Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время:
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Да сотворят сынове Израилстии Пасху
Пасха первая, совершенная в Египте, изображает радость праведных в настоящей скорбной жизни, радость неполную. Пасха вторая, совершенная по исшествии в пустыне, изображает веселье совершенное, и радость полную по скончании сей временной жизни. В ином смысле пасха первая, совершенная во время рабства, изображает состояние подзаконное, а пасха вторая, совершенная по избавлении от рабства, указывает на пасху новую, в Церкви Христовой; пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращении в землю обетования и по разделении наследия их, знаменует воскресение мертвых и общую пасху всех разумных существ - человеков и Ангелов, также вселение каждого в его обители. Три чина приходивших на пасху законную изображают три чина тех, которые придут на праздник небесных и земных; первые будут выше суда, другие судимые, третьи неприходящие на суд. Выше суда те, которых дела совершенны; судимые те, которых дела искушаются здесь огнем покаяния, и которые улучат жизнь; неприходящие на суд те, которые не сделали ничего доброго, и сии идут в муку вечную, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5).
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.3-7. в четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в назначенное для нее время, по всем постановлениям и по всем обрядам ее совершите ее. И сказал Моисей сынам Израилевым, чтобы совершили Пасху. И совершили они Пасху в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером, в пустыне Синайской: во всем, как повелел Господь Моисею, так и поступили сыны Израилевы. Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день; и пришли они к Моисею и Аарону в тот день, и сказали ему те люди: мы нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим; для чего нас лишать того, чтобы мы принесли приношение Господу в назначенное время среди сынов Израилевых?
Какие известны в Писании пополнения и измнения в уставе о пасхе, данном в первый раз при исходе (Исх.XII) из Египта?
При праздновавнии Пасхи у Синая первый устав о Пасхе пополнился постановлением о двояком времени совершения Пасхи в случаях исключительных (Чис.9:10-11). В это же время вероятно изменен был и первый закон о частном заклании пасхального агнца в каждом доме и о помазании кровью его дверных косяков; так как в это время уже существовала скиния, где должны были закалаться все жертвы (Лев.17:1-9), были и законные священники, которые одни имели право кропить кровью. Посему заклание пасхальных агнцев совершилось у Синая вероятно при скинии (см.Вт.16:5-6), а вместо помазания косяков дверных священники совершили кропление жертвенною кровью алтаря и сожжение на нем туков, как при жертвах спасения и греха. Впоследствии, когда Евреи жили в Ханаане, отменено было постановление о том, чтобы вкушали агнца стоя и опоясанные, в сапогах и с посохами в руках (Исх.12:11); так как эти постановления могли иметь значение только при первой пасхе (см. Мф.26:20 Ин.13:4-5 и д.). Отменено было также и постановление о выборе животного в 10 день первого месяца. За то обряды вкушения за трапезою пасхального агнца пополнились установлением пить из чаши вино и петь особые псалмы (см. Лк.12:17; Мф.26:30). Вообще раввины насчитывают до десяти таких изменений первого устава о Пасхе.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
9:2 пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время:
(Ст. 1–2). Так как исчисление сделано было во второй месяц второго года, то ясно, что Пасха должна была быть совершена ранее исчисления и законы о ней приведены здесь для того, чтобы включить дополнительные постановления об осквернившихся и путешествующих (ниже ст. 6–4). Почти все комментаторы, основываясь на выражении Исх.12:25 «когда войдете в землю, которую Господь дает вам, соблюдайте сие служение» и на Исх.13:5-10, думают, что следующая за Исходом Пасха, была бы совершена уже в земле Ханаанской, если бы народ не возмущался неоднократно в пустыне и в особенности не согрешил бы изваянием золотого тельца (Исх.32). И ныне, совершая Пасху в пустыне перед движением в землю обетованную, народ мог совершить уже в Палестине следующую Пасху, если бы народ опять упорно не воспротивился (на основании сведений, доставленных лазутчиками) в пустыне Фаран движению вперед (Числ.14:1-4). Господь наказал тогда народ сорокалетним странствованием по пустыне (Числ.14:11,21-23,27-35). В продолжении этого сорокалетнего странствования, народ не совершал Пасхи, что можно заключить из того, что весь Израиль был даже не обрезан перед вступлением в Палестину и обрезание совершилось по приказанию Иисуса Навина (Нав.5:2-8); никакой не обрезанный не мог есть Пасхи (Исх.12:48) – вот почему и указано в кн. Нав.5:10, что в Галгале, на равнинах Иерихонских сыны Изралевы совершили Пасху, которая была первая после той Пасхи первого месяца второго года, о которой говорятся в настоящем месте книги Чисел. После возмущения народа в пустыне Фаран, он сделался как бы не существующим перед Господом, его духовная жизнь прекратилась и возобновляется только с новым поколением после смерти всего виновного поколения. Поэтому упоминание здесь о последней Пасхе, после которой последовало долгое утомительное, безрадостное не освещенное благодатью Божией странствование, – весьма знаменательно.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Пасха, которую евреи совершили около горы Синая, по всей вероятности была единственная Пасха в пустыне Аравийской; ибо не видно, чтобы они еще раз совершали ее когда-нибудь в продолжение 40-летнего своего странствования. Сам Господь, при установлении закона о Пасхе, относил обязательное совершение ее уже к тому времени, когда будет взята евреями в наследие земля обетованная (Исх.12:25). Пасха же синайская совершена была по нарочитому повелению Божию (Чис.9:14); но и то – по всей вероятности – без опресноков; ибо евреи имели тогда в своем распоряжении только манну – вместо всякого хлеба (Исх.16:11-15; Чис.11:5-9). Синайская Пасха совершена была евреями в два – так сказать – приема. Большинство евреев совершило ее в узаконенное время, то есть в 14-й день 1-го месяца во втором году странствования (Чис.9:1,5); но многим воспрепятствовала участвовать в торжестве приключившаяся им нечистота законная. Вопросив о них Господа, Моисей получил повеление, ставшее законом на все последующие времена, чтобы те, которые осквернятся прикосновением к мертвому телу или будут в дальней дороге, совершали Пасху во второй месяц, в 14-й день месяца – с установленными обрядами пасхальными (Чис.9:9-12). Далее же отлагать Пасху закон не дозволял, ибо в противном случае нарушился бы порядок праздников, так что некоторым пришлось бы праздновать Пасху в день пятидесятницы или в праздник кущей и т. д. Из сего можно заключить, что по нужде некоторые израильтяне вовсе могли не праздновать Пасхи, на что по-видимому указывает и Писание (Чис.9:13). Двукратное торжество Пасхи около горы Синай, совершенное евреями в первый и во второй месяцы второго года странствования, Моисей сливает в одно повествование, дабы сообщить ему логическую связь и последовательность.