и вознесет сие священник, потрясая пред Господом: эта святыня – для священника, сверх груди потрясания и сверх плеча возношения. После сего назорей может пить вино.

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Чис.6:1-21

Ст.1-3.И сказал Господь Моисею, говоря:объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;
 

Что такое обет назорейства? 

Это – такой обет, по которому человек всецело посвящал себя на служение Богу подвигами благочестия и который обязывал его к особенному самоотвержению и отречению от плотских удовольствий. Человек, давший такой обет, и по особо религиозно благочестивым подвигам, и по самой внешности своей отделялся от обычного образа жизни других людей, был отшельником. Самое еврейское название обета и обещавшегося – назир (от назар – быть отделенным) означает человека отделенного от обыкновенных людей, отшельника. Ветхозаветные назореи были подобны монашествующим и отшельникам Церкви новозаветной, только монашество в христианстве получило более определенные формы духовной жизни и более строгий характер. Назорейство в древней ветхозаветной Церкви было явлением редким и мало известным; как на примеры ветхозаветных назореев, можно указать на Самсона (Суд.13:5), Самуила (1Цар.1:11) и Иоанна Крестителя (Лк.1:15).


Какие частные внешние подвиги составляли обет назорейства и какое их значение?

 Их три. Первый – воздержание от вина (виноградного) и всяких охмеляющих напитков (евр. шехар – «сике-ра») и от всего виноградного; это требование вообще означало для назорея воздержание от плотских удовольствий, постничество. Второй – рощение волос на голове; это было внешним знаком, как вообще длинные волосы и покрытие головы на востоке (см. 1Кор.11:4-6,10), знаком смирения и всецелого подчинения своей воли воле Божией и вместе знаком чести, диадемою на голове своей от Господа, которому назорей – раб. Третий – неприкосновение к умершим и воздержание от обрядов оплакивания умерших; это знаменовало вообще высшую чистоту духовную, какую должен соблюдать назорей по подобию первосвященника (Лев.21:10-11).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

6:16 и представит сие священник пред Господа, и принесет жертву его за грех и всесожжение его;
6:17 овна принесет в жертву мирную Господу с корзиною опресноков, также совершит священник хлебное приношение его и возлияние его;
6:18 и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою;
6:19 и возьмет священник сваренное плечо овна и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, и положит на руки назорею, после того, как острижет он голову назорейства своего;
6:20 и вознесет сие священник, потрясая пред Господом: эта святыня – для священника, сверх груди потрясания и сверх плеча возношения. После сего назорей может пить вино.

 

(Ст: 16–20). В стих 16–17 указан истинный порядок жертвоприношений, как мы говорили о нем в толковании к предыдущему стиху. Назорей у входа скинии остригает волосы, вероятно до принесения жертв и во всяком случае до принесения жертвы мирной, так как он в числе сжигаемого кладет остриженные волосы свои на огонь, сжигающий части жертвы мирной. Потрясение перед Господом плеча мирной жертвы с пресным пирогом и лепешкой сближается скорее с обрядом принесения жертвы овна посвящения Аарона (Лев.8:22, 25-27) чем с обыкновенным, при принесении жертвы мирной потрясанием частного человека, который приносил пред Господа и своими руками потрясал грудь с туком (Лев.8:30). Грудь при принесении овна посвящения, также принесена была пред Господа и потрясалась Моисеем, что и составило долю его, независимо от плеча жертвы, которая потрясалась Аароном на руках Моисея (ср. (Лев.8:27) и (Лев.8:29)).

Из этого мы можем заключить о священном характере назореев, сравниваемых при этом заключительном жертвоприношении со священниками. Но плечо, вознесенное пред Господа, для Аарона было сожжено всесожжением (Лев.8:28) – плечо же, принесенное назореем, было долей священника, (кроме обыкновенной доли, груди) и съедаемое священниками как святыня (ст. 20) оно принималось за всесожженное для частного человека, каким отныне опять становится назорей. – Ср. пост. (Лев.6:24-30;7:31-37).

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Чис.6:13-21

При окончании обетов назорейства приносимы были все виды кровавых жертв с соответственными хлебными приношениями: жертва всесожжения (агнец), жертва за грех (агница), не за определенный какой-нибудь, а за прежние грехи вообще, вольные и невольные, ведомые и неведомые, в особенности же за грехи, совершенные в состоянии назорейства; наконец жертва мирная (овен) в знак торжества, по случаю благополучного окончания обета. Все сии жертвы могли быть приносимы за назореев и посторонними лицами из усердия, и как бы в знак некоторого участия в их святом обете (Деян.21:23-27). Но во всяком случае, при окончании своего обета, назорей должен был остричь свои волосы, и сжечь их пред Господом на огне мирной жертвы, в знак того, что во славу Божию назорей приносит свои благие помыслы и дела, и вместе с волосами отдает Господу всю свою голову. За обрядом сожжения волос непосредственно следовал обряд потрясания пред Господом, на руках назорея, сваренного плеча овна, одного пресного пирога и одной пресной лепешки.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible