Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее;
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее
Даже жившие далеко или бывшие нечистыми в душе во второй месяц должны были праздновать Пасху. Под этим понимается образ святой Церкви, которая, поскольку сквернится всеми бесами, казалась нечистой внутри. Однако, будучи очищена спасительной исповедью, она получает возможность прибегнуть ко второму рождению словно ко второму месяцу.
Послание 87
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.3-7. в четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в назначенное для нее время, по всем постановлениям и по всем обрядам ее совершите ее. И сказал Моисей сынам Израилевым, чтобы совершили Пасху. И совершили они Пасху в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером, в пустыне Синайской: во всем, как повелел Господь Моисею, так и поступили сыны Израилевы. Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день; и пришли они к Моисею и Аарону в тот день, и сказали ему те люди: мы нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим; для чего нас лишать того, чтобы мы принесли приношение Господу в назначенное время среди сынов Израилевых?
Какие известны в Писании пополнения и измнения в уставе о пасхе, данном в первый раз при исходе (Исх.XII) из Египта?
При праздновавнии Пасхи у Синая первый устав о Пасхе пополнился постановлением о двояком времени совершения Пасхи в случаях исключительных (Чис.9:10-11). В это же время вероятно изменен был и первый закон о частном заклании пасхального агнца в каждом доме и о помазании кровью его дверных косяков; так как в это время уже существовала скиния, где должны были закалаться все жертвы (Лев.17:1-9), были и законные священники, которые одни имели право кропить кровью. Посему заклание пасхальных агнцев совершилось у Синая вероятно при скинии (см.Вт.16:5-6), а вместо помазания косяков дверных священники совершили кропление жертвенною кровью алтаря и сожжение на нем туков, как при жертвах спасения и греха. Впоследствии, когда Евреи жили в Ханаане, отменено было постановление о том, чтобы вкушали агнца стоя и опоясанные, в сапогах и с посохами в руках (Исх.12:11); так как эти постановления могли иметь значение только при первой пасхе (см. Мф.26:20 Ин.13:4-5 и д.). Отменено было также и постановление о выборе животного в 10 день первого месяца. За то обряды вкушения за трапезою пасхального агнца пополнились установлением пить из чаши вино и петь особые псалмы (см. Лк.12:17; Мф.26:30). Вообще раввины насчитывают до десяти таких изменений первого устава о Пасхе.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
9:9 И сказал Господь Моисею, говоря:
9:10 скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню;
9:11 в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее;
Ст. (8 – 11). У Иудеев называлась и называется доныне Пасха, совершаемая (по указанным случаям) через месяц после законной Пасхи малою Пасхою. Таким образом почти всем давалась возможность исполнить этот священнейший долг сынов Израилевых, который служил и общею связью всей нации. Вторая или малая Пасха праздновалась вместо законной Пасхи в первый год царствования Езекии в Иерусалиме, потому что священники и Левиты не успели к четырнадцатому числу первого месяца очистить запущенный в предшествовавшие царствования храм Господень и самим очиститься, поэтому Пасха Езекии совершилась в четырнадцатый день второго месяца и праздновалась не только обязательных семь дней, но еще семь других дней (2Пар.29:3, 17; 30:2, 15, 22, 23). Пасха Езекии поэтому признается учеными евреями законно совершенною, в виду обстоятельств, замедливших возможность ее совершения. О совершении малой Пасхи частными людьми смотри ниже.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Пасха, которую евреи совершили около горы Синая, по всей вероятности была единственная Пасха в пустыне Аравийской; ибо не видно, чтобы они еще раз совершали ее когда-нибудь в продолжение 40-летнего своего странствования. Сам Господь, при установлении закона о Пасхе, относил обязательное совершение ее уже к тому времени, когда будет взята евреями в наследие земля обетованная (Исх.12:25). Пасха же синайская совершена была по нарочитому повелению Божию (Чис.9:14); но и то – по всей вероятности – без опресноков; ибо евреи имели тогда в своем распоряжении только манну – вместо всякого хлеба (Исх.16:11-15; Чис.11:5-9). Синайская Пасха совершена была евреями в два – так сказать – приема. Большинство евреев совершило ее в узаконенное время, то есть в 14-й день 1-го месяца во втором году странствования (Чис.9:1,5); но многим воспрепятствовала участвовать в торжестве приключившаяся им нечистота законная. Вопросив о них Господа, Моисей получил повеление, ставшее законом на все последующие времена, чтобы те, которые осквернятся прикосновением к мертвому телу или будут в дальней дороге, совершали Пасху во второй месяц, в 14-й день месяца – с установленными обрядами пасхальными (Чис.9:9-12). Далее же отлагать Пасху закон не дозволял, ибо в противном случае нарушился бы порядок праздников, так что некоторым пришлось бы праздновать Пасху в день пятидесятницы или в праздник кущей и т. д. Из сего можно заключить, что по нужде некоторые израильтяне вовсе могли не праздновать Пасхи, на что по-видимому указывает и Писание (Чис.9:13). Двукратное торжество Пасхи около горы Синай, совершенное евреями в первый и во второй месяцы второго года странствования, Моисей сливает в одно повествование, дабы сообщить ему логическую связь и последовательность.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-12 И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню; в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее; и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о Пасхе
Пасха, совершаемая по каким-либо уважительным причинам позднее законной, называлась у евреев малою Пасхою. Позднее такая Пасха совершена была иудейским царем Езекией, так как священники и левиты не успели к 14 числу первого месяца очистить запущенный храм и очиститься сами (2Пар XXX:2).