Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Как повелел Господь Моисею, так и сделали дочери Салпаадовы.

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Чис.36:1-13

Ст.1-3.Пришли главы семейств от племени сынов Галаада, сына Махирова, сына Манассиина из племен сынов Иосифовых, и говорили пред Моисеем [и пред Елеазаром священником] и пред князьями, главами поколений сынов Израилевых, и сказали: Господь повелел господину нашему дать землю в удел сынам Израилевым по жребию, и господину нашему повелено от Господа дать удел Салпаада, брата нашего, дочерям его; если же они будут женами сынов которого-нибудь другого колена сынов Израилевых, то удел их отнимется от удела отцов наших и прибавится к уделу того колена, в котором они будут [женами], и отнимется от доставшегося по жребию удела нашего;

Чем известны дочери Салпаада из колена Манассиина? 


Тем, что по поводу их сиротства без братьев и по поводу их замужества даны были два закона: закон о наследии женщинами поземельной собственности и закон ужичества, или о браке по родству. Салпаад из племени Махирова, колена Манассиина, умер, не оставивши сыновей, а только пять дочерей. Когда в стане у Иордана Моисей делал исчисление народа, мужей от 20 лет и старше, с целью между прочнм для определения и разделения наследственных уделов по коленам, родам и семействам (Чис.26:52-56); то дочери Салпаада просили, чтобы семейство их отца, состоявшее тогда только из них пятерых девиц, не лишено было поземельного удела в своем колене и роде. В следствие такого их ходатайства дан был Богом общий закон о праве дочерей наследовать удел своего отца в случае, если нет сына наследника у умершего (Чис.27:1-8). Если же умерший совсем бездетен, то удел его переходил к братьям и т. д. к ближайшим родственникам по боковым линиям (Чис.36:9-11). Другой закон, закон ужичества, изложен в рассматриваемой 36-ой главе книги Числ. По этому закону, браки девиц, имеющих поземельную наследственную собственность, должны быть заключаемы только с мужами из своего колена и рода и даже с родственниками.

Что такое – закон ужичества? 

Слово «ужичество» (от уже – связь, веревка) значит родственная связь, родство; отсюда – браки по закону ужичества суть браки, обязательные в силу родственной связи между брачущимися лицами. Закон ужичества, кроме указанного случая при владении женою поземельною собственностью, действовал еще тогда, когда умирал муж, не оставивши после себя потомства; в этом случае оставшуюся бездетную вдову должен взять замуж брат умершего, деверь ее, а первенец, родившийся от этого брака, должен считаться по закону сыном умершего, «чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (Втор.25:5-10). Это – деверский брак, или левират (от levir – деверь).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Чис.36:5-10
 

Каждое колено составляло административную и даже отчасти политическую единицу, что доказывается отдельными войнами, которые вели напр., сыны Махира в Вассане (Числ.32:39-42), сыны Иудины против Хананеев и Ферезеев (Суд.I:2,4,18); Неффалим и Завулон под предводительством Варака против Иавина и Сисара (Суд.4:10), наконец весь Израиль против колена Вениаминова (Суд.20:1 и след.). В виду этого устройства, составлявшего силу Израиля, так как каждое колено составляло и свое собственное ополчение под своим знаменем, не представлялось удобным нарушать его вследствие отдельных частных случаев притом, вероятно, весьма редких, а потому Моисей вопрошает Господа и получает в откровении закон, который отчасти стесняя право выбора мужей для наследниц, дает однако широкий простор естественному человеческому желанию счастья и любви. Наследницы удела во всяком колене Израилевом (ср. ст. 6 с ст. 8) имеют право избрать себе мужа по сердцу: «кто понравится глазам их», с тем только, чтобы он принадлёжал к племени колена отца их. Таким образом выбор наследницы невесты мог остановиться на одном из многочисленных юношей, принадлежащих к колену Израилеву, составлявшему в сущности почти целый народ по численности своей.

Естественно думать, что в исключительных случаях, когда любовь влекла невесту к лицу не принадлежащему к ее колену, то она жертвовала своим участком и теряла сознательно на него право, переходя с потомством в колено мужа.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Чис.36:5-12

Закон сей состоял в следующем. Всякая дочь, наследующая от отца удел (за отсутствием братьев), имеет право вступить в супружество с кем-либо только из родственного колена и племени; дабы таким образом не перемешивались уделы, и каждое колено привязано было только к своему собственному уделу. Повинуясь сему закону, дочери Салпаада вышли в замужество за сыновей дядей своих. Блаженный Феодорит видит в сем законе нарочитую цель, чтобы беспримесным сохранялось семя Иудино, в котором Бог обетовал благословение язычникам. Девы же, не имевшие права на отцовское наследство, т. е. при живых братьях, могли вступать в замужество во всяком колене (1Цар.18:272Пар.22:11).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka