Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Пришли главы семейств от племени сынов Галаада, сына Махирова, сына Манассиина из племен сынов Иосифовых, и говорили пред Моисеем [и пред Елеазаром священником] и пред князьями, главами поколений сынов Израилевых,

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Чис.36:1-13

Ст.1-3.Пришли главы семейств от племени сынов Галаада, сына Махирова, сына Манассиина из племен сынов Иосифовых, и говорили пред Моисеем [и пред Елеазаром священником] и пред князьями, главами поколений сынов Израилевых, и сказали: Господь повелел господину нашему дать землю в удел сынам Израилевым по жребию, и господину нашему повелено от Господа дать удел Салпаада, брата нашего, дочерям его; если же они будут женами сынов которого-нибудь другого колена сынов Израилевых, то удел их отнимется от удела отцов наших и прибавится к уделу того колена, в котором они будут [женами], и отнимется от доставшегося по жребию удела нашего;

Чем известны дочери Салпаада из колена Манассиина? 


Тем, что по поводу их сиротства без братьев и по поводу их замужества даны были два закона: закон о наследии женщинами поземельной собственности и закон ужичества, или о браке по родству. Салпаад из племени Махирова, колена Манассиина, умер, не оставивши сыновей, а только пять дочерей. Когда в стане у Иордана Моисей делал исчисление народа, мужей от 20 лет и старше, с целью между прочнм для определения и разделения наследственных уделов по коленам, родам и семействам (Чис.26:52-56); то дочери Салпаада просили, чтобы семейство их отца, состоявшее тогда только из них пятерых девиц, не лишено было поземельного удела в своем колене и роде. В следствие такого их ходатайства дан был Богом общий закон о праве дочерей наследовать удел своего отца в случае, если нет сына наследника у умершего (Чис.27:1-8). Если же умерший совсем бездетен, то удел его переходил к братьям и т. д. к ближайшим родственникам по боковым линиям (Чис.36:9-11). Другой закон, закон ужичества, изложен в рассматриваемой 36-ой главе книги Числ. По этому закону, браки девиц, имеющих поземельную наследственную собственность, должны быть заключаемы только с мужами из своего колена и рода и даже с родственниками.

Что такое – закон ужичества? 

Слово «ужичество» (от уже – связь, веревка) значит родственная связь, родство; отсюда – браки по закону ужичества суть браки, обязательные в силу родственной связи между брачущимися лицами. Закон ужичества, кроме указанного случая при владении женою поземельною собственностью, действовал еще тогда, когда умирал муж, не оставивши после себя потомства; в этом случае оставшуюся бездетную вдову должен взять замуж брат умершего, деверь ее, а первенец, родившийся от этого брака, должен считаться по закону сыном умершего, «чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (Втор.25:5-10). Это – деверский брак, или левират (от levir – деверь).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 1–3 Пришли главы семейств от племени сынов Галаада, сына Махирова, сына Манассиина из племен сынов Иосифовых, и говорили пред Моисеем и пред князьями, главами поколений сынов Израилевых, И сказали: Господь повелел господину нашему дать землю в удел сынам Израилевым по жребию, и господину нашему повелено от Господа дать удел Салпаада, брата нашего, дочерям его; Если же они будут женами сынов которого-нибудь другого колена сынов Израилевых, то удел их отнимется от удела отцов наших и прибавится к уделу того колена, в котором они будут, и отнимется от доставшегося по жребию удела нашего;

В главе Чис.27:6-11 мы вндеии, что Господь повелел признавать право на удел в женской линии за недостатком мужеского пола наследников; дальнейшее развитие этого закона в его практическом применении было последствием просьбы сынов Махира в лице глав семейств своего полу-колена, которые наблюдая интересы всего рода Махирова, представляют Моисею, что в среде удела полу-колена Манассиина в Вассане могут возникнуть частные владения лиц, принадлежащих к другим коленам, и таким образом нарушится единство управления колена и вместе с сим самый удел уменьшится. Вопрос этот еще усложняется случаем, указанным в следующем стихе (Чис.36:4).

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

1. Пришли главы семейств от племени сынов Галаада, сына Махирова, сына Манассиина из племен сынов Иосифовых, и говорили пред Моисеем [и пред Елеазаром священником] и пред князьями, главами поколений сынов Израилевых,
2. и сказали: Господь повелел господину нашему дать землю в удел сынам Израилевым по жребию, и господину нашему повелено от Господа дать удел Салпаада, брата нашего, дочерям его;
3. если же они будут женами сынов которого-нибудь другого колена сынов Израилевых, то удел их отнимется от удела отцов наших и прибавится к уделу того колена, в котором они будут [женами], и отнимется от доставшегося по жребию удела нашего;
4. и даже когда будет у сынов Израилевых юбилей, тогда удел их прибавится к уделу того колена, в котором они будут [женами], и от удела колена отцов наших отнимется удел их.

В первых четырех стихах главы излагается повод к изданию закона о девах, имеющих право на отцовское наследство. Сим поводом послужили дочери Салпаада, из колена Манассиина. Еще за несколько времени пред сим, когда умер отец их в пустыне (Чис. 27:1-3), не оставив мужского поколения, они обратились с просьбой к Моисею, дабы отдан был в их потомственное владение тот участок земли обетованной, который выпал бы на долю отца их, по завоевании и разделении сей земли. Моисей представил сие дело на рассмотрение Господа и получил позволение удовлетворить просьбу дочерей Салпаадовых, и даже поставить на будущее время общим законом, чтобы наследство отца, не оставившего сыновей, переходило в потомственное владение его дочерям (Чис.27:1–11). Затем представилось новое недоумение, по случаю тех же дочерей Салпаадовых; ибо в случае их супружества с кем-нибудь не из колена Манассиина, удел их перешел бы в чужое колено, и не возвратился бы назад даже в юбилейный год; – ибо мужья получали во всегдашнее потомственное владение наследство своих жен. Начальники племен колена Манассиина, опасаясь могущего произойти таким образом уменьшения своего удела, представили свои опасения на усмотрение Моисея, а он вопросил о сем Господа, вследствие чего и издан был закон о девах, получивших отцовское наследство.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Чис.36:1-9

 

См. Чис.27:1–11 и примечание к Чис.27:8 ст.

Толковая Библия. Толкование на книгу Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka