Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Числа 33:52
то прогони́те от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите;
Прочие
Георгий Константинович Властов (†1899)
Мы присутствуем, как говорили уже выше, при последних действиях и распоряжениях Моисея. Народ израильский дошел до Иордана, овладел страною на восток от Иордана, от Меромского озера на севере до Арнона на юге; страна эта отдана двум с половиною коленам в удел; война с мадианитянами окончена с успехом. Наконец Моисей, заканчивая свою хронику начертанием списка местностей, которые особенно замечательны в кочевой жизни Израиля, присовокупляет к ней распоряжения, касающиеся раздела обетованной земли, несколько важнейших законов уголовных и некоторые гражданские закона, относящиеся к владению уделов по коленам. Этот отдел заканчивает книгу Чисел, обнимая собою кроме последних стихов этой главы (50–56) главы XXXIII, XXXIV (Числ.34), XXXV (Числ.35) и XXXVI (Числ.36).
Возвращаясь к стихам 50 – 56 этой главы мы находим во первых повеление изгнать всех жителей земли и истребить идолов (ср. Исх.23:24; 34:13) и разделить землю по жребию, сообразуясь с численностью колена, как указано выше в Числ.26:53-55. Здесь вновь присовокупляется только (ст. 55 – 56) предупреждение, чтобы Израиль не вступал в дружественные отношения к племенам, населяющим Ханаан и не позволял им жить рядом с ними, хотя бы и в подчиненном положении, дабы они не сделались «сетью среди вас» (Исх.34:12), или как сказано в настоящей главе Чисел «терном для глаз ваших и иглами для боков ваших». К этому присовокупляется многознаменательное выражение: «что Я вознамерился сделать им, сделаю вам». Господь о намерении своем относительно жителей Палестины объявил в откровении Аврааму в словах: «в четвертом роде потомки твои возвратятся сюда, ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16). Под общим именем Аморреев в этом выражении заключаются все народы Ханаана, как ясно из последующих стихов (Быт.15:18-21). Народы эти предназначены были к гибели в смысле гибели их независимого национального существования, связанного с культами, которые не могли способствовать развитию человечества. Если бы израильтяне (как они, и сделали впоследствии) оставили эти языческие племена в пользовании своих национальных прав и позволили им безнаказанно исполнять обряды своих натуралистических религий, то нет сомнения, что сами они увлеклись бы в распущенную и развратную жизнь этих народов, и сделались бы, как они, негодными для Царства Божия и развития человечества, а потому подверглись бы одной участи с этими племенами, не оставившими никаких следов в жизни человечества.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 50-52 и 55–56 И сказал Господь Моисею на равнинах Моавитских у Иордана, против Иерихона, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите
При заметной склонности Израиля к сенсуализму в религии и его пылком темпераменте и отзывчивом на чувственные удовольствия, соседство язычников-хананеев с их культом в честь Ваала-Астарты, не должно быть желательным для избранного народа.