Скрыть
повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 И рече Господь к Моисею, глаголя: повели сыном Израилевым, да изгонят из полка всякаго прокаженнаго, и всякаго проливающаго семя

Сие заповедано с намерением возбудить Евреев к размышлению, что, если нечистыми делают и невольные осквернения, то кольми паче мерзки грехи произвольные. А также побуждало сие отлучаемых и принужденных жить вне жилищ своих озаботиться о том, чтобы скорее очиститься, войти снова в жилище свое и присоединиться к сонму.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Феодорит Кирский, блж. (†457)

повели сыном Израилевым, и да изгонят из полка всякаго прокажен­наго, и всякаго проливающаго семя, и всякаго нечистаго душею

Кого Моисей называет нечистым душею? Того, кто прикасался к мертвому, или приближался к костям мертвеца.

Почему и сим нечистым, и прокаженным, и изливающим семя повелел закон жить вне полка? Малым научает великому. Ибо если нечист прикасающийся к мертвому; тем паче нечист, кто гнусным убийством причиняет смерть. И если нечист прокаженный, тем паче нечист, кто предается порокам разного рода. Так в лице изливающего семя осуждается прелюбодейство. Ибо если скверно и непроизвольное, тем паче гнусно делаемое намеренно.

Вопросы на Восьмикнижие

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

повели сыном Израилевым, и да изгонят из полка всякаго прокажен­наго, и всякаго проливающаго семя, и всякаго нечистаго душею

Смотри, какой чистоты требовал Господь от израильтян, с которыми Он благоволил быть, как Отец с детьми. Не так же ли чистым должен быть ты?..

Дневник. Том II. 1857–1858

Георгий Константинович Властов (†1899)

5:2 повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,
5:3 и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу.
5:4 И сделали так сыны Израилевы, и выслали их вон из стана; как говорил Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы.


(Ст. 2–4). Приказание о высылке прокаженных вне стана дано (Лев.13:46); о других нечистотах телесных упомянуто в Левите гл.15; хотя там ничего не сказано о высылке их из лагеря, – но из других мест книги Левита видно, что считавшийся нечистым, даже при условной нечистоте (например, отводивший козла отпущения (Лев.16:26) мог войти в стан лишь омывши все тело свое и все одежды свои; (также лица, сжигавшие вне стана тельца за грех и прочее). Нечистота, сообщаемая прикосновением к трупу умершего человека, упоминается уже в Левите в главе 21, а к трупу животного в гл.11:24; но более подробные наставления об очищении после прикосновения к трупу человека отнесены в 19 главе Чисел (ст. 11–22). Здесь, при чтении ст. 2–4 этой главы, мы должны разуметь, что в стане, – то есть правильно очерченною прямоугольнике, стороны которого обозначены расположением, как выше упомянуто, известных колен Израилевых, – все оскверненные постоянно или временно или условным осквернением, не могли находиться, доколе они нечисты. Но при этом нельзя заключить, чтобы прокаженные не были отделены в особый лагерь от временно нечистых. Как мы говорили в кн. Левита (см. вступл. в гл. 13), прокаженные всегда имели особый лагерь, где они питались щедрыми подаяниями общины. Что же касается нечистых или условно нечистых, то они выносили свои шатры временно за стан, и жили в них доколе оканчивались дни очищения. Заметим, что по всей вероятности, изданные несколько месяцев ранее законы о прокаженных, и другие законы начали быть приводимы в исполнение лишь со второго месяца второго года, со дня Исхода, то есть с того времени, как это исполнение записано в книге Чисел.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу

Заботясь о сохранении чистоты внутренней, члены избранного народа должны были сохранять и чистоту внешнюю как символ и обнаружение чистоты духа.

Будучи символом последней, физическая чистота могла служить для многих несовершенных вместе с тем и ее стимулом: усиленная опрятность тела могла повести к нравственной чистоплотности. «Малое научает великому, — замечает блаж. Феодорит. — Если нечист прикасающийся к мертвому, — то тем более нечист тот, кто причиняет смерть. Если нечист прокаженный, — то тем более нечист тот, кто предается разного рода порокам. В лице изливающего семя осуждается прелюбодейство, ибо если скверно и непроизвольное, — тем более гнусно делаемое намеренно» (Толк. на кн. Чис, вопр. 8; то же см. Ефр. Сир., Толк, на кн. Чис, гл. V).

Вместе с тем, конечно, имелись в виду и мотивы санитарно-гигиенического характера.

Физическая нечистота еврея, делавшая его нечистым перед Богом и людьми, зависела частью от состояния его собственного тела (некоторые болезни и физиологические процессы), частью от соприкосновения с внележащими нечистыми предметами.

Физически нечистые изгонялись из стана: прокаженные на все время болезни, а прочие лишь на время законного очищения. Обряд очищения состоял в одних случаях в простом омовении (Лев XI:28, 32, 40); в других — в окроплении очистительной водой (Чис XIX:11–12, 16–18); в-третьих — в принесении жертвы (Лев XIV).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible