Скрыть
дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних

В том, чтобы в этом имени Иисуса всякое колено поклонялось - небесных, и земных, и преисподних, это суть: мертвые, и живые, и Ангелы.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Григорий Нисский, свт. (†394)

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних

Божественная природа не может быть объята именем, между тем через срастворение два стали одним. Потому и Бог именуется от человеческого [естества заимствованным именем] - ибо пред именем Иисуса преклонится всякое колено, - и человек становится превыше всякого имени, что свойственно Божеству, Которое не может подчиниться именовательному обозначению; чтобы как высокое является в низком, так и низкое восприняло свойства высокого. Ибо как Божество получает имя через человека, так выше имени становится то, что от низкого возносится к Божеству. И как бесславие рабского образа имеет отношение к соединенному с рабом Богу, так и поклонение Божества, от всего творения воздаваемое, приносится соединенному с Божеством [человеку].

Опровержение Апполинария


Вошедший во вселенную (см. Евр. 1:6), став первородным из мертвых (как из братьев по вере, так и из всего творения), когда снова войдет во вселенную (ср. Евр. 1:6) и, как говорит пророчество, будет судить вселенную по правде (Пс. 9:8), не сложит с Себя имени Первородный, которое однажды принял ради нас. Но как пред именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, так и перед Пришедшим под именем Первородного преклонится полнота всех ангелов, радующаяся призванию людей, которым Он, став первородным из нас, снова призвал к первоначальной благодати.

Против Евномия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-11 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца

«Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» Вот, говорят, был послушен, – значит не равен Тому, Кому послушен. О, несмысленные и неразумные! Это нисколько не делает Его меньше. И мы часто слушаемся своих друзей, но это нисколько не делает нас меньшими. Он, как Сын, покорясь Отцу добровольно, не ниспал в состояние раба, но этим самым – великим почтением к Отцу – особенно сохранил дивное сродство с Ним. Он почтил Отца не для того, чтобы ты Его бесчестил, но чтобы более изумлялся, и из этого, из того именно, что более всех почтил Отца, познал, что Он есть истинный Сын. Никто таким образом не чтил Бога. Насколько Он был высок, настолько же смирил Себя. Так как Он больше всех, и нет никого Ему равного, то и почтением к Отцу превзошел всех, не по принуждению и не по неволе. И это есть дело Его доблести, или уж и не знаю, как сказать. О, и рабом стать – дело великое и весьма неизреченное, а подвергнуться смерти – еще гораздо большее! Но есть и другое нечто большее и удивительнейшее. Что же такое? То, что не всякая смерть была подобна (Его смерти), так как Его смерть считалась поноснейшей из всех, постыднейшей и проклятой: «Проклят», – сказано, – «пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Вт. 21:23). Для того-то иудеи и постарались умертвить Его такой смертью, и через то сделать презренным, чтобы самый род смерти отвратил всякого от Него, если бы (просто) смерть не отвратила никого. Для того-то и два разбойника были распяты с Ним, чтобы Он разделял с ними их бесчестие, и чтобы исполнилось сказанное: «И к злодеям причтен был» (Ис. 53:12). Но истина чем более просиявает, тем блистательнее становится. Когда столько было от врагов злоумышлений против Его славы, она тем не менее сияет, и блеск ее даже гораздо больше проявляется. Не простым умерщвлением, но умерщвлением именно такого рода, они думали сделать Его отвратительным, представить Его отвратительнее всех; но ни мало не успели. Даже оба разбойника были настолько нечестивы (один из них обратился уже после), что и находясь на кресте, поносили Его. Ни сознание собственных преступлений, ни казнь, ни то, что они сами терпят то же, не удержали их неистовства. Это один из них даже высказал другому, заградив уста его словами: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» (Лк. 23:40). Таково было их нечестие! Впрочем, это нисколько не повредило Его славе, – почему и говорит (апостол): «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».

Блаженный Павел когда коснулся плоти, то все уничижительное говорит уже безбоязненно. А доколь не сказал, что Он принял зрак раба, но говорил только о Божестве, смотри, как возвышенно (говорил)! Возвышенно, разумею – по силе: достоинства Его не выражает, потому что не может: «Он, будучи образом Божьим», – говорит, – «не почитал хищением быть равным Богу». Когда же сказал, что Он очеловечился, то безбоязненно уже говорит об уничижении, зная верно, что уничижительные выражения ни мало не унижают Божества, так как относятся к Его плоти. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Скажем против еретиков. Если это говорится не о воплотившемся, если о Боге Слове, то как «превознес Его»? Ужели давши что-либо большее? В таком случае Он был бы несовершен, и через нас сделался бы совершенным, а если бы Он не благодетельствовал нам, то не получил бы чести. «И дал», – говорит, – «Ему имя». Вот, по вашему, Он не имел даже и имени. Если же принял должное, то как признавать Его принявшим по благодати и дару даже «имя выше всякого имени»? Какое же имя, посмотрим. «Дабы пред именем» Иисуса Христа, – говорит, – «преклонилось всякое колено». Под именем сами они разумеют славу. Следовательно, эта слава выше всякой славы; слава же состоит в поклонении Ему. Далеки от величия Божья вы, думающие знать Бога, как Он знает сам Себя. И из этого уже видно, сколько далеки вы от (правого) понятия о Боге, видно также и из следующего. Если (в поклонении) состоит слава Его, то скажи мне: прежде чем произошли люди, ангелы, архангелы, Он не был в славе? Если эта слава выше всякой славы, – а таково значение слов: «выше всякого имени», – если Он (до сотворения мира) хотя и был в славе, но в меньшей, нежели теперь, то значит все существующее Он сотворил для того, чтобы быть в славе, (сотворил) не по благости, но имея нужду в славе от нас. Видите ли неразумие? Видите ли нечестие? А когда (апостол) сказал это о воплотившемся, он имел для этого основание. Слово Божье позволяет говорить так о плоти, потому что все это не касается естества (Божья), но имеет отношение к домостроительству (воплощению). После того не остается никакого прощения тем, которые злоумствуют, будто слова эти относятся к божеству. Потому, когда говорим: Бог сотворил человека бессмертным, я, хотя и о целом говорю, знаю, что говорю. Что же значит: «Небесных, земных и преисподних»? Т. е. весь мир, и ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники. «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца», т. е., чтобы все говорили это; а в этом состоит слава Отца. Видишь ли, что везде славится Отец, когда славится Сын? Так равно, когда Сын безчестится, безчестится и Отец. Если так бывает у нас, где между отцами и сыновьями много различия, то тем более у Бога, где нет никакого различия, честь и бесчестие переходят (от Сына на Отца). Если вселенная покорена Сыну, как сказано, то это слава Отца, – следовательно и в том слава Отца, когда мы говорим, что (Сын) совершен, ни в чем не имеет недостатка, что Он не меньше Отца. Это служит важным свидетельством и силы (Отца), и Его благости и премудрости, что Он родил такого Сына, Который нисколько не меньше ни по благости, ни по премудрости. Когда я говорю, что (Сын) премудр, как Отец, и ничем не меньше Его, то в этом свидетельство великой премудрости Отца. Когда говорю, что Он всемогущ, как Отец, то в этом свидетельство о могуществе Отца. Когда говорю, что Он благ, как Отец, то в этом величайшее доказательство благости Отца, что Он родил такого Сына, Который ничем не меньше Его, и ни в чем не имеет недостатка. Когда говорю, что (родил Сына) не меньшего сущности, но равного, и не другой сущности, то и этим также восхваляю Бога и Его силу, и благость, и премудрость, что Он явил нам из Себя другого такого же, кроме того только, что Он не Отец. Таким образом все, что говорю великого о Сыне, переходит на Отца. И если это малое и ничтожное (а подлинно мало для славы Божьей, что Ему поклоняется вселенная) служит во славу Божью, то не гораздо ли более – все прочее?

Беседы на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

дабы пред именем Иисуса преклонилось, всякое колено небесных, земных и преисподних

То есть весь мир, ангелы, люди и демоны; или: и праведники, и грешники. Потому что и демоны познают, и непокорные подчинятся, не противоборствуя более истине, как они и прежде того времени говорили: знаю Тебя, Кто Ты (Лк. 4:34).

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних

Что распеншемуся за нас и воскресшему Господу Иисусу поклонится всяко колено небесных и земных, это понятно, как и церковная песнь провозглашает: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Но как поклоняется Господу колено преисподних? Тем, что они невольно покоряются Ему, так как воскресший Господь чрез крестную Свою смерть попрал всю силу вражию, сокрушив врата медные и вереи ада железные сломив. Но под сим еще разумеется и изведение из ада воскресшим Господом держимых тамо душ, каковое изведение торжественно описывает святой Иоанн Дамаскин так: «Ныне вся исполнишася света, небо и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово… Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше, люте одержимыя… Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную».

Письма

Феофан Затворник, свт. (†1894)

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних

Как только совершилось превознесение в показанном смысле и запечатлено особым соответствующим именем: следствием сего должно было быть Божеское поклонение всех тварей — небесных, земных и преисподних. В Послании к Евреям говорится, что когда Бог ввел паки первородного во вселенную (паки в Богочеловечестве), то повелел: да поклонятся Ему вcи Ангели Божии (Евр. 1:6). Не это ли повеление исполняя, Ангелы, в Апокалипсисе, с сущими с ними, тысящами тысящ гласов взывали: достоин есть Агнец закланный прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле, и Агнцу благословение, и честь, и слава и держава во веки веков (ср : Апок. 5:12 — 13)

Да поклонится всякое колено — Божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с Божеством в лице Господа Иисуса Христа. Словами: небесных, земных и преисподних — выражается — вся тварь: небесная — Ангелы, земная — люди живущие, преисподняя — люди умершие (см: блаженный Феодорит). Святой же Златоуст говорит: «то есть весь мир, и Ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники»

Все сие само собою следовало: ибо воплотившийся есть Бог Сын.

Толкование на послание к Филиппийцам

Гауденций Бресцийский (†410)

Это означает, что после таинства страдания и триумфа вознесения Сын Божий в Своей полноте, со всем тем, что Он счел достойным принять за нас, пребывающий в славе Отца (оставаясь в Божественности Своей природы), должен быть почитаем всеми силами небесными, земными и преисподними.

Размышление XIX

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Дабы пред именем Иисуса, т. е. пред Иисусом Богочеловеком – единородным Сыном Божиим, Творцем неба и земли, истинным Богом, восприявшим естество человеческое, –

Преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. Чтобы пред Богочеловеком Иисусом преклонилось всякое колено, – чтобы оказывали Ему Божеское почтение, повиновались Ему, как Богу, все твари, или все сотворенные существа, на небе, на земле и под землею или в преисподней, на небе святые Ангелы и блаженные души, на земле люди, в преисподней злые духи и грешные души. Слова: всякое колено небесных земных и преисподних, – обнимают собою весь мир, видимый и невидимый. Подобные выражения встречаются и в других местах священного писания (Исх. 20:4; Втор. 4:17, 18; Деян. 4:24; Апок. 5:13). Поклоняются Господу Иисусу святые Ангелы и блаженные души на небе, покланяются все верующие в Иисуса Христа Сына Божия на земле, трепещут Его, как победителя смерти и ада, все злые духи в преисподней. Но полная слава Иисуса Христа раскроется в то время, когда, как учит Апостол, положит Он вся враги под ногама своима; когда последний враг испразднится смерть (1Кор. 15:25, 26), то есть в последний день, когда Иисус Христос явится в небесной славе Своей, окруженный ликами святых Ангелов, для совершения последнего суда, и все живые и умершие предстанут на суд пред Ним.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца

Дабы пред именем Иисуса. Ср. Деян. 4:12. Иисус Христос есть посредник между Богом и людьми и в Его имя или благодаря Ему человек преклоняется или склоняет свои колена, видя в нем истинного Бога. Но не только люди, а и существа, пребывающие на небе, т. е. ангелы, и живущие в преисподней, т. е. демоны, должны признать силу Христа. Можно впрочем к числу небесных относить и прославленных верующих, а к числу преисподних - умерших грешников. - И всякий язык, т. е. все разумные существа разных сфер - земной, небесной и преисподней. - Во славу Бога Отца. Апостол и в других посланиях (напр. Еф. 1:6, 12; Рим. 15:9) представляет конечной целью всего прославление Бога. - Таким образом Апостол внушил читателям, что если они, как христиане, мечтают о достижении прославления, о каком говорил, напр., апостолам Господь Иисус Христос перед Своею смертью (Лк. 22:29, 30), то они должны, по примеру своего Господа, идти к этому путем самоуничижения и думать более не о своей славе, а о славе Бога Отца.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 2:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.

10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
 

Насколько велико было самоуничижение Христа, настолько же велико и превознесение Его. Но как первое было пред людьми (ибо Он по Божеству был неизменен), так и второе было для людей, чтобы они познали Его, покланялись и прославляли Его, как Господа Спасителя, равночестного Отцу. А так как превознесение сие совершилось со Христом, как Богочеловеком, то и человечество Его введено в славу и силу Божества (преосвящ. Феофан). «Смирив Себя, Он не только не утратил того, что имел, как Бог, но восприял сие и как человек» (Феодорит). По слову св. Афанасия Великого, «Слово ради нас и за нас вознесено, как человек, чтобы, как смертию Его мы умерли во Христе, так о Самом же Христе были мы опять и превознесены, будучи воздвигнуты из мертвых и входя в небеса, идеже предтеча о нас вниде Иисус» (Евр.6:20). Относительно же имени, паче всякого имене, можно с несомненностию сказать, что это имя есть "Сын Божий", как о том свидетельствует Апостол Павел, который разъясняет и то, кто из небесных поклонился Ему, как восседшему одесную Отца (ср. Апок.5:12-13; Евр.1:3-6). Превознесение Иисуса Христа было на-веки, а потому и поклонение Ему здесь разумеется не только то, которое было при Его воскресении и вознесении, но и будущее, имеющее завершиться поклонением главных обитателей преисподней, злых духов, которые должны сделать это по страху (Ин.2:19. Ср. 2Пет.2:4., Иуд.1:6). Завистник блаженства людей ввел их в соблазн греха и тем отвратил от Бога, но воплощенный Сын Божий, Богочеловек, снова привел людей к Отцу Небесному, чем все дело диавола упразднится, а слава Божия восстановится, в лице же Богочеловека превознесенного – достигнет наивысшей меры и степени. И все это совершится чрез самоунижение Сына Божия. Отсюда Филиппийцы должны понять, сколь важно и необходимо смирение и самоунижение вообще, и как оно может быть благотворно, если подражать в нем Христу. «Итак, будем веровать во славу Его и жить во славу Его. Ибо одно без другого бесполезно». Блаж. Феодорит, обращая внимание на то, что в исповедании Иисуса Христа, как Богочеловека, всеми существами, имеющими слово, будет прославляться и Отец, говорит: «А если исповедание Христа Господа прославляет Отца, то явно, что называющие Его тварию и рабом покрывают бесславием и Родшего. Сими немногими речениями Божеств. Апостол низложил всякую ересь и хулящих Божество Единородного и отрицающих Его человечество». По слову блаж. Феофилакта, «слава Отца заключается в том, что Он имеет такого Сына, Которому покоряется все».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О богослужении.

Ин.5:41. Здесь слава понимается в смысле достоинства – седение одесную Отца: Пс.109:1; такой славы люди дать Христу не могли, ибо она дается только от Бога (Филип.2:9-10). Но благодарности и молитвенных подвигов от людей Бог требует: Лк.17:18; 1Кор.10:30-31;6:20; Кол.3:17; 1Фес.5:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

2.9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

2.10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

2.11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
 

2:9–11. За то, что так Он Себя смирил даже до крестной смерти, и Бог, в Троице поклоняемый – Божество, так превознес Его, что выше того и вознести невозможно. Его – Бога воплощенна, не как Бога, а как человека, так что человечество Его введено в славу и силу Божества Его. «Смирив Себя, Он не только не утратил того, что имел как Бог, но восприял сие и как человек» (Феодорит). Он имел имя, которое не отошло от Него чрез воплощение, но теперь даруется оно Ему и как человеку. Даруется, ибо человечество, даже и воспринятое Божеством, не может заслужить такого имени по одному закону правды. Имя выше всякого имени.

Какое это имя, выше всякого имени? Бог Сын или Сын Божий. Так именовался Он прежде мир не бысть. Теперь то же имя переносится и на его человечество. Святой Апостол в Послании к евреям объясняет, что это за имя кому когда из ангелов сказал: Бог Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? (Евр. 1:5). Это имя есть оббжение человечества в лице Господа нашего Иисуса Христа – Искупителя и Спасителя нашего. Следствием такого превознесения и дарования Ему такого имени должно было быть Божеское поклонение Ему всех тварей – небесных, земных и преисподних. Весь мир, и ангелы (см. Евр. 1:6), и люди, и демоны, и праведники, и грешники и всей разумной твари исповедание, что Иисус Христос есть Господь и Бог, а в этом слава Бога Отца (Златоуст), слава Сына – слава и Отца.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible