Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Солнце

Солнце
 (Быт.1:16,15:12 и др.). Еврейское название солнца есть шемес, встречающееся нередко в собственных названиях городов, как, напр., Беф-Шемеш, Ир-Шемеш и др. Великое значение и важность сего небесного светила достаточно объясняет нам причины, почему оно так часто упоминается в Свящ. Писании.

Многие из этих указаний совершенно понятны и не требуют особых объяснений, но мы можем сказать несколько слов касательно языческого боготворения солнца, о котором нередко говорится на страницах Библии. Как кажется, боготворение солнца было одним из древнейших видов язычества (Иов.31:26,27). С течением времени оно распространилось более, и солнце получило несколько разнообразных наименований и стало олицетворяться в различных символах и образах. Египтяне выработали особенную систему поклонения солнцу. Финикийский Ваал, очевидно, был олицетворением солнца. Вавилоняне, халдеи и большая часть языческих народов Азии предавались поклонению солнца под тем или другим наименованием. От них приняли оное греки и римляне, и отсюда оно распространилось в большей части тогдашней Европы.

Боготворение солнца служило одной из тех форм идолопоклонства, в которое впадали иногда евреи. Вот почему в Библии встречаются такие выражения: кони, которых ставили цари иудейские солнцу (4Цар.23:2), курения, которые возжигали пред Ваалом, солнцем, и др. (ст. 5). Поклонение солнцу было воспрещено в Пятикнижии Моисеевом (Втор.4:19,17:3). Боготворение солнца было особенно распространено между некоторыми аравийскими племенами и, по свидетельству англичанина М. Палграва, существует даже до настоящего времени.

Символическое значение солнца в Св. Писании весьма разнообразно:

1) захождение и затмение солнца означает гнев Божий и Его праведное наказание, также бедствие, скорбь и страдания (Мф.27:45); его свет и ясное сияние означает счастливое состояние (Ис.30:26). Сам Господь, как источник всякого света, блага и блаженства, образно называется в Св. Писании солнцем (Пс.43:12). Он просвещает человека, очищает, укрепляет, оживляет, согревает и делает способным и готовым ко всякому благому делу. Что закат и затмение солнца служит образом несчастья для людей и для целых народов, это видно из многих мест Свящ. Писания (напр., Иер.15:9, Мих.3:6, Ис.5:30,13:10, Иез.32:7,8, Ам.8:9).

2) Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания (Сир.17:16,23:28; Чис.25:42Цар.12:11,12).

3) Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений (Иер.31:35,36, Пс.71:5,17,89:36,37).

4) В особенности солнце служит образом слова Божия. Как оно в царстве природы распространяет свет и теплоту, жизнь и плодородие, то же самое производит слово Божие в царстве духовном и нравственном (Пс.18:2-7). И если небо и земля с своими светилами некогда прейдут, то слово Божие никогда не прейдет (Лк.21:23), сн. (1Пет.24:25).

5) Носители слова Божия имеют солнце своим символом. Истинная Церковь в Откровении Иоанна изображается облеченной в солнце (Апок.12:1). Праведники, возрожденные словом Божиим, воссияют некогда, как солнце, в царстве Отца их (Мф.13:43, Дан.12:2, Ис.30:26, Суд.5:31).

6) Но истинное солнце, истинный свет, коего видимое нами солнце служит только слабым отблеском, есть Вечное Слово, Господь, Христос. Лицо Его сияет как солнце в силе Своей (Апок.1:16). Он есть Солнце правды (Мал.4:2), истинный свет (Ин.1:9), пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (Ин.3:19,8:12,9:5) и все просвещает, Он свет невечерний, вечный, незаходимый (Апок.21:23,22:5).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

4. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. (Числ. 25:4)

5. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. (Числ. 25:5)

6. И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. (Числ. 25:6)

     Стихи 4 и 5 следуете разуметь так, что во исполнение Божия повеления Моисей дает приказ судьям применить на основании судебного приговора законы Левита (см. Лев. 20:2, Лев. 20:6), о предании смерти лиц служащих другим богам, в особенности Молоху, который как мы выше упоминали (см. толкование автора к Числ. 25:3) кажется есть только особое имя Ваала, т. е. «господина». Но кроме побития камнями, трупы именно начальников должны были быть выставлены на позор и пример народу, что впрочем и выясняется стихом 6-м (Числ. 25:6), и 14-м (Числ. 25:14), из которого видно, что начальник поколения Симеонова Зимри не постыдился в глазах Моисея и всего общества привести в стан мадианитянку.
     По поводу выражения стиха 4-го (Числ. 25:4) «возьми всех начальников народа и повесь» и пр., конечно, надо разуметь всех тех, которые служили Фегору и увлекли своим примером остальных израильтян. Или как переводит Коленсо: «Возьми с собою глав народа (как свидетелей и судей) и повесь их (виновных) пред глазами всего народа» можно думать впрочем, что более всего были виноваты именно богатейшие и именитейшие израильтяне, потому что мы видим , во-первых из стиха 6-го (см. Числ. 25:6) что «все общество» (т. е. большая часть) с Моисеем плакали перед лицем Скинии, и потому также, что нет сомнения, что моавитские и мадианитские женщины старались привлечь по совету Валаама более влиятельных лиц. (Сравни толкование об убитой мадианитянке (см. толкование автора к Числ. 25:18). О повешении на дереве после побития камнями (см. Втор. 21:22, Втор. 21:23); а о выражении стиха 4-го (Числ. 25:4) "перед солнцем", т. е. публично, явно, ср. выражение 2Цар.12:12, которое выясняет значение этого оборота речи.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня

«Всех начальников народа», согрешивших жертвами и блудом в честь языческого божества, «повесь пред солнцем», т. е. в промежуток времени до захода солнца: по закате солнца тела повешенных должны по закону убираться (Втор XXI:22, 23).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible