Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Агаг

Агаг
 (пламенеющий) (Чис.24:7) был царем амаликитян. Некоторые думают, что это название было общим титулом царей амаликитских, как титул фараонов был общим названием для царей египетских; из упоминания о нем в вышеуказанном пророческом месте мы можем полагать, что он был одним из самых сильных тогдашних царей. Другое лицо, точно так же называемое, было взято в плен Саулом во время поражения амаликитян (1Цар.15:8); но Саул оставил его в живых, и он после того был приведен к Самуилу, который разрубил его на части (1Цар.15:33), наказание, довольно распространенное и в других местах в позднейшие времена.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.

Продолжая говорить метафорами, в 7-м стихе Валаам берет за символ богатства и плодородия воду, которая во всех жарких странах есть необходимое условие богатой растительности. «Польется вода из недр его» можно сопоставить с угрозой высказанной Израилю Моисеем, если он отступит от Господа: «небеса твои сделаются медью и земля железом.... и вместо дождя Господь даст земле твоей пыль» (Втор. 28:23-24). В том же смысле плодородия употреблено и следующее выражение о семени Израилевом, т.е. его потомстве, которое «будет как великие воды», и тогда царь этого народа превзойдет Агага. Имя Агаг, как видно из 1Цар 15, кажется было наследственным титулом или наследственным именем Амалекитских царей. Слово это значит «высокий» или, если следовать арабскому словопроизведению, «огненный» (Еспин) или «горящий» (Броун). Иудейское предание называет Амана (Есф. 3:1) потомком Агага (в нашем переводе книги Есфирь Аман враг иудеев назван «Вугеянином» (так и в греческ. переводе LXX). В западных же переводах он назван Агагитянином; весьма вероятно, что это только разное чтение одного и того же имени, вследствие того, что массоретическая пунктуация еще не существовала. Иудейское предание сохраненное у Фл. Иосифа называло Амана Амалекитянином, потомком Агага и указывало на наследственную вражду Израиля с Амалитом (сравн. Исх. 17:16) и приписывает ему наследственную вражду к Израилю. Вообще настоящее место указывает, что Амалекитяне достигли весьма важного и даже первенствующего значения в странах прилегающих к Мертвому морю и Иордану (сравн. далее Чис. 24:20), хотя вероятно оставались всегда кочевым племенем.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

7. польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.
8. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага].
9. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!

Затем Валаам снова повторяет свое пророчество о бесчисленном множестве потомства Иаковлева, которое он поэтически уподобляет великим водам речным; говорит о быстроте и широте завоеваний израильских и как бы в пример приводит унижение Амалика, бывшего первым врагом Израиля в пустыне. Имя Агага было почетным титулом, который носили цари амаликитские.

В своих победах, по исшествии из Египта, Израиль уподобится быстрому единорогу, а после побед он успокоится как лев или львица – насытившиеся добычей, и никто не посмеет нарушить его покоя. Точно так же некогда пророчествовал патриарх Иаков о Великом Потомке из колена Иудина, то есть о Мессии (Быт.49:9). Благословляющий тебя благословен – так заключает Валаам свою третью притчу о народе израильском, – и проклинающий тебя проклят!. Так некогда сам Господь обетовал Аврааму (Быт.12:3). Сие же обетование повторено Исааком сыну своему Иакову (Быт.27:29). Таинственный смысл сего обетования, – по объяснению отцов церкви, – относится к Великому Семени Жены, о котором благословились все народы земли, вошедшие в состав благодатного царства Мессии.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его

Символом богатства и плодородия берется вода, как непременное условие обильной и богатой растительности [LXX передают первую половину 7 стиха иначе: ἐξελεύσεται ἄνθρωπος ἐκ τοῦ σπέρματος αὐτοῦ (слав.: изыдет человек от семени его), след. вместо абстрактного понятия подлинника «семя» ставят конкретное понятие лица, в отдаленном смысле — Мессии.]. Имя «Агаг» (LXX: Γώγ, слав.: Гог), по всей вероятности, было титулом амаликитских царей, подобно тому, как имена: «Авимелех» — герарских; «Фараон», «Птоломей» — египетских; «Кесарь» — римских.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

II. Паримия на вечерне праздника Рождества Христова (Числ. 24:2–3, 5-9, 17–18). В сей паримии излагается благословение Валаама Израильтянам и пророчество его о Звезде от Иакова.

Изыдет человек от семене его и обладает языки многими, и возвысится царство его и возрастет

Это пророчество относится к тому времени, когда согласно древнейшим обетованиям (Быт. 17:6, 35:11) должна возникнуть от семени Иакова единоличная, царская власть. И этой-то власти суждено возвысить славу народа Божия победами над врагами его и расширением области его владычества. Ближайшим образом это должно случиться в царствование Давида. Он распространил царство свое до Евфрата. Одни из соседних народов он привел в полное подданство, другие вступили в вассальное отношение к нему. Но царская власть, могущественная в лице Давида и подобных ему царей Израильского народа, при других представителях ее не могла до конца удержать наследованного ею господства над народами, сама не раз подвергалась уничижению не только от иноземцев, но и от самих Израильтян, и наконец совсем оскудела в избранном народе, вместе с политическим падением этого народа. Впрочем, это оскудение было только временное, в лице вечного Царя Христа Спасителя, происшедшего из семене Иакова чрез Давида, она обновилась и простерлась на все народы. Устами Давида Господь изрек обетование о покорении этому вечному Царю всех народов: «и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли» (Пс. 2:8). Об исполнении сего обетования в Своем лице Иисус Христос по воскресении из мертвых свидетельствует: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28:18).

Толкование на паремии из книги Чисел

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka