чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире

Будьте безукоризненными и невинными, и непорочными посреди народа лживаго и развращеннаго, - благодаря таким делам (качествам) своим, вы поистине явитесь миру, который любит дела тьмы, как светила.

Толкование на послание Филиппийцам

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире

Самим светом истины мы должны озарить людей, уловленных мраком заблуждения, рассеять ночь невежества. Потому и апостол говорит: вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни. Если мы не станем делать этого, будет ясно, что неверие наше будто закрыло покровом и затемнило пользу столь необходимого света - в осуждение нам, как и другим.

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-18 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне

«Чтобы вам быть», – говорит, – «неукоризненными и чистыми», т. е. беспорочны и чисты, так как ропот налагает немалое пятно. Что же значит: «без сомнения»? Хорошо ли ми, или нехорошо? Но рассуждайте, говорит, хотя бы труд предстоял, хотя бы скорбь, хотя бы что другое. Не сказал: да не будете наказаны, – потому что наказание полагается за дело, в послании к Коринфянам он и на это указал, здесь же ничего такого не сказал, – но: «Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов». Видишь ли, что (апостол) научает (филиппийцев) не роптать? Ропот свойствен рабам непризнательным и бесчувственным. В самом деле, скажи мне, какой сын ропщет, трудясь на пользу отца, и трудясь для самого себя? Подумай, говорит он, что ты трудишься для самого себя, что собираешь себе самому. Роптать – дело тех, которые трудятся для других, работают на других; а тому, кто собирает для себя самого, из-за чего роптать? из-за того ли, что не увеличивается его богатство? Но это не причина. Зачем роптать тому, кто трудится добровольно, без принуждения? Лучше ничего не делать, нежели делать с ропотом, так как при этом и самое дело теряет цену.

Знаю, говорит (Павел) что многие из ближних ставят вас в необходимость – роптать (на это он намекает словами: «среди строптивого и развращенного рода»); но это-то и удивительно – быть раздражаемым, и нисколько того не чувствовать. Звезды блистают ночью, видятся во тьме, и нисколько не теряют своей красоты, являются даже блистательнее, а при свете являются не в таком виде: так и ты сияешь более, когда остаешься правым среди развратных. Удивительное дело быть непорочным. А чтобы этого не говорили, – - (апостол) предварительно сам сказал это. Что значит: «содержа слово жизни»? значит: имя жить (в будущем веке), принадлежа к числу спасаемых. Смотри, как скоро он полагает награды. Светила, говорит, заключают причину света, а вы причину жизни. Что значит: «слово жизни»? значит: имя семя жизни, т. е. имя залог жизни, содержа самую жизнь, т. е. имея семя жизни в вас. Вот что называет словом жизни. Следовательно прочие все мертвы: на это именно указал он, сказав таким образом, а иначе, и прочие заключали бы слово жизни. «К похвале моей», – говорит. Это что значит? И я, говорит, участвую в ваших благах. Добродетель ваша такова, что не только вас спасает, но и меня прославляет. Что же за похвала тебе, блаженный Павел? За нас тебя мучат, гонят, обижают. Потому-то и говорит: «В день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился»; но всегда имею хвалиться, говорит, «что я не тщетно трудился. Но если я и делаюсь жертвой» (Фил. 2:17). Не сказал: но если и умираю, подобно как и в послании к Тимофею, где употребил то же слово, говоря: «Ибо я уже становлюсь жертвой» (2Тим. 4:6). И утешает их относительно своей смерти, и научает охотно переносить смерть за Христа. Я делаюсь, говорит, как бы возлиянием и жертвой. О, блаженная душа! Жертвой называет приведение их. Подлинно, принести в жертву душу гораздо лучше, нежели принести волов. Итак, если к этому приношению и сам себя присоединю, как возлияние, то радуюсь, говорит, о смерти моей. На это он и намекает, говоря: «За жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Фил. 2:18). Почему сорадуешься? Видишь ли, как показывает, что и они должны радоваться? Радуюсь, говорит, потому что делаюсь воздаянием; а сорадуюсь, как приносящий жертву. Об этом же и вы радуйтесь, и сорадуйтесь, что я приношусь в жертву. Сорадуйтесь, говорит, мне радующемуся о своей смерти. Подлинно, кончина праведников достойна не слез, но радости. Если они радуются, то должно сорадоваться им. И неприлично нам плакать, когда они радуются. Но мы, говорят, желаем сожительства с ними! Это предлог, отговорка. Смотри, что завещевает он филиппийцам: «радуйтесь и сорадуйтесь мне». И ты желаешь сожительства с ними? Если бы ты сам здесь оставался, то справедливо бы так говорил; если же немного спустя будешь там, где отошедший, то какого сожительства желаешь? Сожительства желает тот, кто навсегда разлучен: а если от идет с тобою по одному пути, то какого сожительства желаешь? Отчего мы не оплакиваем отправляющихся в путешествие, или, немного поплакавши, спустя день, два, перестаем? Если желаешь сожительства, то плачь лишь столько, сколько нужно для обнаружения в себе природы (человеческой); а потом радуйся, как и Павел, который говорил: не чувствую ни малейшей скорби, и даже радуюсь, отходя ко Христу: «радуйтесь», – говорит, – «и сорадуйтесь мне».

Беседы на послание к Филиппийцам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными

Апостол не сказал: «вы есть», но: чтобы вам быть, - отлагая исполнение этого на будущее, а не утверждая о настоящем, так как здесь подвиг и борьба, а награды за подвиг и добродетели - там.

Разговор против пелагиан

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.15-16 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. 
 

Так и Господь повелел, чтобы мы были «цели яко голубие» (Мф.10:16).«В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов». Не сделают вам вреда нападающие на вас, говорит Апостол; потому что воссияете подобно светилам в мире и мне доставите то, что похвалюсь вами в пришествие Спасителя. Сие же: «содержа слово жизни» (έπεχοντεζ) значит: внимая слову жизни; ибо так сказал Апостол в Послании к Тимофею: «Внимай» (έπεχε) «себе и учению» (1Тим.4:16), то есть будь внимателен к себе и к учению. А «словом жизни» назвал проповедь, потому что она ведет к жизни вечной. «Что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился». Хвалюсь и высоко ценю, что не напрасно я принял на себя попечение о вас.

Толкования на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми

То есть безукоризненными и незапятнанными, потому что ропот подлежит наказанию, - это потому, что говорит с филиппийцами, как со свободными. Послушай далее.

Чадами Божиими непорочными

Итак, роптать свойственно рабам и неблагодарным; потому что какой сын, трудясь для своего отца и себя самого, ропщет?

Среди строптивого и развращенного рода

Я знаю, что многие ведут борьбу против вас, вынуждая вас таким образом к ропоту; но в том-то и есть наивысшая похвала, если кто, и возбуждаемый другими, ничего такого не делает.

В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни

Как звезды светят во тьме, так и вы, будучи правыми среди неправых, старайтесь больше светить. Потому что выражение: в котором вы сияете (φαίνεσθε) должно иметь значение повелительное. Содержа слово жизни, то есть имея в самих себе семя жизни и впредь намереваясь так жить, и теперь уже имея в себе залог спасения. Или: как светила светят и оживляют тела, грея их, так и вы старайтесь быть животворной силой для прочих людей.

К похвале моей в день Христов

Пусть, говорит, ваша добродетель будет такова, чтобы не только вас приводила к жизни, но и меня явила более славным в пришествие Христово.

Что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился

Моя слава заключается в том, что я вас воспитал такими, и что труд мой у вас не был напрасным.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Да будете неповинны и цели, чада Божия непорочна посреде рода строптива и развращена, в нихже являетеся, яко светила в мире

Да будете,— чтоб таким образом вам быть, или соделаться неповинными и целыми. Вы обязаны быть неповинными и целыми; но до сего достигнуть иначе не можете, как поступая по указанному пред сим, то есть содевая свое спасение со страхом и трепетом, в уповании на вседействующую в вас благодать, и все творя с охотою и удовольствием, без ропота и колебаний, в полной уверенности, что делаете право. Если будете так поступать, то будете неповинни и цели или, что то же, — будете ходить достойно благовествования Христова. Неповинни, αμεμπτοι,— безукорны, тогда не за что будет вас покорить,— и чисти, ακεραιοι, — беспримесны, — как золото, например, когда в нем не остается ничего чуждого, совершенно бывает чисто, так явитесь и вы чистыми, без всякой примеси чуждых вам нехристианских элементов, в мыслях, словах, делах, чувствах и расположениях,— вы будете чисты, как чист луч солнца. — И что всего выше,— будете чадами Божиими непорочными, не запятнанными ничем. Возродившись в купели крещения, вы стали по сему новому от Бога рождению чадами Богу, и вы обязаны делом, в жизни, явиться таковыми. И явитесь таковыми, если будете действовать по указанному мною способу. Сколько для вас дорого быть таковыми, столь же усердно вы должны поступать, как я вам сказал. Посреде рода строптива и развращена. Как благовоспитанные дети благородных родителей, хотя бы вмешались в толпу других детей низшего класса, тотчас видны по словам, по манерам, по обхождению и делам: так, говорит, вы, хотя живете среди других людей, от Адама происшедших, но по духовному рождению вы совсем другой род; и как другой род, то другими вы должны являться и в жизни, чтобы все, смотря на вас, говорили: и наши будто, и не наши; все у них похоже на наше, но образ мыслей, но правила жизни, но чистота нрава, но цели и надежды их не наши. Иной дух жизни веет в них и указывает на иное их рождение.— Такими будете вы, если станете поступать, как я сказал.

В нихже являетеся, яко светила в мире. В нихже — то есть среди лиц рода строптива и развращена.— Являетеся — или утверждает, что они действительно таковы и, следовательно, похваляет их, в видах ободрения на большее; или указывает на их значение в мире, а в лице их и всех христиан, в видах возбуждения чувства обязательства к тому, как бы так: среди которых вы и обязаны являться как светилами в мире. Ночь неведения и развращения покрывает мир. Вы, яко христиане, Богом восставлены среди него быть светилами ведения и святости. Таково назначение ваше, да просветится свет ваш пред человеки. «Звезды блистают ночью, и во тьме видимы, и нисколько не теряют своей красоты, но даже являются блистательнее; а при свете не так видимы: так и ты сияешь более, когда остаешься правым среди развратных. Удивительное дело быть непорочным!» (святой Златоуст). «Таковы те, кои могут сказать: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4:7)» (святой Дамаскин). «Старайтесь же и вы сиять правотою и непорочностию среди развращенных, как сияют светила во тьме. Являетеся,— кажется, сказано повелительно (то есть являйтеся)» (блаженный Феофилакт).

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-18 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне

Цель, какую должны иметь в виду христиане, идя путем самоотречения, состоит в том, чтобы им стать неповинными пред судом Бога и свободными от пятен греха (iakeraioi - в русск. перев. : «чистыми»), чтобы сделаться истинными чадами Божиими, над которыми уже не обрушится тот страшный приговор, какому подвергнутся строптивые и развращенные дети, по сравнению с которыми филиппийцы, сохраняющие слово жизни или Евангелие, являются прямо как настоящие светильники мира. Тогда, в день пришествия Христа, и Апостолу можно будет похвалиться, что труды его в Филиппах не пропали даром. Чтобы показать, как отрадно ему видеть твердость филиппийцев в вере, Апостол говорит, что если бы даже ему суждено было теперь излиться, как возлиянию (состоящему в вине), на ту жертву, какую он сам приносит Богу в виде Церкви, составившейся из язычников, то и тут Апостол не утратил бы своего радостного настроения. Такую же радость он внушает самим филиппийцам: они должны радоваться и за него, что он способен идти на смерть за них, и за самих себя, что они - так по крайней мере предполагает о них Апостол - также способны на всякое самоотречение из-за веры в Евангелие.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 2:1

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

14. Все делайте без ропота и сомнения,

15. чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
 

Заповедуя труд, Апостол учит совершать его без ропота и колебаний. «Роптать свойственно рабам», говорит св. Иоанн Златоуст. «Они трудятся для других, а тому, кто собирает для себя самого, отчего роптать? Лучше ничего не делать, нежели делать с ропотом. Ибо и самое дело теряет цену. Ропот близок к хуле. Ропот есть неблагодарность Богу, а неблагодарный Богу есть хульник». По словам преосвящ. Феофана, заповедь Апостола «обнимает весь круг обязательных для Христианина дел и расположений. У нас, напр., когда придет пост, сколько роптаний! И если в церковь позовут так, что надо несколько минут отнять от сна, и то не обходится без ворчаний». «Сказав: без размышлений, Апостол запретил колебание мыслей и сомнение при исполнении заповедей, чтоб, когда предлежит исполнить какую-либо заповедь, никто не говорил: «да будет ли мне награда? да хорошо ли это?» Такого рода сомнительных помышлений допускать не должно, но делать с уверенностию» (блаж. Феофилакт).

Противопоставляя Христиан озлобленному и развращенному миру языческому, Апостол заповедует им быть совершенно чистыми во всем, чтобы никто не мог укорить их в чем-либо и даже, напротив, они были бы светочами мира, сияли бы как светила в непроглядной тьме, что, очевидно, отчасти уже и было заметно в добрых Филиппийцах, помнивших заповедь Спасителя: да просветится свет ваш пред человеки. «Старайтесь и вы сиять правотою и непорочностию среди развращенных, как сияют светила во тьме», заповедует блаж. Феофилакт. Название Христиан чадами Божиими непорочными – имеет свое значение в противоположении с названием прочих (Евреев и язычников) строптивыми и развращенными. Оба выражения эти часто употребляются в Писании (см. Втор.32:5; ср. Рим.8:16; Гал.4:5; Еф.1:5; Мф.17:17; Лк.9:41; Деян.2:40). По мнению св. Иринея, Апостол, называя Христиан светилами, указывает на исполнение обетования, данного Аврааму о том, что у него будет потомство (верующих), как звезды... А по слову св. Григория Богослова, это значит, что они должны быть живоносною силою для других людей. Иисус Христос, Его учение и последователи вообще нередко называются светом мира, светящим светом (Мф.5:14; Ин.1:5; Еф.5:11).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

Ст. 14-16 Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Судя по-человечески, можно совершать свое спасение, соблюдать заповеди Господа, но не в угоду Богу, с ропотом, ворчанием на трудность этого дела. Например, сколько ропота, ворчаний бывает между нами во время поста или в церкви на трудность стояния! Или иной подает милостыню, а сам в себе ворчит: шатаются тут, покоя нет, лентяи, пьяницы и тому подобное. Апостол, имея это в виду, и учит: "все делайте", обнимая этими словами весь круг обязательных для христианина дел и расположений, "без ропота" и ворчаний, скрывающих недовольство и неприятность, но с охотою, с удовольствием, радостно, живо и "без сомнения", раздумываний, как то или то сделать, а может быть, и не нужно совсем это делать, ибо в этом обличается шаткость решимости воли делать в угодность Богу всякое сознанное добро. У кого решимость эта тверда, тот с жаром берется за всякое доброе дело, как только сознает – рассудит, размыслит, что оно хорошо, и ему должно его сделать. Святой Павел запрещая раздумывания, подразумевает эту горячность в добре. Если, говорит, будете так поступать, как я учу вас, то будете "неукоризненными и чистыми чадами Божьими", непорочными, то есть без всякой примеси в делах, мыслях, чувствах всего чуждого христианству, и, что всего выше, будете чадами Божьими непорочными, ничем незапятнанными, "среди строптивого и развращенного рода", среди них вы будете совсем другим родом – как светила в мире разгоняют мрак ночи и являют славу Божию, так и вы среди ходящих во тьме греховной своими добрыми делами являете славу Божию (см. Мф. 5:16). И будете, действительно, светилами, сами осуществите в себе Евангельское слово жизни, если будете жить достойно благовествования; тогда и труды мои на обращение вас о поддержании в вере не будут напрасны. "В день Христов" (на суде Христовом) на вас могу указать в похвалу себе, что не напрасно трудился над вами, не напрасно носил апостольское звание. Эта уверенность, что он не напрасно трудился трудом апостольским, радует его.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 15-18 Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.

Цель, которую христиане должны иметь в виду, воздерживаясь от ропота и сомнений, состоит в том, чтобы им стать неповинными пред судом Бога и свободными от пятен греха (ἀκέραιοι), чтобы сделаться истинными чадами Божиими, над которыми не обрушится страшный приговор, какому подвергнуты будут строптивые и развращенные дети, среди которых филиппийцы, сохраняя слово жизни или Евангелие, являются подобными светильникам мира. Это доставит апостолу великое удовольствие видеть, что труды его не пропали даром. Чтобы показать, как радует его твердость филиппийцев в сохранении евангелия, апостол говорит, что даже, если бы ему теперь суждено было Богом излиться как возлиянию на ту жертву, какую он сам приготовил Богу из уверовавших язычников, то и тут апостол не утратил бы радостного настроения, и даже стал бы радоваться за филиппийцев, ко благу которых совершается это возлияние, и которые, следовательно, должны сами радоваться даже и такому исходу уз апостола. Апостол сравнивает т. о. себя с вином, которое, по большей части, изливалось священником на закланную жертву (σπένδομαι). В то же время он представляет себя и священником, приносителем жертвы.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

15. Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире.

При условии соделывания своего спасения в страхе Божием и послушания воле Божией, вы явитесь неукоризненнымит. е. людьми, которых не в чем будет упрекнуть, чистыми в нравственном смысле, вы явитесь чадами Божиими непорочными, т. е. свободными от греха. И эти ваши свойства и качества еще больше будут выделять вас среди окружающих вас строптивых, т. е. не покоряющихся воле Божией людей, и развращенных, так что вы по своей жизни и нравственным качествам будете сиять среди них как светила в мире.

Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Т. 2. Послания св. апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible