Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Солнце
Солнце (Быт.1:16,15:12 и др.). Еврейское название солнца есть шемес, встречающееся нередко в собственных названиях городов, как, напр., Беф-Шемеш, Ир-Шемеш и др. Великое значение и важность сего небесного светила достаточно объясняет нам причины, почему оно так часто упоминается в Свящ. Писании.
Многие из этих указаний совершенно понятны и не требуют особых объяснений, но мы можем сказать несколько слов касательно языческого боготворения солнца, о котором нередко говорится на страницах Библии. Как кажется, боготворение солнца было одним из древнейших видов язычества (Иов.31:26,27). С течением времени оно распространилось более, и солнце получило несколько разнообразных наименований и стало олицетворяться в различных символах и образах. Египтяне выработали особенную систему поклонения солнцу. Финикийский Ваал, очевидно, был олицетворением солнца. Вавилоняне, халдеи и большая часть языческих народов Азии предавались поклонению солнца под тем или другим наименованием. От них приняли оное греки и римляне, и отсюда оно распространилось в большей части тогдашней Европы.
Боготворение солнца служило одной из тех форм идолопоклонства, в которое впадали иногда евреи. Вот почему в Библии встречаются такие выражения: кони, которых ставили цари иудейские солнцу (4Цар.23:2), курения, которые возжигали пред Ваалом, солнцем, и др. (ст. 5). Поклонение солнцу было воспрещено в Пятикнижии Моисеевом (Втор.4:19,17:3). Боготворение солнца было особенно распространено между некоторыми аравийскими племенами и, по свидетельству англичанина М. Палграва, существует даже до настоящего времени.
Символическое значение солнца в Св. Писании весьма разнообразно:
1) захождение и затмение солнца означает гнев Божий и Его праведное наказание, также бедствие, скорбь и страдания (Мф.27:45); его свет и ясное сияние означает счастливое состояние (Ис.30:26). Сам Господь, как источник всякого света, блага и блаженства, образно называется в Св. Писании солнцем (Пс.43:12). Он просвещает человека, очищает, укрепляет, оживляет, согревает и делает способным и готовым ко всякому благому делу. Что закат и затмение солнца служит образом несчастья для людей и для целых народов, это видно из многих мест Свящ. Писания (напр., Иер.15:9, Мих.3:6, Ис.5:30,13:10, Иез.32:7,8, Ам.8:9).
2) Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания (Сир.17:16,23:28; Чис.25:4; 2Цар.12:11,12).
3) Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений (Иер.31:35,36, Пс.71:5,17,89:36,37).
4) В особенности солнце служит образом слова Божия. Как оно в царстве природы распространяет свет и теплоту, жизнь и плодородие, то же самое производит слово Божие в царстве духовном и нравственном (Пс.18:2-7). И если небо и земля с своими светилами некогда прейдут, то слово Божие никогда не прейдет (Лк.21:23), сн. (1Пет.24:25).
5) Носители слова Божия имеют солнце своим символом. Истинная Церковь в Откровении Иоанна изображается облеченной в солнце (Апок.12:1). Праведники, возрожденные словом Божиим, воссияют некогда, как солнце, в царстве Отца их (Мф.13:43, Дан.12:2, Ис.30:26, Суд.5:31).
6) Но истинное солнце, истинный свет, коего видимое нами солнце служит только слабым отблеском, есть Вечное Слово, Господь, Христос. Лицо Его сияет как солнце в силе Своей (Апок.1:16). Он есть Солнце правды (Мал.4:2), истинный свет (Ин.1:9), пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (Ин.3:19,8:12,9:5) и все просвещает, Он свет невечерний, вечный, незаходимый (Апок.21:23,22:5).
Георгий Константинович Властов (†1899)
5. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. (Числ. 25:5)
6. И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. (Числ. 25:6)
Стихи 4 и 5 следуете разуметь так, что во исполнение Божия повеления Моисей дает приказ судьям применить на основании судебного приговора законы Левита (см. Лев. 20:2, Лев. 20:6), о предании смерти лиц служащих другим богам, в особенности Молоху, который как мы выше упоминали (см. толкование автора к Числ. 25:3) кажется есть только особое имя Ваала, т. е. «господина». Но кроме побития камнями, трупы именно начальников должны были быть выставлены на позор и пример народу, что впрочем и выясняется стихом 6-м (Числ. 25:6), и 14-м (Числ. 25:14), из которого видно, что начальник поколения Симеонова Зимри не постыдился в глазах Моисея и всего общества привести в стан мадианитянку.По поводу выражения стиха 4-го (Числ. 25:4) «возьми всех начальников народа и повесь» и пр., конечно, надо разуметь всех тех, которые служили Фегору и увлекли своим примером остальных израильтян. Или как переводит Коленсо: «Возьми с собою глав народа (как свидетелей и судей) и повесь их (виновных) пред глазами всего народа» можно думать впрочем, что более всего были виноваты именно богатейшие и именитейшие израильтяне, потому что мы видим , во-первых из стиха 6-го (см. Числ. 25:6) что «все общество» (т. е. большая часть) с Моисеем плакали перед лицем Скинии, и потому также, что нет сомнения, что моавитские и мадианитские женщины старались привлечь по совету Валаама более влиятельных лиц. (Сравни толкование об убитой мадианитянке (см. толкование автора к Числ. 25:18). О повешении на дереве после побития камнями (см. Втор. 21:22, Втор. 21:23); а о выражении стиха 4-го (Числ. 25:4) "перед солнцем", т. е. публично, явно, ср. выражение 2Цар.12:12, которое выясняет значение этого оборота речи.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня
«Всех начальников народа», согрешивших жертвами и блудом в честь языческого божества, «повесь пред солнцем», т. е. в промежуток времени до захода солнца: по закате солнца тела повешенных должны по закону убираться (Втор XXI:22, 23).