Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
и должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в жертву повинности; прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено.

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Чис.6:1-21

Ст.1-3.И сказал Господь Моисею, говоря:объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;
 

Что такое обет назорейства? 

Это – такой обет, по которому человек всецело посвящал себя на служение Богу подвигами благочестия и который обязывал его к особенному самоотвержению и отречению от плотских удовольствий. Человек, давший такой обет, и по особо религиозно благочестивым подвигам, и по самой внешности своей отделялся от обычного образа жизни других людей, был отшельником. Самое еврейское название обета и обещавшегося – назир (от назар – быть отделенным) означает человека отделенного от обыкновенных людей, отшельника. Ветхозаветные назореи были подобны монашествующим и отшельникам Церкви новозаветной, только монашество в христианстве получило более определенные формы духовной жизни и более строгий характер. Назорейство в древней ветхозаветной Церкви было явлением редким и мало известным; как на примеры ветхозаветных назореев, можно указать на Самсона (Суд.13:5), Самуила (1Цар.1:11) и Иоанна Крестителя (Лк.1:15).


Какие частные внешние подвиги составляли обет назорейства и какое их значение?

 Их три. Первый – воздержание от вина (виноградного) и всяких охмеляющих напитков (евр. шехар – «сике-ра») и от всего виноградного; это требование вообще означало для назорея воздержание от плотских удовольствий, постничество. Второй – рощение волос на голове; это было внешним знаком, как вообще длинные волосы и покрытие головы на востоке (см. 1Кор.11:4-6,10), знаком смирения и всецелого подчинения своей воли воле Божией и вместе знаком чести, диадемою на голове своей от Господа, которому назорей – раб. Третий – неприкосновение к умершим и воздержание от обрядов оплакивания умерших; это знаменовало вообще высшую чистоту духовную, какую должен соблюдать назорей по подобию первосвященника (Лев.21:10-11).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Жертва вины

Жертва вины
 была назначена только для частных лиц и притом за такие преступления, которые, хотя не были достойны смерти, требовали, однако, удовлетворительного наказания. Она состояла из овна, большей частью по оценке священника (Лев.5:15 и др.), или овцы, или козы, или ягненка (Лев.5:1-19, Чис.6:12). По заклании животного на северной стороне жертвенника кровь его кропилась на жертвенник со всех сторон, тук сжигался на жертвеннике, как и при жертве за грех, а мясо съедалось священниками в святом месте (Лев.7:17 и др.).

Библейская энциклопедия 1891г


Жертвоприношения у евреев

Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода мы видим из Священого Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он разводил (Быт.4:3).

Патриарх Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносит жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт.8:20). Точно так же патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт.12:7,13:4,26:25 и др.).

До времен Моисея побуждением и основной мыслью жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния.

В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов.1:5) и за его трех друзей (Иов.42:8). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея фараону о жертвах в пустыне (Исх.10:25).

Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительного. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис.15:5,6,18:11); затем птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев.1:14). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев.22:27,29) – из мелкого скота он должен быть однолетним (Исх.12:5), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т. п. (Лев.22:20-24).

Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев.2:14), высушенными на огне и растолченными, и пшеничной мукой (Лев.2:1), с возлитым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев.2:2 и д.) и пшеничной мукой, приготовленной в горшке с елеем (Лев.2:7). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев.2:13, Мк.9:49) и не могла быть кислой: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев.2:11).

Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета.

С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т. е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев.1:3,4,4), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев.1:4,5-11,3:2,8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и пр., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Исх.29:12, Лев.4:7,18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев.1:6,8:20); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем.

При принесении в жертву голубей священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотой и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их, и наконец сожигал на жертвеннике (Лев.1:15 и сл.).

С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев.2:2,3:16,6:6,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарениям и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев.7:11), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.

Из жертв, приносимых Богу евреями, отметим следующие:

а) Жертва всесожжения Быт.8:20,22:2, Исх.29:42
б) Жертва греха Лев.4:25-30, Исх.29:10, Чис.8:7-12
в) Жертва вины Лев.5:15, Лев.5:1-19, Чис.6:12
г) Жертва спасения или мира Лев.3:1, Лев.7:12, Лев.7:16
д) Жертва бескровная, дар бескровный Лев.2:2,6:14-16, Чис.28:5
е) Жертва очищения Лев.16:2-34,23:26-32 
ж) Жертва ревнования Чис.5:11-31 
з) Жертва возлияния Чис.15:5,28:7,8,10,4Цар.16:13

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

6:9 Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего: то он должен остричь голову свою в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее,
6:10 и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания;
6:11 священник одну из птиц принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его от осквернения мертвым телом, и освятит голову его в тот день;
6:12 и должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в жертву повинности; прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено.


(Ст. 9–12). Очищение назорея происходит по уставу Левит (Лев.5:2,5:6-7) и, кроме того, назорей приносит жертву повинности, как согрешивший по ошибке (Лев.5:15,5:17-18), и затем начинает исполнение своего обета снова. В стихе 9-м выражение, что назорей должен остричь голову «в день очищения его» объясняется стихом 11 главы 19 Чисел где сказано: «кто прикоснется к мертвому телу какого либо человека, не чист будет семь дней»; по стиху 12 главы 19 Чисел в третий и седьмой день требовалось омываться водою очистительною, (о которой в своем месте). Стало быть, в случае нечаянного осквернения трупом, назорей должен был исполнить сперва общий закон и в день очищения остричь голову, принести упомянутые выше жертвы и начинать снова исполнение своего обета.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

9. Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего: то он должен остричь голову свою в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее,
10. и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания;
11. священник одну из птиц принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его от осквернения мертвым телом, и освятит голову его в тот день;
12. и должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в жертву повинности; прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено.

В случаях непроизвольного нарушения обетов назорейства, например при внезапной смерти кого-нибудь в присутствии назорея, сей последний, подобно всем оскверненным, должен был пробыть семь дней в отлучении и в седьмой день остричь голову свою;
в восьмой же день он должен был принести установленную в законе жертву о грехе и затем снова начать посвященные Господу дни назорейства своего, с присовокуплением единолетнего агнца в жертву повинности. В сем случае грех и повинность (преступление) назорея хотя были не произвольны, но они могли происходить все-таки от недостатка внимательности и осторожности с его стороны, или же предполагали наказание Божие за какие-нибудь другие грехи его внутренние.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-12 и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания; священник одну из птиц принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его от осквернения мертвым телом, и освятит голову его в тот день; и должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в жертву повинности; прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено

Ср. Лев V:2, 6-7, 15, 17-18.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka