Скрыть
Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей

И так как ни мне, ни достойному сотоварищу моему Тимофею не было возможности (придти к вам), то мне необходимо было послать к вам Епафродита брата и сотрудника моего в благовествии, - а ваш Апостол есть он и служитель сей необходимости, ибо ради этих обстоятельств я послал его к вам.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-27 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали

«Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего». И его посылает опять с такими же похвалами, с какими и Тимофея. В этом последнем он указывает следующие два качества: что он любит их, словами: «Кто бы столь искренно заботился о вас», и – что он заслужил похвалу в благовестии. И Епафродита похвалил за то же, и для той же цели, для какой и Тимофея. Как? Сказав: «брата и сотрудника», и не остановился на этом, но прибавил еще: «и сподвижника», значит показал его великое участие в бедах и засвидетельствовал о нем то же, что и о себе самом. «сподвижника» же больше значит, нежели «сотрудника». Иной мог быть сотрудником в делах легких, но не в брани и бедах; а словом: «сподвижника» (апостол) показал и это последнее. «А вашего», – говорит, – «посланника и служителя в нужде моей, послать к вам», – т. е., наше вам дарю. Или иначе: вашего, или – учащего нас, к вам посылаю. Потом многое присовокупляет о любви его, говоря: «Потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали» (Фил. 26:27). Здесь (апостол) внушает и другое, т. е. что и он (Епафродит) очень знает, что вы его любите. А это немалое побуждение к любви. Каким образом? Он болен был, говорит, и вы болезновали; он выздоровел, и вас избавил от печали, которую вы имели по причине его болезни. Сам однако ж был не без печали; но скорбел о том, что, выздоровевши, не видал вас. Здесь и другое внушает, – оправдывается в том, что посылает к ним спустя довольно времени: не по беспечности, говорит, но потому удерживал Тимофея, что никого не имел («Ибо я не имею никого», – говорит, – «равно усердного»), Епафродита же – по болезни. Потом, показывая, что болезнь его была продолжительна и долго изнуряла (его), говорит: «Ибо он был болен при смерти». Видишь ли, сколько Павел заботится о том, чтобы отклонить от души учеников всякую мысль о беспечности и небрежении и, и чтобы они не подумали, будто он пренебрегает ими, и потому не пришел? Ничто не способно так привлечь ученика, как убеждение, что учитель и печется, и скорбит о нем. Это знак чрезвычайной любви. «До вас дошел слух», – говорит, – «о его болезни. Ибо он был болен при смерти». И что я говорю не притворяясь, то послушайте: «Но Бог помиловал его». Что скажешь ты, еретик? Здесь (апостол) называет милостью Божьей то, что Он сохранил человека близкого к смерти, и возвратил его к жизни. Но если мир зло, то оставлять во зле не есть милость. Впрочем с еретиком легко говорить; а что скажем христианину? Ведь и он, может быть, усомнится и скажет: если «Разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23), то для чего говорит, что (Бог) помиловал его? А я спрошу: почему он говорит: «А оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1:24)? Это нужно было сколько апостолу, столько же и Епафродиту, имевшему отойти к Богу с большим богатством и с большим дерзновением. И хотя этого теперь не случилось, но имело быть потом; а приобрести души, отошедшии туда, уже невозможно. Павел говорит также многое и применительно к обычному понятию слушающих, и не везде любомудрствует, так как слово его было к людям мирским, которые боялись еще смерти. Потом показывает, каким у него мнением пользуется Епафродит, и через то делает его достопочтенным, называя именно его спасение настолько полезным для себя, что сам через него помилован. Впрочем и кроме того, настоящая жизнь есть добро; а если не добро, то для чего (апостол) преждевременную смерть поставляет в числе наказаний? Например, он говорит: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:30). Будущая жизнь для человека злого не лучше, потому что она не добра, а для доброго лучше. «Чтобы», – говорит, – «не прибавилась мне печаль к печали» – скорбь о смерти на скорбь о болезни. Этим показывает, насколько он почитает Епафродита.

Беседы на послание к Филиппийцам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего

И его Павел изобразил имеющим много заслуг, назвав не только братом, но сотрудником и сподвижником. Апостол назвал его даже апостолом их, так как ему было вверено о них попечение. А из этого видно, что под его началом состояли названные в начале послания епископами (Фил. 1:1), то есть те, кто были в должности пресвитеров. Служителем же в нужде моей назвал его апостол как доставлявшего посланные ими деньги. Этим Павел дает понять, что такая услуга была их обязательством - подобно тому, как это делают сборщики податей.

Толкования на послание к Филипийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего

С похвалой посылает и этого, подобно Тимофею, и по той же самой причине, о которой мы сказали выше. Сподвижник больше споспешника, потому что в делах безопасных может кто-нибудь содействовать, сподвижник же содействует в опасностях.

А вашего посланника (άπόστολον) и служителя в нужде моей

То есть посланного вами ко мне я возвращаю вам; ибо они чрез него посылали необходимое Павлу. Или же: вашего апостола - значит, вашего учителя.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Потребнее же возмнех Епафродита брата и споспешника и своинника моего, вашего же посланника, и служителя потребе моей, послати к вам

Потребнее же – более нужным счел. По-гречески буквально хотя не выходит так; ибо там стоит: αναγκαιον – необходимым почел: но по ходу речи скорее ожидается славянский оборот. Пока-то сбудется посольство Тимофея и мой к вам приход, в настоящее время потребнее послать к вам Епафродита. Почему потребнее, объясняется ниже; здесь только поминается о том.

Об Епафродите только и известно, что пишется в сем Послании. Епафрас, о коем говорится в Послании к Колоссаем и к Филимону, – совсем другое лицо, и смешивать их нет никакого повода. Один колоссянин, другой филиппиец. – Посылая его обратно к своим, святой Павел восхваляет его не меньше Тимофея (см.: святой Златоуст). Пять доброхвальных черт выставляет он в нем: брат, –как христианин, а может быть, и как лицо, более других сблизившееся с Апостолом, при неоднократных встречах: споспешник, – как сотрудник в проповеди Евангелия и распространении веры: верно, он содействовал святому Павлу в утверждении веры и основании Церкви в Филиппах; ему, может быть, поручено было продолжать начатое Апостолом по удалении его оттуда; и он же способствовал к тому, что Церковь Филиппийская оказалась такою преданною святому Павлу и вере; своинник, – уже потому, что споспешник; ибо распространение Евангелия есть истинная борьба со тьмою нечестия и худонравия, но прямее это означает то, что он вместе с Апостолом страдал за Евангелие, – своинник, как соучастник с Апостолом в бедах и теснотах (см. святой Златоуст). Где и когда, не видно. Может быть, под сим разумел Апостол то, что он по делам веры и Церкви подвергался опасности смерти здесь, в Риме; а может быть, он немало терпел и у себя в Филиппах. Если о всех филиппийцах сказано, что им дадеся не только веровать, но и страдать; то при этом выдающимся лицам, каков Епафродит, доставалось, конечно, гораздо более. Посланник, – прямо по течению речи это дает ту мысль, что он послан от филиппийцев к Апостолу. Он ваш посланник, – то есть посланец. Так Экумений. Но он может быть назван их Апостолом и в том смысле, что учил их, продолжая среди них дело Апостольства Павлова. Так святой Златоуст и Феофилакт. – Или потому, что ему было вверено попечение о них. Так Феодорит. — Служитель потребе моей, – как принесший от филиппийцев потребное святому Павлу. Слово, каким он назван здесь, λειτουργος – наводит на мысль, что такого рода служение святой Павел считал священнодействием; как и прилично – по той причине, что оно способствовало успехам благовествования, которое в другом месте у святого Павла названо священнодействием (см.: Рим. 15:16).

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего

Хотя Павел пообещал, что вскоре пошлет Тимофея, но из-за какой-то задержки, случившейся в то время, когда он об это говорил, теперь он послал Епафродита.

Это личное одобрение: брата и сподвижника моего, говорит Павел. Епафродит - его брат по закону, а сподвижник - в воинстве и в труде благовествования. Вашего посланника - здесь Павел называет Епафродита посланником: Ведь всякого, кто послан - и послан ради благовествования, - можно назвать посланником.

Комментарий на Послание к Филиппийцам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей

Пока Апостол считает более нужным (объяснение нужды в 26-м ст.) послать к филиппийцам некоего Епафродита, жителя г. Филипп. Это человек выдающийся как споборник Павла в борьбе за дело Христово. Его хорошо знают и сами филиппийцы, потому что он является при Павле их уполномоченным послом (собственно - апостолом - apostolon) и служителем, который принес Павлу от филиппийцев то, что ему было необходимо для собственного содержания.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 2:19

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

25. Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,

26. потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.

27. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

28. Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидевши его снова, возрадовались, и я был менее печален.

Как бы не желая оставить Филиппийцев без своего попечения ни на день, Апостол пишет им о немедленном послании к ним Епафродита, которого он тоже восхваляет многими добрыми свойствами. Кроме того, он указывает его любовь к Филиппийцам и их участие к нему, особенно ясно выразившееся при слухе о его тяжкой болезни, перенесенной им по вере во Христа. Он был послан от Филиппийцев к Апостолу с помощию, посему и назван служителем в нужде его (сравн. Рим.15:16). Преосвящ. Феофан предполагает, что Бог помиловал Епафродита в болезни его посредством чуда чрез Апостола Павла. «В Ефесе убрусцы и главотяжи, пропитанные потом Апостола, исцеляли недуги и изгоняли бесов (Деян.19:12). Что-нибудь подобное было и здесь». «Спешил же Апостол обрадовать Филиппийцев в уверенности, что прибытие к ним Епафродита разгонит их печаль, какую они имели по случаю его болезни, и исполнит их радость. И аз беспечален пребуду. Этим Апостол сказал, что их печаль есть его печаль, и что когда они избавятся от печали, избавится и он». В названии Епафродита «своинником», один из новейших толковников видит указание на то, что «Апостол возвышает его до себя, приписывает ему достижение в мужа совершенна (Еф.4:13), обладание высокими нравственными силами, христианскою зрелостию». Он предполагает, что Епафродит помогал Апостолу в насаждении веры Христовой в Филиппах, продолжал его дело здесь, причем перенес не мало страданий и лишений, что и дало ему право на название «своинника» (Назаревский).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

2.25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,

2.26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.

2.27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

2:25–27. В настоящее же время святой Павел признал необходимым послать в Филиппы Епафродита, которого он называет братом своим – как христианина, сотрудником в проповеди Евангелия в Филиппах, а может быть и в Риме, сподвижником – вместе с ними страдавшим за Евангелие, где – неизвестно, посланником – от филиппийцев в Риме, служителем в нужде его, как принесшем ему вспоможение, послать потому, чтобы успокоить и Епафродита и филиппийцев. Они, видя, что его долго нет, разузнавали и узнали, что он в Риме тяжко заболел, и очень печалились об этом. А он со своей стороны, скорбел и оттого, что долго не видел их и оттого, что они скорбели о нем, по причине его болезни. Болезнь его была опасная, угрожала его жизни. Но, говорит, Бог помиловал его, этим указывая на то, что Бог по его молитвам, чудесно возвратил его к жизни. Если бы, говорит, он умер, это была бы для меня печаль к печали. Он уже имел печаль, находясь в узах. Если бы умер Епафродит, то святой Павел скорбел бы и о том, что лишился такого помощника, и о том, что смерть его огорчила бы любимых филиппийцев, и о том, что была она по поводу служения нуждам его. Теперь святой Павел спешит обрадовать филиппийцев.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible