Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И дал Моисей повеление сынам Израилевым, по слову Господню, и сказал: правду говорит колено сынов Иосифовых;
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.1-3.Пришли главы семейств от племени сынов Галаада, сына Махирова, сына Манассиина из племен сынов Иосифовых, и говорили пред Моисеем [и пред Елеазаром священником] и пред князьями, главами поколений сынов Израилевых, и сказали: Господь повелел господину нашему дать землю в удел сынам Израилевым по жребию, и господину нашему повелено от Господа дать удел Салпаада, брата нашего, дочерям его; если же они будут женами сынов которого-нибудь другого колена сынов Израилевых, то удел их отнимется от удела отцов наших и прибавится к уделу того колена, в котором они будут [женами], и отнимется от доставшегося по жребию удела нашего;
Чем известны дочери Салпаада из колена Манассиина?
Тем, что по поводу их сиротства без братьев и по поводу их замужества даны были два закона: закон о наследии женщинами поземельной собственности и закон ужичества, или о браке по родству. Салпаад из племени Махирова, колена Манассиина, умер, не оставивши сыновей, а только пять дочерей. Когда в стане у Иордана Моисей делал исчисление народа, мужей от 20 лет и старше, с целью между прочнм для определения и разделения наследственных уделов по коленам, родам и семействам (Чис.26:52-56); то дочери Салпаада просили, чтобы семейство их отца, состоявшее тогда только из них пятерых девиц, не лишено было поземельного удела в своем колене и роде. В следствие такого их ходатайства дан был Богом общий закон о праве дочерей наследовать удел своего отца в случае, если нет сына наследника у умершего (Чис.27:1-8). Если же умерший совсем бездетен, то удел его переходил к братьям и т. д. к ближайшим родственникам по боковым линиям (Чис.36:9-11). Другой закон, закон ужичества, изложен в рассматриваемой 36-ой главе книги Числ. По этому закону, браки девиц, имеющих поземельную наследственную собственность, должны быть заключаемы только с мужами из своего колена и рода и даже с родственниками.
Что такое – закон ужичества?
Слово «ужичество» (от уже – связь, веревка) значит родственная связь, родство; отсюда – браки по закону ужичества суть браки, обязательные в силу родственной связи между брачущимися лицами. Закон ужичества, кроме указанного случая при владении женою поземельною собственностью, действовал еще тогда, когда умирал муж, не оставивши после себя потомства; в этом случае оставшуюся бездетную вдову должен взять замуж брат умершего, деверь ее, а первенец, родившийся от этого брака, должен считаться по закону сыном умершего, «чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (Втор.25:5-10). Это – деверский брак, или левират (от levir – деверь).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Каждое колено составляло административную и даже отчасти политическую единицу, что доказывается отдельными войнами, которые вели напр., сыны Махира в Вассане (Числ.32:39-42), сыны Иудины против Хананеев и Ферезеев (Суд.I:2,4,18); Неффалим и Завулон под предводительством Варака против Иавина и Сисара (Суд.4:10), наконец весь Израиль против колена Вениаминова (Суд.20:1 и след.). В виду этого устройства, составлявшего силу Израиля, так как каждое колено составляло и свое собственное ополчение под своим знаменем, не представлялось удобным нарушать его вследствие отдельных частных случаев притом, вероятно, весьма редких, а потому Моисей вопрошает Господа и получает в откровении закон, который отчасти стесняя право выбора мужей для наследниц, дает однако широкий простор естественному человеческому желанию счастья и любви. Наследницы удела во всяком колене Израилевом (ср. ст. 6 с ст. 8) имеют право избрать себе мужа по сердцу: «кто понравится глазам их», с тем только, чтобы он принадлёжал к племени колена отца их. Таким образом выбор наследницы невесты мог остановиться на одном из многочисленных юношей, принадлежащих к колену Израилеву, составлявшему в сущности почти целый народ по численности своей.
Естественно думать, что в исключительных случаях, когда любовь влекла невесту к лицу не принадлежащему к ее колену, то она жертвовала своим участком и теряла сознательно на него право, переходя с потомством в колено мужа.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Закон сей состоял в следующем. Всякая дочь, наследующая от отца удел (за отсутствием братьев), имеет право вступить в супружество с кем-либо только из родственного колена и племени; дабы таким образом не перемешивались уделы, и каждое колено привязано было только к своему собственному уделу. Повинуясь сему закону, дочери Салпаада вышли в замужество за сыновей дядей своих. Блаженный Феодорит видит в сем законе нарочитую цель, чтобы беспримесным сохранялось семя Иудино, в котором Бог обетовал благословение язычникам. Девы же, не имевшие права на отцовское наследство, т. е. при живых братьях, могли вступать в замужество во всяком колене (1Цар.18:27; 2Пар.22:11).