Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-3 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод

Ст. 5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей

Ст. 9 Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего: то он должен остричь голову свою в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее

Муж или жена, иже аще отлучит себя, и даст обет назорейства, чтобы быть назореем Господу, елика делаются от грозд винных, да не пиет, и бритва да не взыдет на главу. Назорей, которому повелено не пить вина и сикера во все время назорейства, изображает еврейский народ, которому законодатель дал заповедь, также отринуть нравы египетские, подобные опьяняющему вину, как отрекся он от употребления вина, и не вкушать сикера, то есть не входить в общение с Хананеями. Ибо вино есть образ учения египетского, а сикера - образ учения Хананеев, опьяняющая же сила того и другого - нечестия жителей Египта. Грозды свежие и сухие изображают дела Египтян и Хананеев, кость и скорлупа суть останки их нечестия. В другом смысле: вина и сикера да не пиет, то есть, да не позволяет плоти своей упиваться страстями, и духу своему возмущаться помыслами. Сверх того, закон, запрещая есть грозды, повелевает отсекать всякий отпрыск страстей; а запрещая есть кости и скорлупу, учит заботиться и о маловажном. Назорею повелевается растить волосы на голове в ознаменование того, что должен он быть совершен в добродетелях; бритва да не взыдет на главу его, то есть да не позволяет он мирскому возобладать над лепотою души его. Аще кто умрет у него, абие осквернится; то есть, если возобладает над ним, и приведен будет в исполнение, мертвенный помысл, то все добродетели его отъемлются у него.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2, 5-6 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу

Много есть видов обещаний. Иные обещали жертвы, другие – деньги, а иные – самих себя, иные же обещались уреченное число дней не пить вина, не стричь волосов на голове. Таковы были те, о которых божественный Иаков говорил богомудрому Павлу: «суть у нас некии обещавше себе Богу: сия поимь очистися с ними, и иждиви на них» (Деян. 21:23–24), то есть, чтобы рассеять подозрение, ты представь за них приносимые по закону жертвы. О них-то постановляет здесь закон, и повелевает, чтобы давшие сие обещание, во все дни обета (обетом же называет обещание) воздерживались от уксуса, гроздов и выжимков виноградных, и не стригли волосов на голове, «дóндеже скончаются дние, елики обещал есть Господу» (Чис. 6:5). А растящего волосы, как посвящающего их Богу, называет святым. Ибо сказал: «свят будет растяй власы главы своея во вся дни обета своего Господу» (Чис. 6:5–6), то есть, власы, посвященные Богу не остригай, пока не кончишь обещания. Повелевает же ему не приближаться ни к отцу умершему, ни к брату, ни к кому-либо другому. Ибо говорит: если случится ему нечаянно быть при чьей-либо смерти, то необходимо остричь все волосы, и не в первый только день, но и в седмый, чтобы сняты были и те волосы, которые избежали бритвы и выросли в продолжение седми дней, а потом и в осьмый день принести двух горлиц, одну ради греха, а другую во всесожжение, и одного агнца ради преступления (Чис. 6:12). А из сего точнее дознаем, что жертвою ради преступления называет жертву за грех невольный; потому что случившееся с ним было непроизвольно, от внезапной чьей-либо смерти. Число же дней обетных повелевает считать ему снова. Ибо говорит: «дние прежнии да не будут ему в число, понеже осквернися глава обета его» (Чис. 6:12).

Толкование на книгу Чисел

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Чис.6:1-21

Ст.1-3.И сказал Господь Моисею, говоря:объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;
 

Что такое обет назорейства? 

Это – такой обет, по которому человек всецело посвящал себя на служение Богу подвигами благочестия и который обязывал его к особенному самоотвержению и отречению от плотских удовольствий. Человек, давший такой обет, и по особо религиозно благочестивым подвигам, и по самой внешности своей отделялся от обычного образа жизни других людей, был отшельником. Самое еврейское название обета и обещавшегося – назир (от назар – быть отделенным) означает человека отделенного от обыкновенных людей, отшельника. Ветхозаветные назореи были подобны монашествующим и отшельникам Церкви новозаветной, только монашество в христианстве получило более определенные формы духовной жизни и более строгий характер. Назорейство в древней ветхозаветной Церкви было явлением редким и мало известным; как на примеры ветхозаветных назореев, можно указать на Самсона (Суд.13:5), Самуила (1Цар.1:11) и Иоанна Крестителя (Лк.1:15).


Какие частные внешние подвиги составляли обет назорейства и какое их значение?

 Их три. Первый – воздержание от вина (виноградного) и всяких охмеляющих напитков (евр. шехар – «сике-ра») и от всего виноградного; это требование вообще означало для назорея воздержание от плотских удовольствий, постничество. Второй – рощение волос на голове; это было внешним знаком, как вообще длинные волосы и покрытие головы на востоке (см. 1Кор.11:4-6,10), знаком смирения и всецелого подчинения своей воли воле Божией и вместе знаком чести, диадемою на голове своей от Господа, которому назорей – раб. Третий – неприкосновение к умершим и воздержание от обрядов оплакивания умерших; это знаменовало вообще высшую чистоту духовную, какую должен соблюдать назорей по подобию первосвященника (Лев.21:10-11).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Назорей, назореи

Назорей, назореи
(Чис 6:2) – слово, значащее с еврейского языка: отделять, отлучать. Во все дни обета назорейства, говорится в кн. Числ: ...до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он Господу (Чис.6:8).

Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т. е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело и, наконец, не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т. е. назорейства.

Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок оного, то назорей приносил жертву в храм, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино (Чис 6).

Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой своей смерти: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были, напр., Самсон, пр. Самуил и Иоанн Креститель (Суд.13:4,5; Лк.1:151Цар.1:11).

Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т. е. до времени посещения Иерусалима. Посему-то св. ап. Павел, произнесши обет, подобный назорейскому, бывший в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим (Деян.18:18). Назореи составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Ам.2:11,12).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

6:1 И сказал Господь Моисею, говоря:
6:2 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,

 

(Ст. 1–2). Как независимо от священства в народе израильском, восставали люди, одаренные пророческим словом, так и законом о назорействе дается возможность каждому из этого «народа священников» участвовать посредством обета в некоторых преимуществах и высоком положении священнослужителей. Назорей или отделенный не мог пить вина во все время своего отчуждения, как не мог пить вина священник, приступая к священнослужению (Лев.10:9); он как первосвященник, не мог прикасаться даже к трупам отца своего и матери, что разрешено было даже священникам (ср. (Лев.21:2) и (Лев.21:11); он растит волоса свои, даба не осквернить головы своей прикосновением железа; и только оканчивая дни обета своего, сжигает волосы свои на жертвеннике, знаменуя тем, что во все дни отчуждения, он всецело принадлежал Богу и не имел права даже волос своих отчуждать от себя.

Некоторые западные богословы видят в назорействе первообраз монашества, при чем, независимо от временного своего характера и от особенностей назорейства зависевших от особенностей жизни Израиля и самого различия между законом Ветхого и Нового Завета, – основная мысль, преподаваемая законом о назореях тождественна с мыслью, лежащею в основании монашества, а именно: среди общины Божией, которая требует безусловной чистоты и которая удаляет из среды своей все оскверненное и нечистое, есть однако (независимо от священства) высшая степень чистоты, которую может желать достигнуть человек, отдавая себя (временно или до смерти) всецело Богу, и налагая на себя как знамение этого обета, некоторые лишения. Закон о назореях восполняет те законы об очищении стана «народа святого», которыми заканчивается устроение жизни народа израильского, получившего весь строй своего народного существования в пустыне Синайской.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2. объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу.

Что такое было назорейство в ветхом завете? По словопроизводству с еврейского языка, название назорея означало человека особливого или отдельного; ибо назореи, не в пример прочим людям, отказывались от разных удовольствий и удобств житейских, и добровольно налагали на себя строгие подвиги благочестия, для достижения наитеснейшего соединения с Богом. Следовательно, они вполне соответствовали новозаветным инокам (инок – иной, особливый человек), подвижникам, приемлющим на себя исполнение высших советов евангельских. Различие только в том, что иноческие обеты в новом завете произносятся на всю жизнь; между тем, как обеты ветхозаветных назореев могли быть произносимы на разные сроки, свободно определявшиеся самим человеком (Чис.6:13. Срав. Деян.18:18,21:23,24), хотя могли так же распространяться и на целую жизнь, как то видно из примеров Самуила и Самсона (1Цар.1:11; Суд.13:5). Отсюда открывается преимущество новозаветной добродетели пред ветхозаветной.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу

Назорейство — вид добровольного аскетического подвига, предпринимаемого с высокою нравственною целью: решающийся на этот подвиг «обещается зело обетом, еже очистился чистотою Господу» (ст. 2 по слав. пер.). Заповедь о соблюдении себя от осквернения физической нечистотой (а вместе с тем, конечно, и духовной) обязательна для назорея в усиленной степени. В видах поддержания постоянной душевной ясности и духовного равновесия, а также, чтобы избежать самосоздаваемых соблазнов к греху, назорей обязывался воздерживаться от употребления опьяняющих напитков. Волосы на голове назорея, как символ нравственной силы и постоянного роста и преуспеяния в добродетели, не должны быть остригаемы.

Обет назорейства мог быть пожизненным и временным. В случае непроизвольного осквернения назорея запрещенным до окончания срока обета совершался особый обряд очищения (ст. 9–12), после чего выполнение подвига начиналось снова, «понеже осквернился глава обета его». Благополучное завершение обета назорейства ознаменовалось также особым обрядом (ст. 13–21).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka