Скрыть
Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-27 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали

«Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего». И его посылает опять с такими же похвалами, с какими и Тимофея. В этом последнем он указывает следующие два качества: что он любит их, словами: «Кто бы столь искренно заботился о вас», и – что он заслужил похвалу в благовестии. И Епафродита похвалил за то же, и для той же цели, для какой и Тимофея. Как? Сказав: «брата и сотрудника», и не остановился на этом, но прибавил еще: «и сподвижника», значит показал его великое участие в бедах и засвидетельствовал о нем то же, что и о себе самом. «сподвижника» же больше значит, нежели «сотрудника». Иной мог быть сотрудником в делах легких, но не в брани и бедах; а словом: «сподвижника» (апостол) показал и это последнее. «А вашего», – говорит, – «посланника и служителя в нужде моей, послать к вам», – т. е., наше вам дарю. Или иначе: вашего, или – учащего нас, к вам посылаю. Потом многое присовокупляет о любви его, говоря: «Потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали» (Фил. 26:27). Здесь (апостол) внушает и другое, т. е. что и он (Епафродит) очень знает, что вы его любите. А это немалое побуждение к любви. Каким образом? Он болен был, говорит, и вы болезновали; он выздоровел, и вас избавил от печали, которую вы имели по причине его болезни. Сам однако ж был не без печали; но скорбел о том, что, выздоровевши, не видал вас. Здесь и другое внушает, – оправдывается в том, что посылает к ним спустя довольно времени: не по беспечности, говорит, но потому удерживал Тимофея, что никого не имел («Ибо я не имею никого», – говорит, – «равно усердного»), Епафродита же – по болезни. Потом, показывая, что болезнь его была продолжительна и долго изнуряла (его), говорит: «Ибо он был болен при смерти». Видишь ли, сколько Павел заботится о том, чтобы отклонить от души учеников всякую мысль о беспечности и небрежении и, и чтобы они не подумали, будто он пренебрегает ими, и потому не пришел? Ничто не способно так привлечь ученика, как убеждение, что учитель и печется, и скорбит о нем. Это знак чрезвычайной любви. «До вас дошел слух», – говорит, – «о его болезни. Ибо он был болен при смерти». И что я говорю не притворяясь, то послушайте: «Но Бог помиловал его». Что скажешь ты, еретик? Здесь (апостол) называет милостью Божьей то, что Он сохранил человека близкого к смерти, и возвратил его к жизни. Но если мир зло, то оставлять во зле не есть милость. Впрочем с еретиком легко говорить; а что скажем христианину? Ведь и он, может быть, усомнится и скажет: если «Разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23), то для чего говорит, что (Бог) помиловал его? А я спрошу: почему он говорит: «А оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1:24)? Это нужно было сколько апостолу, столько же и Епафродиту, имевшему отойти к Богу с большим богатством и с большим дерзновением. И хотя этого теперь не случилось, но имело быть потом; а приобрести души, отошедшии туда, уже невозможно. Павел говорит также многое и применительно к обычному понятию слушающих, и не везде любомудрствует, так как слово его было к людям мирским, которые боялись еще смерти. Потом показывает, каким у него мнением пользуется Епафродит, и через то делает его достопочтенным, называя именно его спасение настолько полезным для себя, что сам через него помилован. Впрочем и кроме того, настоящая жизнь есть добро; а если не добро, то для чего (апостол) преждевременную смерть поставляет в числе наказаний? Например, он говорит: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:30). Будущая жизнь для человека злого не лучше, потому что она не добра, а для доброго лучше. «Чтобы», – говорит, – «не прибавилась мне печаль к печали» – скорбь о смерти на скорбь о болезни. Этим показывает, насколько он почитает Епафродита.

Беседы на послание к Филиппийцам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали

Слова Бог помиловал его выражают ревность Епафродита к совершению подвигов, ибо он не пожелал избавиться от этой многоболезненной жизни, зная происходящую от нее пользу. Да и меня, говорит апостол, помиловал Бог, не лишив сотрудника.

Толкования на послание к Филипийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти

Зная, говорит, что вы любите его и опечалены его болезнью, он желает поэтому видеть вас, чтобы освободить вас от печали, которая постигла вас из-за его болезни. Здесь же он представляет и нечто другое. Оправдывается пред ними, что он поздно посылает его к ним, говоря приблизительно так; это произошло не по небрежности моей, но Тимофея я удерживаю при себе, как единодушного со мной. Епафродит же заболел, и потому не мог придти ранее, так как болезнь была продолжительна, и он был даже близок к смерти.

Но Бог помиловал его

Что ты говоришь, манихей? Если мир, а в нем и жизнь, по-твоему, есть зло, то как теперь апостол называет оставление Епафродита в жизни милостью Божией? Еретики на это не могут ответить. Но христиане могут спросить: если добро разрешиться и быть со Христом, то почему апостол называет земную жизнь Епафродита милостью Божией? Или потому, что Епафродит, который был учителем, продолжая жизнь, должен был весьма многих обратить к Богу (что, как сказано выше, более нужно, чем разрешиться). Или же Павел говорит многое, применяясь к общему обычаю слушателей, и не везде философствует. Он говорил людям, которые были привержены к жизни и которые боялись смерти. Кроме того, настоящая жизнь сама по себе есть добро. Иначе почему бы апостол стал полагать в числе наказаний безвременную смерть? Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает (1Кор. 11:30). Ибо будущая жизнь злого человека вовсе не лучшая жизнь, потому что не добра, а доброго - лучшая.

И не его только, но и меня

Видишь ли, как он здесь ставит высоко Епафродита, когда восстановление его здоровья считает особенным благодеянием Божиим и особой милостью?

Чтобы не прибавилась мне печаль к печали

То есть чтобы вместе с печалью, которая произошла у меня вследствие его болезни, я не имел другой печали, которая могла бы произойти от его смерти.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ибо боле близ смерти: но Бог помилова его, не его же токмо, но и мене, да не скорбь на скорбь прииму

Болезнь была сильная и угрожала опасностию пресечь дни Епафродита. Но Бог, говорит, помиловал его. Как Бог помиловал? Поелику все от Бога, то благоприятный исход болезни, шедшей и естественным путем, есть милость Божия. Но надо полагать, что в этом случае милость была особенная. Можно положить, что апостол Павел не равнодушно смотрел на сию болезнь и прибег к Богу с испрашиванием исцеления; у Епафродита же, конечно, доставало столько веры, чтоб быть достойным приемником высшей милости. Почему можно не сомневаться, что Бог помиловал его посредством чуда чрез апостола Павла. В Ефесе убрусцы и главотяжи, пропитанные потом Апостола, исцеляли недуги и изгоняли бесов (см.: Деян. 19:12). Что-нибудь было подобное и здесь. Святой же Павел выражает это общим словом: Бог помиловал его: ибо говорил о себе.— Но видимо с полною благодарностию вспоминает о сем, называя исцеление Епафродита и к себе великою милостию.— Как к сердцу принимал болезнь, так сердечно радовался и выздоровлению. Если б, говорит, умер он, это была бы скорбь на скорбь.— Он уже имел скорбь, находясь в узах. Смерть Епафродита была бы скорбь на скорбь. Скорбел бы он тогда и о том, что лишился такого споспешника, и о том, что смерть его огорчила бы любимых филиппийцев, и о том, что была она по поводу служения потребе его. Вот и рад. И возвращение здоровья Епафродиту искренно считал великою милостию Божиею и к себе самому.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали

Ибо такова милость Господа, и мы ее чувствуем в этой жизни. И потому мы не должны спешить к смерти. Ведь хотя мир - служитель греха, и вследствие этого его следует избегать, однако желать жить в этом мире - не грех. И раз это желание необходимо, тут сказано верно: Но Господь помиловал его.

Итак, многие спасаются, и Бог жалеет тех, через кого осуществляется нечто касающееся таинства спасения. Но и мы должны молиться о людях всякого рода, дабы не печалиться оттого, что мы покидаем тех, кто помогает нам в божественных делах, которые следует совершать, постигать и возвещать.

Комментарий на Послание к Филиппийцам

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали

Как же так: в присутствии апостола, который воскрешает мертвых, Епафродит оказывается при смерти?

Неужели не молился за него апостол и не просил о быстрейшем выздоровлении? Но знамения даются ради неверующих. Этому человеку болезнь была не в ущерб, а в приобретение. Испытания верующим различны: одному болезнь, другому потеря близких, третьему трата денег или мучение. И если в нужде он оказывается стойким и не ищет помощи со всех сторон, то заслуги его возрастают. Поэтому и молитва апостола не осталась без ответа, но ответ этот лучше того, о чем он молил.

На Послание к Филиппийцам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 26-27 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали

Епафродит, находясь в Риме, тяжко заболел. Вероятно, путешествие в Рим и пребывание в Риме в летние месяцы, как и теперь, представляло в то время опасность для здоровья. Заболевший на чужбине человек всегда стремится душой на родину, к близким своим, и Епафродиту также очень хотелось поскорее увидеть своих родных и утешить их своим возвращением к ним в полном здоровье. Апостол с радостью прибавляет, что Бог помиловал Епафродита, потому что иначе, если бы болезнь его окончилась смертью, Апостол стал бы винить самого себя в таком исходе: ведь Епафродит именно из-за него подвергся болезни. Апостолу и так уже приходится скорбеть о том, что он находится в заключении. А смерть Епафродита причинила бы ему новое горе…

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 2:19

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

25. Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,

26. потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.

27. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

28. Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидевши его снова, возрадовались, и я был менее печален.

Как бы не желая оставить Филиппийцев без своего попечения ни на день, Апостол пишет им о немедленном послании к ним Епафродита, которого он тоже восхваляет многими добрыми свойствами. Кроме того, он указывает его любовь к Филиппийцам и их участие к нему, особенно ясно выразившееся при слухе о его тяжкой болезни, перенесенной им по вере во Христа. Он был послан от Филиппийцев к Апостолу с помощию, посему и назван служителем в нужде его (сравн. Рим.15:16). Преосвящ. Феофан предполагает, что Бог помиловал Епафродита в болезни его посредством чуда чрез Апостола Павла. «В Ефесе убрусцы и главотяжи, пропитанные потом Апостола, исцеляли недуги и изгоняли бесов (Деян.19:12). Что-нибудь подобное было и здесь». «Спешил же Апостол обрадовать Филиппийцев в уверенности, что прибытие к ним Епафродита разгонит их печаль, какую они имели по случаю его болезни, и исполнит их радость. И аз беспечален пребуду. Этим Апостол сказал, что их печаль есть его печаль, и что когда они избавятся от печали, избавится и он». В названии Епафродита «своинником», один из новейших толковников видит указание на то, что «Апостол возвышает его до себя, приписывает ему достижение в мужа совершенна (Еф.4:13), обладание высокими нравственными силами, христианскою зрелостию». Он предполагает, что Епафродит помогал Апостолу в насаждении веры Христовой в Филиппах, продолжал его дело здесь, причем перенес не мало страданий и лишений, что и дало ему право на название «своинника» (Назаревский).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

2.25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,

2.26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.

2.27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

2:25–27. В настоящее же время святой Павел признал необходимым послать в Филиппы Епафродита, которого он называет братом своим – как христианина, сотрудником в проповеди Евангелия в Филиппах, а может быть и в Риме, сподвижником – вместе с ними страдавшим за Евангелие, где – неизвестно, посланником – от филиппийцев в Риме, служителем в нужде его, как принесшем ему вспоможение, послать потому, чтобы успокоить и Епафродита и филиппийцев. Они, видя, что его долго нет, разузнавали и узнали, что он в Риме тяжко заболел, и очень печалились об этом. А он со своей стороны, скорбел и оттого, что долго не видел их и оттого, что они скорбели о нем, по причине его болезни. Болезнь его была опасная, угрожала его жизни. Но, говорит, Бог помиловал его, этим указывая на то, что Бог по его молитвам, чудесно возвратил его к жизни. Если бы, говорит, он умер, это была бы для меня печаль к печали. Он уже имел печаль, находясь в узах. Если бы умер Епафродит, то святой Павел скорбел бы и о том, что лишился такого помощника, и о том, что смерть его огорчила бы любимых филиппийцев, и о том, что была она по поводу служения нуждам его. Теперь святой Павел спешит обрадовать филиппийцев.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible