итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте

Ангел сказал Деве Марии: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк 1:28), уже с тобой Тот, Кто будет в тебе. Благословенна ты между женами (mulieres) (Лк 1:28, 42). Святое Писание свидетельствует, что на еврейском языке всех лиц женского пола обычно называли mulieres (зрелыми женщинами), чтобы не удивлялись и не соблазнялись те, кто обычно не слушает Писаний. Господь в одном месте Писаний открыто говорит: «Исключите женщин (mulieres), которые не познали мужа». Вспомните, наконец, само наше происхождение, когда Ева была сотворена из ребра мужа, что говорит об этом Писание? Он вынул у него ребро и сотворил из него женщину (mulierem). Она уже называется женщиной: сотворенная из мужчины, но еще не соединившаяся с ним. Значит, когда вы слышите от ангела: Благословенна ты между женами (mulieres), понимайте так, как если бы мы сказали: «Благословенна ты среди женщин» (feminas).

Проповеди

Феодорит Кирский, блж. (†457)

итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте

Почему законодатель повелел избить Мадианитянок, бывших в замужестве? Потому что они наставлены были в учении нечестия, и могли развратить взявших их в плен.

Толкование на книгу Чисел

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 13-17 И вышли Моисей и Елеазар священник и все князья общества навстречу им из стана. И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем;  Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
 

Как ни жестоко нам кажется это приказание, отданное Моисеем, но с одной стороны оно было в нравах всех народов того времени; с другой все женщины по всей вероятности были глубоко испорчены самыми обрядами, которыми сопровождалось замужество, ибо есть много оснований думать, что Фегор было божество, требовавшее самых постыдных жертв. Наконец истребление той части Мадианитян, которая искушала Израиля, была исполнением приговора, а поводом к этому приговору было преимущественно служение Ваал-Фегору, в которое увлекали Израиля женщины (Чис.31:16); поэтому нравственная безопасность Израиля требовала, чтобы в среде его не было тех глубоко испорченных женщин, которые не могли уже забыть постыдных обрядов, в которых они участвовали. Воины израильские могли оставить женщин в земле Моавитян и не брать их в плен, но они привели их в стан, где присутствие их не могло быть допущено и их приказано было предать смерти. Но более всего кажется вероятно, судя по количеству пленниц оставленных живыми (см. ниже Чис.31:35), что были преданы смерти лишь посвященные (кедеша) культу Фегора, или Астарты, т. е. публичные женщиныˆНадо еще помнить, что между браком в среде евреев и браком народов, покланявшихся божествам с постыдными культами лежала разница неизмеримая. Среди Израиля существовал тот брак, о котором в Посл. к Евреям.13:14 говорится: «брак честен, ложе непорочно». Женщины из народа, служившего Ваал-Фегору, были не жены, а блудницы и даже вероятно не могли быть приняты в конкубинат еврея, как другие пленницы, (по  Втор.21:11-13).

Относительно истребления всего мужеского пола Мадианнтян, или того колена этого народа, которое жило на восток от Иордана, нельзя принимать буквально слов стиха 7-го (Чис.31:7), так как мы видим в книге Судей (гл. 7, 8), что Мадианитяне были опять сильны, и воевали против израильтян, и что Гедеон «смирил их и Мадианитяне уже не стали подымать головы своей». (Суд.8:28)

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-18 итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя

Мальчики рассматриваются как вероятные продолжатели жизни своих отцов. Женщины, «познавшие мужа на мужеском ложе», — как постоянная возможность соблазна для евреев повторить свое ситтимское увлечение (Чис XXV). Девочки, не оскверненные постыдными обрядами в честь Ваал-Фегора, могли быть перевоспитаны (по сравнительной мягкости своего характера) в среде благочестивых евреянок и впоследствии стать членами израильской общины.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible