Скрыть
если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-9 скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его; и всякое возношение из всех святынь сынов Израилевых, которые они приносят к священнику, ему принадлежит

Легчайшие грехи назвал человеческими, потому что естеству человеческому, как удобоизменяемому, невозможно быть свободным от всех грехов. Сказано: «никтоже чист от скверны, аще и един день житие его» (Иов.14:4, 5). Посему-то и божественный Давид взывает: «не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк человек» (Пс.142:2). Един Владыка Христос, и как человек, и как Бог, не имеет порока. И провидя сие, Пророк Исаия взывал: «Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (Ис.53:9; 1Пет.2:22). Посему не имея собственных грехов, приял на Себя грехи других. Ибо «Сей грехи наша носит и о нас болезнует» (Ис.53:4). И великий Иоанн взывает: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин.1:29). Посему и «в мертвых свободь» (Пс.87:6), как неправедно претерпевший смерть. Итак, божественный закон учит, как должно врачевать прегрешивших нетяжко. Ибо нарушившему какое-либо условие повелевает сперва исповедать грех, а потом взятое у обиженного возвратить ему сполна, приложив еще пятую часть (Чис.5:7). А если бы случилось, что обиженный, прежде нежели обидевший раскается, кончит жизнь, то отдать это ужику. Ужиком же называет принадлежащего к роду, и порядок рода был следующий: первый – сын, потом дочь, потом брат отцев, а потом брат дедов. Если бы не было никого из таковых, заступает место ближайший сродник. А если бы не нашлось сродника, то закон повелевал сказанное выше приносить Богу. Ибо сказано так: «аще же несть человеку ужика, яко отдати ему преступление, отдаемое Господу, жерцу да будет, кроме овна очищения, имже помолится о нем» (Чис.5:8). Постановлено же и приносимые начатки снедать жрецам; потому что начатком народа были левиты, а начатком левитов – архиерей. Посему, как начатки, пользовались они начатками.

Вопросы на Восьмикнижие

Георгий Константинович Властов (†1899)

5:5 И сказал Господь Моисею, говоря:
5:6 скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,
5:7 то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;
5:8 если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;

 

(Ст. 5–8), В книге Левитов (Лев.5:15, 6:2-6) указаны случаи, когда кто либо «согрешит против посвященного Господу» или «согрешит.... запрется пред ближним в том, что ему поручено или..... обманет.... или найдет потерянное и запрется в том».... Во всех этих случаях, желающий войти в общение с Господом и очистить сердце свое покаянием, должен возвратить утаенное или незаконно присвоенное сполна; приложить пятую часть, и за грех свой принести в жертву повинности «из стада овец овна без порока» (Лев. вышеуказ. стихи).

Здесь повторение и дополнение высказанного уже закона, но при том в весьма знаменательной связи с очищением всего стана Израилева от всяких осквернений, при чем естественно, в умы народа проводится мысль, что для сохранения себя в полной чистоте пред Господом недостаточно плотской чистоты, но что и обида, нанесенная брату сквернит обидчика, который очищается возвращением неправильно приобретенного с добавлением пятой части, и жертвоприношением. Отсылая для более подробного разъяснения этих законов к Гл. 5 и 6 Левита, мы заметим, что при возврате святилищу неправильно от него удержанного, овен, по мнению О. Герлаха, зачитался по оценке в счет следуемой с виновного платы. В законах же о возврате неправильно приобретенного от частного лица нет этого зачета и овен представляется для жертвы сверх возврата утаенного обиженному с пеней пятой части: вот почему и здесь в стихе 8 уплата святилищу, за отсутствием наследников производится сполна (сверх овна очищения).

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-8 И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его

Незаконно присвоивший вещь должен возвратить ее собственнику или его наследнику (за неимением последнего в скинию), с приплатой одной пятой части стоимости похищенного. Являясь наказанием за похищение, приплата пятой части служила вместе предостережением на будущее время. Кроме возвращения собственности потерпевшему виновный обязывался еще принести жертву повинности (Лев V:15; VI:2–6).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible