Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-7 возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты

Волосы – знак мертвости, потому что они мертвы и неспособны чувствовать боль. Посему повелевает, чтобы священнослужащие Богу имели истинную жизнь, и не имели ничего мертвого и зловонного. Ибо сему учит нас и богомудрый Павел. «Христови, говорит, сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во Мне Христос» (Гал.2:19–20); то есть, посвятил я себя божественным действованиям.

Толкование на книгу Чисел

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Чис.8:6-22

Ст.6-10.возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты; и пусть возьмут тельца и хлебное приношение к нему, пшеничной муки, смешанной с елеем, и другого тельца возьми в жертву за грех; и приведи левитов пред скинию собрания; и собери все общество сынов Израилевых и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов;

Какие обряды совершены были при посвящении левитов и что они знаменовали?

Во-первых, самому посвящению предшествовали обряды очищения, состояние в окроплении левитов водою очищения, в «обритии волос всего тела» и в измовении одежд («и вымоют одежды свои» – Чис.8:7). Все эти обряды очищения по своему духовному значению указывали на требование от посвящаемых особенной чистоты и святости. Под очистительною водою, (букв, с евр. «вода греха»...), по свидетельству раввинов, нужно разуметь воду на пепле от жертвы рыжей телицы (см. Чис.19).
Во-вторых, в обрядах самого посвящения, кроме известных положенных жертв, главное составляли: обряд возложения рук «сынов Израилевых», вероятно, старейшин, на посвящаемых, каковое возложение рук было не знаком благословения или низведения особенной благодати Божией, потому что такой власти по отношению к левитам «сыны Израилевы» не имели, а оно было знаком отделения левитов сынами Израилевыми из своей среды и назначения их вместо первенцев в жертву Богу и знаком передачи священных прав всех первенцев левитам; а затем обряд возношения пред Господом посвящаемых чрез Аарона. Обряд этот состоял в том, что Аарон подводил посвящаемых левитов к внешней завесе скинии и заставлял их кланяться на все четыре стороны в знак того, что всегда и во всем они должны быть готовы служить везде присутствующему Богу. По мнению других, левитов обводили вокруг жертвенника всесожжений. Этот обряд совершенно подобен по значению обряду возношения и потрясения жертвенных частей при мирной жертве; в подлиннике эти оба обряда одинаковым словом и названы (Чис.8:11 ср. Лев.9:21 и др.).

Какие права и обязанности священных лиц ветхозаветной иерархии?

Сущность прав священных лиц ветхозаветной иерархии состояла в особом приближении их к Богу, а приближение это во внешности выражалось доступом этих лиц к жилищу Иеговы, скинии, и к священным предметам ее и действиям. По степеням итого приближения к Богу (т. е. священных прав) священных лиц ветхозаветной иерархии и сами они разделялись на три степени или разряда: первую степень составлял первосвященник, вторую – священники, или жрецы, и третью – левиты. Первосвященник имел право входить во святое святых и там совершать священно-служение; он был ближе всех к Богу и чрез него Бог сообщал свои откровения людям. Священники, или жрецы имели право доступа во святилище и право совершать там священно-действия. Наконец, левиты, составляя низшую степень ветхозаветной иерархии, имели право священно-служения только во дворе скинии, и то только, как помощники священников и им подручные. Сообразно с указанными правами священных лиц ветхозазетной иерархии распределялись и их священные обязанности. Обязанность первосвященника состояла в том, чтобы ходатайствовать за людей пред Богом и особенно в день очищения, однажды в год, являться во святое святых пред лице Иеговы с жертвенною кровью, «юже приносит за себе и о людских невежествиях» (Евр.9:7), сообщать людям волю Божию и наблюдать за ее исполнением. Обязанности священников, кроме принесения разных жертв на алтаре всесожжения, состояли в том, чтобы во святилище воскурять фимиaм, возжигать ежедневно светильник и в каждую субботу полагать хлебы на трапезе и проч. Обязанностью левитов было помогать жрецам, и именно совершать низшие, черные работы во дворе скинии, как-то: очищение нечистот, перемену и доставление воды и пр., в частности во время 40-летнего странствования их обязанностью было охранять стражею скинию и носить все ее части и принадлежности во время пути. После, особенно при Давиде, обязанности левитов гораздо усложнились.

* Посвящение Аарона и сыновей его совершилось в первый день первого месяца второго года по исходе из Египта (Исх.40), когда освящена была и скиния. Начиная с этого дня в течении 12-ти дней представители, князья колен, приносили свои дары Богу для обновления скинии, как об этом рассказывается в Чис.8 главе, а в главе Чис.7 говорится о посвящении левитов, как о даре Богу от всего Израиля, вместо всех первенцев. Посему, вероятно, посвящение левитов совершилось в 13-й день этого первого месяца.


 

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

8:5 И сказал Господь Моисею, говоря:
8:6 возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их;
8:7 а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты;


(Ст. 5–7). Доколе Левиты не были посвящены, они весьма вероятно и не были еще употребляемы на особое служение святилищу. Доселе, при святилище находились лишь Аарон и сыны его (Исх.28:1) которые посвящены особым помазанием священства в гл. Лев. описанном. Быть может, им помогали в тяжелых работах семьи их, о чем можно только догадываться из Левита (Лев.10:4), когда родственники Надава и Авиуда выносят трупы их со двора скинии. Служение же Богу, доколе первенцы Израилевы не были выкуплены, по-видимому совершалось при пособии их, а не Левитов, как можно заключить из стиха 5 главы 24 Исхода, ибо с Египта (гл.13:2) дано было приказание освятить Господу каждого первенца – как колено Израиля. Левиты были отличены во время отпадения Израиля от Господа и Моисей прорек их будущее (Исх.32:26-29), но Господь еще не приказывал выделить их из Израиля. Ныне, когда первенцы Израилевы, посвященные Богу, были заменены Левитами, эти последние вступают в служение свое, но не иначе как после особого посвящения, хотя не имеющего того высшего характера, как помазание священников. Первым действием, предшествующим посвящению есть обритие всех волос на теле (как исцелявшиеся прокаженные, готовящиеся воспринять очищение Лев.14:8-9) и омовение всех одежд своих. Кроме того, Моисей окропляет их очистительною водою, под которой комментаторы разумеют воду из умывальника, стоявшего на дворе скинии, так как закон о рыжей телице (Чис.19:9) дан позже.
 

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Чис.8:5-22

Обряд посвящения левитов состоял в следующем. Отделив левитский сонм от среды сынов израилевых, Моисей окропил его водой очищения и повелел всем левитам обрить тело свое и измыть одежды. Сей предварительный обряд очищения был символом внутреннего и душевного очищения левитов, с которым они должны были явиться пред Господом для вступления в назначенное им служение при скинии. По очищении левитов, привели двух тельцов для жертвы, а левиты поставлены были пред Господом во дворе скинии в виду всего народа. Тогда сыны израилевы, чрез своих представителей или старейшин, возложили на левитов руки, – как это делалось обыкновенно с жертвенными животными; ибо левиты были как бы некой жертвой от народа. После чего Аарон посвятил левитов и вознес, потрясая пред Господом, – как говорится в еврейском подлиннике. Вероятно, Аарон совершал сей обряд возношения только с некоторыми левитами вместо всех, колебля их в направлении четырех сторон света – по образу креста, – как это делалось обыкновенно при возношении жертвенных частей (Исх.29:24). Затем уже и сами левиты возложили руки на жертвенных тельцов, которые вслед за сим и принесены были рукой Аарона в жертву о левитах, – один телец в жертву за грех, а другой – во всесожжение. Так отделены были левиты от сынов израилевых, чтобы отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты

«Очистительною водою»: по мнению одних толковников, водою из умывальника, стоявшего во дворе скинии; по мнению других, «очистительной водой» с пеплом от жертвы рыжей телицы (Чис XIX:9).

«Пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои»; усиленная внешняя чистота должна была указывать избранным служителям скинии на необходимость соблюдения ими особенной нравственной чистоты: «и будут чисты».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible