Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И пришли дочери Салпаада, сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина из поколения Манассии, сына Иосифова, и вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1, 3 И сии имена дщерей Салпаада: Маала и Нуа, и Егла, и Мелха, и Ферса. Дочери Салпаада говорили, что отец их не был в числе тех пяти, которые восстали на Господа и преогорчили Его своими курениями, но в пустыни греха своего ради умре, как и все шестьсот тысяч Евреев, и не был пожжен огнем, и не сошел во ад живой. Посему, дано повеление, чтобы каждый имел наследие в своем колене, и наследие одного колена не смешивалось с наследием других колен и не переходило в другое колено. В ином смысле, дочери Салпаадовы, получающие наследия вместе с другими собратиями, изображают святых жен, которые вместе с мужами приемлют наследие во царствии Божием.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Махла

Махла
 (болезнь) (Чис.27:1-4) – одна из дочерей Салпаада, колена Манассиина, которая вследствие смерти своего отца, не оставившего после себя сыновей, вместе с другими сестрами просила Моисея дать им во владение удел в колене для сохранения имени отца их в племени. С соизволения Божия Моисей уважил их ходатайство, и им был предоставлен удел отца их (ст. 6–11). По этому поводу сынам Израилевым было объявлено Моисеем повеление Господне: если кто умрет не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его (ст. 8)

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

1. И пришли дочери Салпаада, сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина из поколения Манассии, сына Иосифова, и вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца ;
   
     
Отдел первый этой главы, от Чис.27:1-11, следует рассмотреть для полноты изложения с добавочным постановлением гл. Чис.36 . Здесь вследствие особого случая подымается вопросы во-первых об самостоятельном праве наследования, а вместе с тем и собственности женщин; во-вторых об наследовании поземельной собственности за неимением прямых нисходящих потомков, (причем дети обоих полов считаются бесспорно исключительными наследниками); и в-третьих в гл.Чис.36 добавочное постановление при наследовании земельного удела девицами дочерьми, ограничивает их право избрания себе мужа лишь пределом колена их, (о чем подробнее в своем месте). Что женщина могла быть самостоятельной хозяйкой, не находясь в опеке постоянно до смерти, как было то узаконено римским правом, на это мы находим доказательства в законодательстве настоящей главы и в косвенном указании Втор.15:12, что еврейка могла быть продана в рабство. Но так как из законов Исх.22:3, мы видим, что еврей мог быть продан, когда ему нечем было заплатить за украденное, а из Лев.25:39 видно, что обедневшие евреи (продавшие свои участки) иногда продавали сами себя в рабство, то мы в праве предположить в виду закона этой гл. Чис.27, что еврейки по какому-нибудь случаю, не находящиеся ни во власти отца, ни во власти мужа, были признаваемы лично ответственными, и по уголовному суду и по гражданскому праву.
      Мы находим следы прав женщин, на некоторую долю наследства, а стало быть и на независимую от братьев собственность и в древнейшие времена. Так в кн. Быт.31:14 Рахиль и Лия жалуются на несправедливость отца своего Лавана, не выделившего им «доли и наследства в доме отца нашего».Так Иов, книга которого относится лучшими критиками к самой высокой древности (Шультенс в предисловии к кн. Иова, Хеверник в предисловии к Ветхому Завету § 30, Кук в Библ. лекс. Смита с ссылкой на блаженого Иеронима, опираясь на архаические обороты и слова языка кн. Иова, на близость этого языка к древнеарабскому языку, на совершенное молчание о великих событиях Исхода и проч. относят кн. Иова к периоду времени до Моисея), «дает дочерям своим наследство между братьями их» Иов.42:15 .
       Вследствие этого мы в праве думать, что Господь освящал своим повелением древний бытовой закон семитов, на который упирались дочери Салпаада: «Правду говорят дочери Салпаадовы», говорит Господь. Это не новый закон, а восстановление древнего права.

Священная летопись. Том третий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka