар.8,18).
Мы знаем также, что, при другом случае, Иосафат заготовил себе корабли в той же самой гавани и что они не дошли до Офира, так как разбились в Ецион-Гавере, и когда Охозия предложил ему участвовать в возобновлении морской экспедиции, то Иосафат не согласился на это (IIIЦар.22,48). Из III книги Царств (IIIЦар.20,35-37) известно, что Иосафат и Охозия участвовали сообща в первом предприятии и что означенное предприятие было осуждено Богом.
Мы не можем с достоверностью определить, когда впервые начали заниматься кораблестроением, так как о них мало говорится в первых книгах Библии за исключением, например, разве того, что Иаков говорит в своем пророчестве Завулону о корабельной пристани; из чего можно заключить, что торговые сношения с чужеземными народами на морском берегу Финикии были уже распространены между хананеями и во времена Иакова (Быт.49,13). Валаам в своем пророчестве указывает на корабли из Киттима (Чис.24,24), и сам Моисей в одном месте упоминает о кораблях, на которых, как говорит он, Господь возвратит народ свой в Египет (Втор.28,68). Иов говорит о легких ладьях (Иов.9,26) и из книги Судей известно, что колено Даново уже издавна владело кораблями (Суд.5,17).
При всем том очевидно, что первыми моряками, с которыми вступили в сношение евреи, были финикияне. Знаменитые фарсийские корабли, без сомнения, были из Финикии, и должно отдать справедливость, что они действительно строились весьма прочно и отличались своей величиной и удобствами. Пророк Иезекииль, изображая славу и величие Тира, ясно дает видеть, что финикийские корабли не только имели прочное устройство, иногда роскошное убранство, но и совмещали в себе все приспособления для производства обширнейшей, мировой торговли (Иез.27,4-25).
Иоппия (Яффа) была почти единственной гаванью у евреев, и корабли, входившие и выходившие из оной, были по преимуществу финикийские. Тир и Сидон считались первыми приморскими корабельными городами древнего мира.
В позднейшие времена, из нескольких мест Нового Завета мы видим указания и на корабли, принадлежавшие римлянам и другим народам, нередко приспособленные для дальних и долгих путешествий. Книга Деяний апостольских в особенности сообщает небезынтересные подробности о кораблях и навигации в древнее время. Лица, желающие основательно ознакомиться с означенным вопросом, с большой пользой для себя могут читать повествования о морских путешествиях и кораблекрушении святого апостола Павла, изложенные особенно живо в указанной книге.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 23 И [увидев Ога,] произнес притчу свою, и сказал: горе, [горе,] кто уцелеет, когда наведет сие Бог!
Ст. 24 придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!
Данные стихи являют собой Седьмую притчу Валаамову. Мы знаем, что слова в скобках суть текст Семидесяти, не всегда согласный с еврейским. Здесь в особенности весьма трудно понять, почему есть указание на Ога Вассанского, который по тексту Чис. 21:33-35 не только был совершенно разбит, но и народ его совершенно уничтожен, ранее пророчеств Валаама; потому надо, держась еврейского текста, принять, что седьмая притча направлена против одного Ассура, который выше (Чис. 24:22) является победителем Кенеев. Валаам видит, как один за другим исчезают враги Израиля, Моав, потом Едом, Амалик, остатки Хананеев Кенеи, и наконец, сам Ассур смиряется кораблями Китима. Что такое Китим и что такое Ассур в этом пророчестве? И наконец, что может означать смирение Евера в устах Валаама? На эти весьма трудные вопросы отвечали различными предположениями. По-видимому можно остановиться на следующем. Валаам не видит всего ряда событий; он изрекает только то, что ему открыто проблесками в перспективе событий. Кроме того, если не ошибаемся, для него, как для многих восточных сказаний Ассур есть имя собирательное, заключающее в себе все народы и все возникавшие и разрушенные грозные монархии Востока (так напр. в книге Иудифь Навуходоносор назван царем Ассирийским). Ассирия, кажется, иногда была для иудеев географическим термином и в этом смысле Валаам, пророчествуя лишь о крупнейших мировых событиях, видит гибель Ассура от кораблей Киттима. Но Киттим имел двойственное значение, или толкование. В книге 1Мак.1:1 Александр Македонский изображался пришедшим из земли Хиттим, и Иудейские раввины признавали иногда слова Хеттим и Кеттим за имя Македонии. Между тем Бохарт по-видимому опиравшийся также на иудейское толкование, относит настоящее пророчество о Киттим, а также Дан. 11:29-30 к Римлянам и думает что Latium есть перевод арабского Кетим, что значит сокрытый. Таким образом под словом Киттим могло скрываться неясное еще пророчество о неизвестных еще (сокрытых) каких то народах, которые придут с запада разрушать восточные монархии, и в этом смысли погибель Ассура от Киттима может быть понята, как разрушение силы восточных народов под ударами греков, а самое смирение Евера далеко неясное пророчество о конечном разрушение царства Иудейского Римлянами.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Чис.24:15-25
Четвертую свою притчу, подобно третьей, Валаам начинает излиянием своего пророческого восторга. Затем притча содержит пророчества: а) о явлении Мессии (Звезды от Иакова); б) об Идумеях; в) об Амаликитах и г) о Кенеях.
Явление Мессии (Чис.24:17). Следующими величественными чертами начинает Валаам изображать явление Мессии в роде человеческом и Его владычество над миром. Вижу Его, - говорит пророк, - но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля! Символы звезды и жезла весьма часто употребляются в Писании по отношению к Мессии (Мф.2:2; Откр.22:16; Ис.11:1; Пс.2:9), Замечательно, что при рождении Спасителя - звезда, явившаяся на востоке, привела к Нему волхвов персидских. Разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых! Ближайшим образом исполнились слова сии на Давиде, который был праотцом Мессии по плоти и прообразовал Его (2Цар.8:2). Но он, однако, не пленил всех сынов Сифовых, то есть весь род человеческий. Это дело одного Мессии, который пришел разрушить царство греха и власть дьявольскую над сынами Адама.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель
«Придут корабли от Киттима и смирят Ассура». Под именем «Киттим» на языке Св. Писания разумеются острова и прибрежья Средиземного моря, расположенные на запад от Палестины, как-то: Македония, Греция, Италия, с прилегающими к ним островами. В 1 кн. Мак Александр Македонский представляется пришедшим из земли Хиттим (Хеттим, Киттим); по уверению раввинов, Хиттим и Македония — одно и то же.
Таким образом, начало порабощения Ассура (собирательное имя азиатских монархий) Киттимом можно усматривать в завоевательных походах Александра Македонского (1Мак I:1). Впоследствии греческая гегемония на Востоке сменилась римской.
«И смирят Евера»: имеется в виду подчинение евреев греческому и римскому господству.
«Но и им гибель». Греко-римская империя (Киттим) в свой черед упала под ударами варварских народов.