Скрыть
всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-5 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне

И хотя во всех молитвах и прошениях я молюсь за освобождение ваше от этих гонений, однако с радостию моление творю об общении веры вашей и Евангелии за то, что вы утверждены в них от перваго дня до нынешняго времени, поелику вы не отставали от нас во всех гонениях, бывших против нас.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-5 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне

«Благодарю Бога моего при всяком», – говорит, – «воспоминании о вас». В другом послании говорил: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая» (Евр. 13:17). Если же неисправность учеников производит (в учителе) воздыхание, то успех их – радость. Потому слова (апостола) имеют такой смысл: когда только вспоминаю о вас, (всегда) хвалю Бога. А это делает потому, что знал в них многие добродетели. И хвалю, говорит, и молюсь, потому что вы успели в добродетели; я не перестаю молиться, но постоянно молюсь о вас. «Благодарю», – говорит, – «Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою» (Фил. 1:4). Всегда, а не только тогда, когда молюсь. Хорошо прибавил: «с радостью», потому что можно делать это и с печалью, как он в другом месте говорит: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много, – и всех вас» (2Кор. 2:4, 5).

Здесь (апостол) говорит в похвалу их (Филиппийцев) много, даже весьма много, сколько иной сказал бы об апостолах и евангелистах. Вы, говорит, не об одном вверенном вам городе имеете попечение, но все делаете, чтобы разделять со мною мои труды, везде присутствуете и содействуете и соучаствуете в моей проповеди. И в течение не одного, или двух, или трех лет, но всегда с того времени, как вы приняли веру, даже доныне сохраняете ревность апостольскую. Посмотри, как римляне оставили его; послушай, что он говорит: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген» (2Тим. 1:15)? И еще: «Димас оставил меня» (Тим. 4:10). И опять: «При первом моем ответе никого не было со мною» (Тим. 4:16). А они (Филиппийцы) и в отдалении от него участвовали в его скорбях, посылали к нему мужей, служили ему по силам, и вообще ни в чем не оставляли его. И делаете вы это, говорит, не только ныне, но и всегда, всяким способом помогая мне. Помогать же (апостолу) значит участвовать в благовествовании. Когда он проповедует, а ты служишь проповедующему, то участвуешь и в его венцах. И во внешних состязаниях венец принадлежит не одному борцу, но и его наставнику, и прислуживающему, и всем вообще заботящимся о борце, потому что те, которые укрепляют его и ободряют, по справедливости могут быть участниками и в победе. И в сражениях не один отличившийся, но и все служащие ему по праву могут присваивать себе трофеи и разделять славу, насколько своими услугами участвовали в его подвиге. Оказывать услуги святым – дело не маловажное, а великое: это делает нас общниками уготованных им наград. Например, иной оставил для Бога великие стяжания, всегда полагается на Бога, много подвизается в добродетели, наблюдая великую строгость во всем, даже в словах и мыслях; а ты и без такой строгости можешь участвовать в наградах, уготованных ему за таковые подвиги. Каким образом? Если послужишь ему и словом и делом; если утешишь его доставлением нужного для него, и услугой всякого рода. Ведь этим ты трудный путь сделаешь для него легче. Видишь ли, как они сделались участниками? «От первого дня», – говорит, – «даже доныне». Поэтому я «с радостью», – говорит, – «за ваше участие», и радуюсь не о прошедшем только, но и о будущем, потому что по прошедшему я заключаю и о будущем.

Беседы на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-4 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас

Всякий раз, как вспоминаю о вас, говорит апостол (а это я делаю всегда), я прославляю Бога за то, что вы столько успели в добродетели. Но, несмотря на то, что вы так славны в божественном, я не перестаю молиться о вас, но молюсь за всех, чтобы вы еще и еще преуспевали.

принося, с радостью молитву мою

Так как можно вспоминать и с печалью, как, например, говорит в другом месте: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам (2Кор. 2:4). Почему воспоминание с радостью есть свидетельство их добродетели.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Всегда во всякой молитве моей, за всех вас с радостию молитву мою творя

Благодарю, говорит, Бога за память вашу всегда во всякой молитве моей. То есть всегда, как молюся Богу, благодарю Его и за это. Ни одной молитвы своей не пропускаю без того, чтобы не поблагодарить Бога за вашу память. — У Апостола много было лиц, много обществ, много дел, о которых он молился. Всякий предмет молитвы требовал особенного молитвенного слова, соответственно не только своей важности, но и тому отношению, в каком он находился к Апостолу. В последнем случае иные предметы вызывали обрадование пред Богом, а другие печаль и болезнование. Филиппийцы радовали Апостола своею преданностию вере и готовностию всячески содействовать успехам Евангелия. Потому, когда в молитве своей он доходил до них, то молился о всех них с радостию. Всякий раз, говорит, как молюсь, Бога благодарю за вашу память и о всех вас молюся с радостию. Молитва о вас составляет для меня утешение и отраду. Столько любви и искреннего сердечного общения с филиппийцами!

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою

Когда он совершает свою обычную молитву, он не забывает помолиться и за филиппийцев и совершает эту молитву с чувством радости.

См. также Толкование на Фил. 1:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4. всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,

5. за ваше участие в благовествовании от первого дня даже до ныне,

6. будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа

Доброе начало насаждения христианской любви в Филиппийцах уверило Апостола, что они усовершатся и далее. Но так, как это дело по преимуществу Божие, то он и молился о сем во время всякого моления, научая этим и всех верить и надеяться, что Бог, начавший в нас дело спасения, доведет его до полного конца, в особенности в отношении к тем, в которых так ярко блеснуло начало проявления христианского участия и любви, как это было с Филиппийцами. По изъяснению преосвящ. Феофана, Апостол говорит здесь как бы так: «всякий раз, как молюсь, благодарю Бога за вашу память и о всех вас молюсь с радостию. Молитва о вас составляет для меня утешение». «Ваша память о мне, выразившаяся в пособии мне, есть общение ваше в благовестии. Я тружусь в благовестии; но как вы, помогая мне, даете больший простор благовестию, то и вы участвуете в благовестии». «Пособие Апостолу Филиппийцы стали посылать тотчас, как только он удалился из Филипп. Это и разумеет он, говоря: от первого дне. Послали они в Солунь, послали в Коринф, а теперь и в Рим. И вышло, что точно они помогали Апостолу до того часа, как он писал послание. Он и говорит об этом: доныне». По мысли блаж. Феодорита и некоторых других, «под общением в благовествовании» можно разуметь вообще участие в деле искупления, причем по отношению к Филиппийцам одновременно можно разуметь и усвоение ими плодов искупления и служение их другим в деле этого усвоения. Более ясное выражение этой мысли находится в 6-м стихе, в котором замечается две главных мысли, во-первых, та, что дело спасения совершается Богом: Им оно начинается, Им продолжается и совершается, а иначе говоря, дело спасения есть дело благодати Божией; вторая мысль та, что дело спасения не оканчивается со смертию человека, но продолжается и после, даже до дне Христова, под которым разумеется «последний день, которого не пресекает ночь», как сказал св. Василий Великий. Св. Иоанн Златоуст видит в этом стихе такое указание на соотношение благодати и свободы, которое указывается даже в словах: Бог совершит. «Опять для Филиппийцев похвала, потому что они привлекли к себе благодать Божию, которая помогла им возвыситься над природою человеческою». «Если же Бог совершит, то с нашей стороны не много нужно будет труда, а должно надеяться, что при Его помощи мы все легче совершим».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1.3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,

1.4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,

1.5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,

1.6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,

1:3–6. Начиная свое послание, святой Павел воздает должную цену тому добру, какое оказывали ему филиппийцы. Но не к ним прямо относит это, а к Богу – источнику всякого добра, научая их не себе приписывать свое доброе, а Богу, без Которого не устрояется ничего истинно доброго. Он благодарит Бога за то, что филиппийцы помнят о нем, и за это он всегда, как молится Богу, благодарит Его, и молится о них с радостью. Молитва о них составляет для него отраду и утешение.

В чем же филиппийцы выразили святому Павлу свою память о нем? За ваше, говорит, участие в благовествовании, от первого дня даже доныне. Участие филиппийцев в благовествовании Апостола заключалось в том, что они, посылая ему свое пособие, облегчали его апостольский труд, и это было с первых же дней их обращения ко Христу, и доныне посылали они ему пособие и в Солунь, и в Коринф, а теперь и в Рим. Через это они стали как бы участниками в его апостольских трудах, и, следовательно, участниками и в награде за них. Поэтому поводу святой Златоуст говорит: «Ты не можешь поститься, жить уединенно, спать на земле, проводить в бдении целые ночи? Можешь ты получить награду иным способом, если будешь усердствовать подвизающемуся в сем, если будешь покоить его и облегчать труд его». Если мы с таким усердием послужим святым, то будем участниками наград их, по слову Христа: сотворите себе други от мамоны неправды, да приимут вы в вечные кровы (Лк. 16:9). В участии филиппийцев своим пособием в его благовествовании, святой Павел видит особое указание Божье, что он этим именно способом достигнут своего спасения и блаженства, поэтому он уверен, что Бог, воодушевив их на это доброе дело, будет воодушевлять их на это до дня пришествия Господа Иисуса Христа на суд, где они и получат за это награду.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible