Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
и он принесет в жертву Господу одного однолетнего агнца без порока во всесожжение, и одну однолетнюю агницу без порока в жертву за грех, и одного овна без порока в жертву мирную,

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Чис.6:1-21

Ст.1-3.И сказал Господь Моисею, говоря:объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;
 

Что такое обет назорейства? 

Это – такой обет, по которому человек всецело посвящал себя на служение Богу подвигами благочестия и который обязывал его к особенному самоотвержению и отречению от плотских удовольствий. Человек, давший такой обет, и по особо религиозно благочестивым подвигам, и по самой внешности своей отделялся от обычного образа жизни других людей, был отшельником. Самое еврейское название обета и обещавшегося – назир (от назар – быть отделенным) означает человека отделенного от обыкновенных людей, отшельника. Ветхозаветные назореи были подобны монашествующим и отшельникам Церкви новозаветной, только монашество в христианстве получило более определенные формы духовной жизни и более строгий характер. Назорейство в древней ветхозаветной Церкви было явлением редким и мало известным; как на примеры ветхозаветных назореев, можно указать на Самсона (Суд.13:5), Самуила (1Цар.1:11) и Иоанна Крестителя (Лк.1:15).


Какие частные внешние подвиги составляли обет назорейства и какое их значение?

 Их три. Первый – воздержание от вина (виноградного) и всяких охмеляющих напитков (евр. шехар – «сике-ра») и от всего виноградного; это требование вообще означало для назорея воздержание от плотских удовольствий, постничество. Второй – рощение волос на голове; это было внешним знаком, как вообще длинные волосы и покрытие головы на востоке (см. 1Кор.11:4-6,10), знаком смирения и всецелого подчинения своей воли воле Божией и вместе знаком чести, диадемою на голове своей от Господа, которому назорей – раб. Третий – неприкосновение к умершим и воздержание от обрядов оплакивания умерших; это знаменовало вообще высшую чистоту духовную, какую должен соблюдать назорей по подобию первосвященника (Лев.21:10-11).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Жертва греха

Принадлежала к разряду жертв умилостивительных, жертва всесожжения и жертва греха были тесно соединены между собой, хотя и составляли два отдельные вида жертв. Жертва греха была различна по различию лица, за которое приносилась, и по степени греховности, которая имела быть очищена. Так, напр., предписывался для жертвы телец – при посвящении священников и левитов (Исх.29:10, Чис.8:7-12), за первосвященника в великий день Очищения (Лев.16:6,14:18,19), когда первосвященник согрешил к соблазну народа (Лев.4:3-12), или когда согрешило все общество (Лев.4:13,21); козел – в новомесячия и годовые праздники за грехи народа (Чис.28:22,30), при освящении Скинии и храма (Чис.7:16,221Езд.6:17); коза или агница – за прегрешения кого-либо из народа, за прегрешение по ошибке (Лев.4:27,28,32); однолетний агнец и овца однолетняя – при разрешении обета назореев (Чис.6:14,16,19) и при очищении прокаженного (Лев.14:10,19); горлица или молодой голубь – при очищении родильницы (Лев.12:6), жены страдавшей долгое время кровотечением (Лев.15:29 и др.), и взамен агнца для бедного при обыкновенных грехах (Лев.5:7); пшеничная мука – десятая часть ефы без елея и ладана, при обыкновенном грехе, для совершенно бедного, который не мог принести в жертву даже и голубя.

Что касается самого приношения жертвы, то после умерщвления животного и возложения на него руки при жертве тельца за первосвященника или за все общество, семь раз кропилось кровью жертвы в святилище пред Иеговой против внутренней завесы, затем помазывались роги кадильного жертвенника, а оставшаяся кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Лев.4:25-30 и сл.). После окропления кровью во всех жертвах за грех (исключая голубей) тук или жир и прочие тучные части отделялись от мяса и сжигались на жертвеннике (Лев.4:8,10,19,29 и др.). Прочие части жертвенного мяса, в тех случаях, когда кровь вносилась во Святилище и Св. Святых, вместе с кожей, головой, ногами, внутренностями и нечистотой сжигались вне стана или города на чистом месте, где выбрасывался жертвенный пепел (Лев.4:20,21).

При прочих же жертвах за грех, где кровь оставалась во дворе храма, мясо должно было съедаться священниками на святом месте, во дворе Скинии. Сосуды, в которых оно варилось, должно было разбить, если они были глиняные, а если медные, то по крайней мере вычистить песком и вымыть, одежду, на которую случайно попадала кровь жертвы, нужно было вымыть в святом месте (Лев.6:26-29). С жертвенными голубями поступали способом, указанным нами на предыдущей странице. Наконец из муки принесенной в жертву за грех, вместо птицы священник брал полную горсть и сжигал ее на жертвеннике (Лев.5:12), остальное же принадлежало ему, как приношение хлебное (Лев.5:11-19).

Библейская энциклопедия 1891г


Жертвоприношения у евреев

Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода мы видим из Священого Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он разводил (Быт.4:3).

Патриарх Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносит жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт.8:20). Точно так же патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт.12:7,13:4,26:25 и др.).

До времен Моисея побуждением и основной мыслью жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния.

В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов.1:5) и за его трех друзей (Иов.42:8). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея фараону о жертвах в пустыне (Исх.10:25).

Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительного. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис.15:5,6,18:11); затем птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев.1:14). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев.22:27,29) – из мелкого скота он должен быть однолетним (Исх.12:5), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т. п. (Лев.22:20-24).

Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев.2:14), высушенными на огне и растолченными, и пшеничной мукой (Лев.2:1), с возлитым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев.2:2 и д.) и пшеничной мукой, приготовленной в горшке с елеем (Лев.2:7). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев.2:13, Мк.9:49) и не могла быть кислой: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев.2:11).

Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета.

С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т. е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев.1:3,4,4), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев.1:4,5-11,3:2,8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и пр., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Исх.29:12, Лев.4:7,18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев.1:6,8:20); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем.

При принесении в жертву голубей священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотой и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их, и наконец сожигал на жертвеннике (Лев.1:15 и сл.).

С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев.2:2,3:16,6:6,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарениям и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев.7:11), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.

Из жертв, приносимых Богу евреями, отметим следующие:

а) Жертва всесожжения Быт.8:20,22:2, Исх.29:42
б) Жертва греха Лев.4:25-30, Исх.29:10, Чис.8:7-12
в) Жертва вины Лев.5:15, Лев.5:1-19, Чис.6:12
г) Жертва спасения или мира Лев.3:1, Лев.7:12, Лев.7:16
д) Жертва бескровная, дар бескровный Лев.2:2,6:14-16, Чис.28:5
е) Жертва очищения Лев.16:2-34,23:26-32 
ж) Жертва ревнования Чис.5:11-31 
з) Жертва возлияния Чис.15:5,28:7,8,10,4Цар.16:13

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

6:14 и он принесет в жертву Господу одного однолетнего агнца без порока во всесожжение, и одну однолетнюю агницу без порока в жертву за грех, и одного овна без порока в жертву мирную,
6:15 и корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние;


(Ст. 14–15). Жертвоприношения совершаются по уставу книги Левита ((Лев.1), (Лев.3), (Лев.4)) хлебные приношения и возлияния по гл. 2 Лев. Мы заметим только, что жертвоприношения, приносимые назореем, перечислены здесь в порядке их важности и значения; приносились же они по всей вероятности (ср. ст. 16) в той последовательности, в которой они следуют одно за другим при посвящении Аарона, т. е. прежде всего приносится жертва за грех (Лев.8:14), потом всесожжение (Лев.8:18), потом хлебное возношение (Лев.8:26) и потом уже мирная жертва благодарности, (с хлебным приношением и с корзиною опресноков), которою оканчивались жертвоприношения, так как жертва мирная служила для трапезы и празднования (Лев.9:4) сравни также в Лев. прим. 4-е гл. 7 et passim о мирной жертве).

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Чис.6:13-21

При окончании обетов назорейства приносимы были все виды кровавых жертв с соответственными хлебными приношениями: жертва всесожжения (агнец), жертва за грех (агница), не за определенный какой-нибудь, а за прежние грехи вообще, вольные и невольные, ведомые и неведомые, в особенности же за грехи, совершенные в состоянии назорейства; наконец жертва мирная (овен) в знак торжества, по случаю благополучного окончания обета. Все сии жертвы могли быть приносимы за назореев и посторонними лицами из усердия, и как бы в знак некоторого участия в их святом обете (Деян.21:23-27). Но во всяком случае, при окончании своего обета, назорей должен был остричь свои волосы, и сжечь их пред Господом на огне мирной жертвы, в знак того, что во славу Божию назорей приносит свои благие помыслы и дела, и вместе с волосами отдает Господу всю свою голову. За обрядом сожжения волос непосредственно следовал обряд потрясания пред Господом, на руках назорея, сваренного плеча овна, одного пресного пирога и одной пресной лепешки.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 И вот закон о назорее, когда исполнятся дни назорейства его: должно привести его ко входу скинии собрания, и он принесет в жертву Господу одного однолетнего агнца без порока во всесожжение, и одну однолетнюю агницу без порока в жертву за грех, и одного овна без порока в жертву мирную, и корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние

Ср. Лев I, III, IV.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka