Ст. 3-6
И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами; По тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну. И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну. И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.
Приуготовительные распоряжения к войне, невольно останавливают внимание: во первых, война объявляется одним Мадианитянам, во вторых, посылается только двенадцать тысяч воинов, в третьих, посылается Финеес, отличившийся ревностью к делу Божию, когда начальники колен были увлечены сами к идолослужению. Последнее назначение очень понятно, но менее ясно, не большое войско и объявление войны одним Мадианитянам., что Мадианитяне были племя кочевое и притом разбросанное по всему пространству, от восточного берега залива Аккабы и Синайского полуострова, до Мертвого моря и равнин Моавитских, поэтому мы и не можем ожидать, чтобы оно было особенно многочисленно, или сильно в Моаве, хотя нет сомнения, что оно именно составляло главную силу Моава. Моавитяне племя слабое по природе и далеко не воинственное совершенно, по-видимому, подчинилось влиянию той части Мадианитян, которые жили в этих местах; но с другой стороны оно по слабости же своей и не смело противодействовать Израилю, когда воины его проникли в землю Моава с целью наказать Мадианитян, живших посреди их в особых городах и селениях. Если дочери Моава и были виновны в прельщении Израиля, то однако управляли всем этим делом Мадианятяне, и потому они именно подвернулись гневу Господню и войне истребления. Еспин говорит, по поводу стихов 3-го и след.: «Самые слова совершить мщение Господне над Мадианитянамн», указывают что эта война не была войною обыкновенною. И действительно, это была не только война, сколько исполнение божественного приговора над виновным народом. Мадианитяне намеренно искушали и насколько могли довели до погибели души и тела значительной части народа Израильского, хотя им не могло быть неизвестным, что Валаам, вызванный проклясть Израиля, по повелению Божию благословлял его, а потому Мадианитяне сознательно и упорно возмутились против Бога и Его повелений. Поэтому Господь явно и в глазах всех народов наказывает их. Исполнение приговора посредством тех же израильтян, которых они прельщали, предводительствуемых тем же Финеесом, который показал ревность свою по закону и убил преступных Зимри и Хазву (Чис.25:14-15), притом исполнение этого приговора малым числом воинов, взятых поровну из всех колен и притом чудесно сохраненных (Чис.31:49) во время этой войны, и самое упоминание о священных сосудах и трубах, (Чис.31:6) взятых в этот поход, – все это вместе взятое свидетельствует, что мы находимся перед приговором Господним так же чудесным, как и уничтожение развратных городов долины Сиддимской (Содома и др.).
Отто Герлах делает по поводу этой главы замечание, что для самих израильтян, как и для окружающих их народов война Мадианитская была знамением, что таков будет успех их и в земле обетованной против народов Палестины, если они пребудут верными Иегову – Богу своему