Скрыть
Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 6-9 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Что может быть яснее и убедительнее этого? Не с низшей начав степени, сделался более совершенным, а напротив того, будучи Богом, принял «зрак раба», и этим принятием не усовершился, но «смирил Себе». Посему где же в этом награда за добродетель? Или какое преуспеяние и усовершение в уничижении? Если Он, Бог сый, стал человеком, и о Снисшедшем с высоты сказуется, что Он возносится, то куда же возноситься Богу? Поелику Бог есть Вышний, то явно опять, что и Слову сего Бога необходимо быть Вышним. Посему куда же более возноситься Тому, кто в Отце и во всем подобен Отцу? Следовательно, не имеет Он нужды ни в каком приращении и не таков, каким предполагают Его ариане. Ибо если снизошло Слово для возношения Своего, и таков смысл Писания, то какая вообще была потребность смирить Себя, чтобы домогаться о приятии того, что имело уже Слово? Да и какую благодать приял Податель благодати? Или как приял достопоклоняемое имя, кому всегда поклонялись о имени Его. И прежде нежели делается человеком, святые призывают: «Боже, во имя Твое спаси мя» (Псал. 53, 3), и еще «сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся» (Псал. 19, 6, 8). Так поклонялись Ему патриархи, да и об ангелах написано: «и да поклонятся Ему вси Ангели Божии» (Евр. 1, 6).

Если же, как Давид воспевает в семьдесят первом псалме, имя Его пребывает прежде солнца и прежде луны в роды родов (Псал. 71, 5), то каким образом приял то, что имел всегда, даже прежде нежели приял это ныне? Или каким образом возносится, когда Он есть Вышний, прежде нежели был вознесен? Или как приял достопоклоняемость Он и прежде, нежели приемлет это ныне, всегда достопоклоняемый?

Это не прикровенное слово, но Божия тайна. «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоан. 1, 1). Но ради нас впоследствии «Слово плоть бысть» (Ин. 1, 14). И теперь сказанное «превознесе» – означает не то, что возносится сущность Слова, потому что она всегда была и есть равна Богу. Напротив того, это есть вознесение человечества. Не прежде это сказано, но когда уже «Слово плоть бысть», чтобы ясно было, что слова «смирил» и «превознесе» сказуются о человеческом естестве. Ибо чему свойственно смирение, то может быть и возносимо. И если вследствие принятия плоти написано «смирил», то явно, что к плоти же относится слово «превознесе». В этом имел и потребность человек по смирению плоти и смерти. Поелику Слово, будучи образом Отца и бессмертным, прияло зрак раба и ради нас как человек во плоти Своей претерпело смерть, чтобы таким образом за нас через смерть привести Себя Отцу, то и сказуется о Нем, что ради нас и за нас вознесено как человек, чтобы как смертью Его все мы умерли во Христе, так о Самом же Христе были мы опять и превознесены, будучи воздвигнуты из мертвых и входя на небеса, «идеже предтеча о нас вниде Иисус» (Евр. 6, 20), «не в противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас» (Евр. 9, 24). Если же ныне за нас вошел Христос в самое небо, хотя и прежде сего навсегда Он Господь и Зиждитель небес, то посему написано, что за нас и вознесен ныне. И как Он, «святяй» всех, говорит опять Отцу, что святит Себя за нас (Иоан. 17, 19), не для того, чтобы Слову стать святым, но чтобы Ему освятить в Себе всех нас, так разумей и сказуемое теперь «превознесе Его»: не для того превознесе, чтобы Ему вознестись (ибо Он есть Вышний), но чтобы стать Ему правдою за нас, и нам вознестись в Нем и войти в небесные врата, которые Он же опять отверз за нас при возглашении предшествующих: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» (Псал. 23, 9). Ибо и здесь врата были заключены не Ему – Господу и Творцу всяческих, но это написано ради нас, которым заключена райская дверь. Посему как по человечеству, по причине плоти, которую понес на Себе, сказуется о Нем «возмите врата», и как о входящем человеке «внидет», так опять по Божеству, потому что Слово есть Бог, сказуется о Нем: «Той есть Господь и Царь славы». О таковом же, в нас совершающемся вознесении предвозвестил Дух, в восемьдесят восьмом псалме говоря: «и правдою Твоею вознесутся: яко похвала силы их Ты еси» (Псал. 88, 17, 18). Если же Сын есть правда, то не Он имеет нужду в вознесении, но мы возносимся правдою, то есть Им.

И сие: «дарова Ему» написано не ради Самого Слова, потому что опять, прежде нежели содеялось Оно человеком, поклонялись Ему, как сказано, и ангелы, и вся тварь по единству свойств с Отцом, но и это опять написано ради нас и за нас. Как Христос умер и вознесен яко человек, так о Нем яко о человеке сказуется, что приемлет то, что всегда имел Он как Бог, чтобы и на нас простерлась таковая дарованная благодать. Ибо Слово, приняв тело, не умалилось до того, чтобы возыметь нужду в приятии благодати, но обожило паче и то, во что облеклось, и в большей мере даровало сие человеческому роду. Как будучи Словом и в образе Божий сый, Сын всегда достопоклоняем, так Он же стал человеком и наречен Иисусом, но, тем не менее, вся тварь – под ногами Его и о имени сем преклоняет пред Ним колена и исповедует, что Слово стало плотью и смерть претерпело во плоти, совершилось же это не к бесславию Божества, но в «славу Бога Отца» (Флп. 2, 11). А слава Отца в том, что человек созданный и погибший обретен, умерщвленный оживотворен и сделался Божиим храмом. Поелику и небесные силы, ангелы и архангелы как всегда поклоняются Ему, так и ныне поклоняются Господу о имени Иисусове, то нам принадлежит сия благодать и наше это превознесение, что Сын Божий, и сделавшись человеком, достопоклоняем, и не удивятся небесные Силы, видя, как все мы, «стелесники Его» (Ефес. 3, 6), вводимся в их область. Но не совершилось бы это иначе, если бы во «образе Божий Сый» приял «зрак раба», и не «смирил Себе», попустив телу приять даже смерть.

Сам же Спаситель «смирил Себе» принятием нашего смиренного тела. Он восприял «зрак раба», облекшись в плоть, порабощенную грехом. И хотя Сам не приял от нас ничего, служащего к усовершению (потому что Божие Слово не имеет нужды ни в чем), однако же, мы чрез Него тем паче усовершились, потому что Он есть «свет… просвещающий всякаго человека грядущаго в мир» (Иоан. 1, 9). И напрасно ариане опираются на сем слове «темже», когда Павел говорит: «темже и Бог Его превознесе». Ибо не в обозначение награды за добродетель и усовершения в преспеянии Его сказал это апостол, но показывает причину в нас совершенного вознесения. Что же это значит? Не то ли, что в образе Божии сый Сын высокого Отца смирил Себя и вместо нас и за нас сделался рабом? Ибо если бы Господь не сделался человеком, то не были бы мы избавлены от грехов и не восстали бы из мертвых, но пребывали бы мертвыми под землею, не были бы вознесены на небеса, но оставались бы лежащими во аде. Поэтому ради нас и за нас сказано: «превознесе» и «дарова».

Посему полагаю, что такой смысл изречения есть самый церковный. Впрочем, иной может искать и другого значения в этом изречении, объясняя его обратным прежнему образом, а именно: не обозначается этим, что возносится Само Слово, поскольку Оно есть Слово, потому что Оно, как сказано несколько прежде, есть Высочайшее и подобно Отцу, но изречение это по причине человечества Его указывает на Воскресение из мертвых. Посему апостол, сказав: «смирил Себе даже до смерти», тотчас присовокупил: «темже превознесе», желая показать, что если как человек сказуется Он умершим, то как жизнь вознесен Воскресением. Ибо «сшедый, Той есть» и воскресый (Ефес. 4, 10), сошел Он телесно, воскрес же, потому что в теле был Бог. И посему – то самому опять присовокупил в таком же смысле слово «темже» в обозначение не награды за добродетель или преуспеяние, но причины, по которой совершилось Воскресение и по которой, когда все люди от Адама и доныне умирали и оставались мертвыми, Он один невредимым восстал из мертвых. Сему причиной, как Сам сказал прежде, есть то, что Он – Бог и сделался человеком. Все прочие люди, происходя только от Адама, умирали, и смерть царствовала над ними (Римл. 5, 14). А сей второй человек есть с небеси, потому что «Слово плоть бысть». И о таковом Человеке сказуется, что Он – с Неба и есть Небесный, потому что с Неба снизошло Слово, почему и не обладается смертью. Ибо хотя и смирил Себя, дозволив собственному Своему телу приять даже смерть, потому что доступно было оно смерти, однако же, превознесен от земли, потому что в теле был Сам Сын Божий. Посему сказанное здесь: «темже и Бог Его превознесе», равно сказанному Петром в Деяниях: «Егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертныя, якоже не бяше мощно держиму быти Ему от нея» (Деян. 2, 24). Ибо как Павлом написано «во образе Божии Сый» стал человеком и «смирил Себе даже до смерти… темже и Бог Его превознесе», так и у Петра говорится: поелику Он Бог и сделался человеком, но знамения и чудеса показали всякому видящему, что Он Бог, то по сему самому «не бяше мощно держиму Ему быти» (Деян. 2, 24) в смерти. Но человеку невозможно было дойти до такого совершенства, потому что смерть свойственна человеку. Посему Слово, будучи Богом, стало плотью, чтобы, умерши плотью, силою Своею оживотворить всех.

Поелику же говорится, что Он возносится и что «Бог дарова Ему», а еретики почитают это недостатком или страдательным состоянием для сущности Слова, то необходимо сказать, почему и это говорится. Возносящимся сказуется Он «от дольнейших стран земли» (Ефес. 4, 9), потому что и смерть сказуется Его смертью. О Нем же говорится и то, и другое, потому что Ему, а не другому принадлежало тело, вознесенное от мертвых и взятое на небеса. И опять, поелику тело принадлежит Ему, и не вне тела – Само Слово, то справедливо говорится, что с возносимым телом и Сам как человек возносится по причине тела. Посему если не стал Он человеком, то пусть не говорится этого о Нем. А если «Слово плоть бысть», то необходимо, чтобы и Воскресение и вознесение были сказуемы о Нем как человеке, чтобы как сказуемая о Нем смерть была искуплением грехов человеческих и уничтожением смерти, так сказуемые о Нем Воскресение и вознесение чрез Него надежными пребыли и для нас. В том и другом отношении апостол сказал: «Бог Его превознесе», и «Бог дарова Ему», чтобы и этим еще показать, что не Отец есть Тот, Кто стал плотью, но что Слово Его сделалось человеком, и Оно по – человечески, как сказано, и приемлет от Отца, и возносится Им. Явно же и никто не может в том сомневаться, что если дает что Отец, то дает это чрез Сына. Удивительно и подлинно может привести в изумление, что Сам Сын сказуется приемлющим ту благодать, какую дает Он от Отца, и тем вознесением, какое совершает Сын чрез Отца, как бы возносится и Сам Сын. Ибо тот же самый, кто есть Божий Сын, сделался и сыном человеческим. И как Слово дает Он то, что от Отца, потому что все, что творит и дает Отец, творит и сообщает чрез Него, а как сын человеческий Он же сказуется по – человечески приемлющим то, что от Него, потому что тело принадлежит не другому, а Ему, и телу, как сказано, свойственно принимать благодать. Ибо приял при вознесении человека, и вознесением было обожение его. Само же Слово всегда имело сие по Отчему Своему Божеству и совершенству.

На ариан слово первое

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Посему и Бог возвеличил и превознес Его, не Того, Кто уничижил Себя и унизил, но ту плоть, коею Он уничижен был. И даровал Ему имя, которое выше всякаго имени, то есть Иисус. В чем же состоит это превознесение Его имени?

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Василий Великий, свт. (†379)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Если Сыну, Который есть Бог, по вочеловечении, за послушание, даровал Отец имя, «еже паче всякого имене», и «всяк язык» исповедал Его Господом: то до вочеловечения не имел Он имени, «еже паче всякого имене», и не был исповедуем всеми, что Он Господь. А поэтому, по вочеловечении, стал Он больше, нежели каким был до вочеловечения, что нелепо. Но сему месту подобно и следующее: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Матф. 28,18). Поэтому изречения сии разуметь должно о человечестве, а не о Божестве.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги 4-5

Григорий Нисский, свт. (†394)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Очевидно, что высочайшее не нуждается в возвышении, но униженное подъемлется на высоту, становясь теперь тем, чем не было прежде. Ибо соединенное с Господом человеческое естество подъемлется к Божеству, и возносится именно то, что подъемлется из унижения, а униженное есть Образ раба, через вознесение становящийся Христом и Господом.

Опровержение Апполинария


Единственное имя, подобающее Богу, - это то, что Он превыше всякого имени. Он превосходит всякое движение мысли и ускользает от формального определения, что для людей есть знак Его непередаваемого величия.

Против Евномия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-11 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца

«Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» Вот, говорят, был послушен, – значит не равен Тому, Кому послушен. О, несмысленные и неразумные! Это нисколько не делает Его меньше. И мы часто слушаемся своих друзей, но это нисколько не делает нас меньшими. Он, как Сын, покорясь Отцу добровольно, не ниспал в состояние раба, но этим самым – великим почтением к Отцу – особенно сохранил дивное сродство с Ним. Он почтил Отца не для того, чтобы ты Его бесчестил, но чтобы более изумлялся, и из этого, из того именно, что более всех почтил Отца, познал, что Он есть истинный Сын. Никто таким образом не чтил Бога. Насколько Он был высок, настолько же смирил Себя. Так как Он больше всех, и нет никого Ему равного, то и почтением к Отцу превзошел всех, не по принуждению и не по неволе. И это есть дело Его доблести, или уж и не знаю, как сказать. О, и рабом стать – дело великое и весьма неизреченное, а подвергнуться смерти – еще гораздо большее! Но есть и другое нечто большее и удивительнейшее. Что же такое? То, что не всякая смерть была подобна (Его смерти), так как Его смерть считалась поноснейшей из всех, постыднейшей и проклятой: «Проклят», – сказано, – «пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Вт. 21:23). Для того-то иудеи и постарались умертвить Его такой смертью, и через то сделать презренным, чтобы самый род смерти отвратил всякого от Него, если бы (просто) смерть не отвратила никого. Для того-то и два разбойника были распяты с Ним, чтобы Он разделял с ними их бесчестие, и чтобы исполнилось сказанное: «И к злодеям причтен был» (Ис. 53:12). Но истина чем более просиявает, тем блистательнее становится. Когда столько было от врагов злоумышлений против Его славы, она тем не менее сияет, и блеск ее даже гораздо больше проявляется. Не простым умерщвлением, но умерщвлением именно такого рода, они думали сделать Его отвратительным, представить Его отвратительнее всех; но ни мало не успели. Даже оба разбойника были настолько нечестивы (один из них обратился уже после), что и находясь на кресте, поносили Его. Ни сознание собственных преступлений, ни казнь, ни то, что они сами терпят то же, не удержали их неистовства. Это один из них даже высказал другому, заградив уста его словами: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» (Лк. 23:40). Таково было их нечестие! Впрочем, это нисколько не повредило Его славе, – почему и говорит (апостол): «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».

Блаженный Павел когда коснулся плоти, то все уничижительное говорит уже безбоязненно. А доколь не сказал, что Он принял зрак раба, но говорил только о Божестве, смотри, как возвышенно (говорил)! Возвышенно, разумею – по силе: достоинства Его не выражает, потому что не может: «Он, будучи образом Божьим», – говорит, – «не почитал хищением быть равным Богу». Когда же сказал, что Он очеловечился, то безбоязненно уже говорит об уничижении, зная верно, что уничижительные выражения ни мало не унижают Божества, так как относятся к Его плоти. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Скажем против еретиков. Если это говорится не о воплотившемся, если о Боге Слове, то как «превознес Его»? Ужели давши что-либо большее? В таком случае Он был бы несовершен, и через нас сделался бы совершенным, а если бы Он не благодетельствовал нам, то не получил бы чести. «И дал», – говорит, – «Ему имя». Вот, по вашему, Он не имел даже и имени. Если же принял должное, то как признавать Его принявшим по благодати и дару даже «имя выше всякого имени»? Какое же имя, посмотрим. «Дабы пред именем» Иисуса Христа, – говорит, – «преклонилось всякое колено». Под именем сами они разумеют славу. Следовательно, эта слава выше всякой славы; слава же состоит в поклонении Ему. Далеки от величия Божья вы, думающие знать Бога, как Он знает сам Себя. И из этого уже видно, сколько далеки вы от (правого) понятия о Боге, видно также и из следующего. Если (в поклонении) состоит слава Его, то скажи мне: прежде чем произошли люди, ангелы, архангелы, Он не был в славе? Если эта слава выше всякой славы, – а таково значение слов: «выше всякого имени», – если Он (до сотворения мира) хотя и был в славе, но в меньшей, нежели теперь, то значит все существующее Он сотворил для того, чтобы быть в славе, (сотворил) не по благости, но имея нужду в славе от нас. Видите ли неразумие? Видите ли нечестие? А когда (апостол) сказал это о воплотившемся, он имел для этого основание. Слово Божье позволяет говорить так о плоти, потому что все это не касается естества (Божья), но имеет отношение к домостроительству (воплощению). После того не остается никакого прощения тем, которые злоумствуют, будто слова эти относятся к божеству. Потому, когда говорим: Бог сотворил человека бессмертным, я, хотя и о целом говорю, знаю, что говорю. Что же значит: «Небесных, земных и преисподних»? Т. е. весь мир, и ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники. «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца», т. е., чтобы все говорили это; а в этом состоит слава Отца. Видишь ли, что везде славится Отец, когда славится Сын? Так равно, когда Сын безчестится, безчестится и Отец. Если так бывает у нас, где между отцами и сыновьями много различия, то тем более у Бога, где нет никакого различия, честь и бесчестие переходят (от Сына на Отца). Если вселенная покорена Сыну, как сказано, то это слава Отца, – следовательно и в том слава Отца, когда мы говорим, что (Сын) совершен, ни в чем не имеет недостатка, что Он не меньше Отца. Это служит важным свидетельством и силы (Отца), и Его благости и премудрости, что Он родил такого Сына, Который нисколько не меньше ни по благости, ни по премудрости. Когда я говорю, что (Сын) премудр, как Отец, и ничем не меньше Его, то в этом свидетельство великой премудрости Отца. Когда говорю, что Он всемогущ, как Отец, то в этом свидетельство о могуществе Отца. Когда говорю, что Он благ, как Отец, то в этом величайшее доказательство благости Отца, что Он родил такого Сына, Который ничем не меньше Его, и ни в чем не имеет недостатка. Когда говорю, что (родил Сына) не меньшего сущности, но равного, и не другой сущности, то и этим также восхваляю Бога и Его силу, и благость, и премудрость, что Он явил нам из Себя другого такого же, кроме того только, что Он не Отец. Таким образом все, что говорю великого о Сыне, переходит на Отца. И если это малое и ничтожное (а подлинно мало для славы Божьей, что Ему поклоняется вселенная) служит во славу Божью, то не гораздо ли более – все прочее?

Беседы на послание к Филиппийцам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

И для самых малосмысленных ясно, что естество Божие ни в чем не имеет нужды и что, вочеловечившись, не оно вознесено как смиренное, а напротив - как превознесенное само себя смирило. Поэтому не Сын Божий принял то, чего прежде не имел; а напротив - как человек принял Он то, что имел как Бог.

Толкования на послание к Филипийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Когда Павел упомянул о плоти, то смело говорит о всем Его унижении, так как плоти это свойственно. Таким образом, и эти слова разумей о плоти, не разделяя единого Христа. Какое же имя даровано человеческой природе единого Христа? Имя это - Сын, имя это - Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и архангел сказал: и рождаемое святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35).

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене

Темже — за то, что так Он Себя смирил — даже до крестной смерти. И: Бог — Бог Отец, или Бог в Троице поклоняемый, Божество. Превознесе, — так превознес, что выше того и возносить невозможно. Кого? Того же, Кто во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себя умалил и смирил Себя до крестной смерти. Ибо лицо одно — лицо Бога воплощенна. Превознесен Он же, но не яко Бог, а яко человек. Превознесение сие означает, что и человечество Его введено в славу и силу Божества. Ему же оно приписывается; ибо человечество в Нем не есть отдельное лицо, а есть Его человечество. Человечество в Нем невозможно отдельно превознесть так, чтоб превознесение сие не относилось к Нему, как и предшествовавшее умаление и смирение хотя по человечеству было, но было Его собственное. Оттого оно и силу бесконечную возымело. Бог превознесе человечество в Нем, но как сие человечество Его собственное, то, превознося то, превознес Его. Святой Златоуст говорит: «если сие говорится не о воплотившемся, если о Боге Слове (помимо воплощения), то как превознесе Его? Ужели — давши что-либо большее? В таком случае Он был бы не совершен и чрез нас сделался бы совершенным. Ибо если б Он не благодетельствовал нам, то не получил бы чести. (Так рассуждать нельзя)». Вот о сем слова и блаженного Феодорита: «и для самых малосмысленных явно, что естество Божие ни в чем не имеет нужды и что в вочеловечившемся не оно превознесено, как бы смиренное, хотя оно, быв превознесено по естеству, смирило Само Себя (в вочеловечении). Не яко Сын Божий приял Он то, чего прежде (будто) не имел; но как человек приял Он то, что имел как Бог. Смирив Себя, Он не только не утратил того, что имел как Бог, но восприял сие и как человек».

И дарова Ему имя, еже паче всякаго имене. Сын Божий имел имя, которое не отошло от Него чрез воплощение: но и теперь оно приемлется Им, как дар, яко человеком. До сего момента, яко Бог, имел Он сие имя, но не яко человек. Теперь даруется оно Ему и яко человеку. Даруется; ибо человечество, даже и быв воспринято Божеством, не может заслужить такое имя, не может дойти до того, чтоб оно принадлежало Ему по закону правды. Имя паче всякаго имене. Какое это имя выше всякого имени? Вот имена, кои суть выше всех имен! Бог, Троица, Отец, Сын, Дух Святый. Вот они выше всех имен и все равно — честны. Какое же из них даровано Сущему во образе Божий и умалившемуся до крестной смерти? Бог, Сын (см.: Экумений, блаженный Феофилакт), или Бог Сын, Сын Божий. — Так именовался Он, прежде мир не бысть, теперь то же имя переносится и на человечество. В Послании к Евреям пишется, что Он наследовал имя преславнее паче Ангелов. И Апостол тотчас объяснил, что это за имя, говоря: кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой ecи Ты, Аз днесь родих Тя? и паки: Аз буду Ему во Отца и Той будет Мне в Сына (ср. Евр. 1:5 — 6) (см. блаженный Феодорит).

Превознесение и дарование имени, паче всякого имени, есть то же, что в других местах выражается досаждением одесную Отца Как это есть принятие участия в силе и власти Божеской, так и то Иначе это можно назвать обожением человечества в лице Господа Иисуса Христа — Искупителя и Спасителя нашего. Оно введено в сей чин с минуты воплощения; но самым делом стало таковым после крестной смерти, воскресения и вознесения — в момент седения одесную Отца.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Евсевий Кесарийский (†339)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Ибо никто ни из людей, ни из ангелов, ни из божественных сил, но только Этот [Иисус] пострадал ради нашего спасения. Поэтому только Ему Отец дал имя превыше всех имен и поручил суд надо всеми.

Комментарий на пророка Исайю

Амвросиаст (†IVв.)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Павел показывает, чего и сколько заслуживает смирение [Сына Божия], чтобы мы, оставив свое самохвальство, сильнее стремились к смирению.

Кому-то кажется, что только человеку [Иисусу] дано было имя, которое выше всякого имени, но такого не может быть. Если Христос - Сын Божий и также человек, то Он, сделавшись человеком и оставаясь Богом, не мог лишиться того, что в Нем было. Ибо Бог оставался Богом и тогда, когда сделался человеком.

Убедимся теперь в том, что Сын Божий не имел нужды и не был несовершенен, прежде чем дано было Ему имя, которое выше всякого имени. Ведь испытывающий нужду - несовершенен… Еще и до страдания Он показал Себя равным Отцу, как я упоминал выше. Отсюда ясно, что рожден Он был совершенным и не имел никакой нужды. Он рожден в полноте Своего Божества для совершения всего, к чему был предназначен. Так что Он получил дар прежде деяний, предназначенных Ему. Потому и представляется, что дар (быть Сыном Бога) заключался в том, чтобы имя Его было выше всякого имени, - быть Богом.

Беседа 5 на послание к Филиппийцам


Никто из верующих не усомнится, что Сын Божий рожден Богом как совершенство. При рождении от Бога Отца Он получил полноту Божественности Отца. И тогда же получил имя, которое выше всякого имени, то есть как у Отца имя Бога. Ничто о Нем не говорится в будущем времени, поскольку Он все имеет перед Собой. Потому Он рожден для сотворения заново и восстановления всего. Видя, что порядок и разум требуют того, чтобы всякое колено преклонилось перед именем Отца, Отец даровал это имя Сыну, Которому предстояло осуществить спасение, и даровал его, когда родил Сына. Отец так родил Сына, чтобы Он пребывал в той же чести, что и Сам Отец.

Вопросы Ветхого и Нового Завета

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Сын в единство личности Своей воспринял природу человека, которую, без сомнения, Он и пришел искупить. А поскольку эта человеческая природа никогда не отделяется от Сына Божия, то она царствует и на небе, и на земле, над всеми ангелами и над всеми людьми.

О воплощении Сына Божьего

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Посему и Бог Его превознес. За это добровольное и безмерное уничижение и смирение Иисуса Христа, за это великое Его послушание до крестной смерти, или за эти беспредельные заслуги Его, и Бог превознес Его, возвеличил, прославил. Это возвеличение или прославление относится к человечеству Иисуса Христа; а по Божеству своему, как единородный Сын Божий, единосущный Богу Отцу, Он вечно и неизменно обладает Божеским беспредельным величием и славою. Прославление и превознесение человечества Иисуса Христа совершилось чрез воскресение из мертвых, вознесение на небо и сидение человечества Его в нераздельном единении с ипостасью Сына Божия одесную Бога Отца. Таким превознесением или прославлением человечество Господа Иисуса Христа сделалось причастным той Божеской славы, которую Иисус Христос, как Сын Божий, имел от вечности (Ин. 17:5).

И дал Ему имя выше всякого имени. Бог дал Иисусу Христу такое имя, выше или превосходнее которого нет другого. Это высочайшее имя, превосходящее всякое именование, есть имя Бога, или имя Сына Божия (Евр. 1:3-6). В этом имени заключается и высочайшее достоинство, честь и слава Иисуса Христа. Человечество Иисуса Христа нераздельно соединилось с Божеским Лицом Сына Божия со времени зачатия преблагословенной Девы Марии наитием Святого Духа: но Божество Иисуса Христа, в состоянии Его уничижения, скрывалось под образом раба, или под покровом Его человечества. По временам оно раскрывалось, как в Его чудотворениях, в Его преображении на Фаворе, в небесных свидетельствах о Нем; но потом опять скрывалось в Его уничижении среди гонений, против Него воздвигаемых, в Его страданиях и крестной смерти. Иисус Христос является в Божеском величии уже по воскресении из мертвых, как сам Он сказал Своим ученикам пред вознесением на небо: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18), и особенно по вознесении на небо, о чем сказано у Евангелиста: вознесеся на небо, и сиде одесную Бога (Мк. 16:19).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Теперь Апостол указывает на возвышение Христа после смерти, как на особое побуждение для читателей идти тем же путем лишений, каким шествовал и Христос. Под превознесением Христа нужно разуметь не только пространственное возвышение Христа из земной области на небо, но и, так сказать, качественное Его возвышение. Согласно со св. Афанасием Алекс., здесь можно видеть указание на воскресение Иисуса Христа из мертвых (Афан., слово 1). - И дал Ему имя…, т. е. имя «Господа» (ср. ст. 11-й). Это имя, конечно, показывает высшее положение Христа по отношению ко всему существующему: Он является господином или владыкою вселенной.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 2:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.

10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
 

Насколько велико было самоуничижение Христа, настолько же велико и превознесение Его. Но как первое было пред людьми (ибо Он по Божеству был неизменен), так и второе было для людей, чтобы они познали Его, покланялись и прославляли Его, как Господа Спасителя, равночестного Отцу. А так как превознесение сие совершилось со Христом, как Богочеловеком, то и человечество Его введено в славу и силу Божества (преосвящ. Феофан). «Смирив Себя, Он не только не утратил того, что имел, как Бог, но восприял сие и как человек» (Феодорит). По слову св. Афанасия Великого, «Слово ради нас и за нас вознесено, как человек, чтобы, как смертию Его мы умерли во Христе, так о Самом же Христе были мы опять и превознесены, будучи воздвигнуты из мертвых и входя в небеса, идеже предтеча о нас вниде Иисус» (Евр.6:20). Относительно же имени, паче всякого имене, можно с несомненностию сказать, что это имя есть "Сын Божий", как о том свидетельствует Апостол Павел, который разъясняет и то, кто из небесных поклонился Ему, как восседшему одесную Отца (ср. Апок.5:12-13; Евр.1:3-6). Превознесение Иисуса Христа было на-веки, а потому и поклонение Ему здесь разумеется не только то, которое было при Его воскресении и вознесении, но и будущее, имеющее завершиться поклонением главных обитателей преисподней, злых духов, которые должны сделать это по страху (Ин.2:19. Ср. 2Пет.2:4., Иуд.1:6). Завистник блаженства людей ввел их в соблазн греха и тем отвратил от Бога, но воплощенный Сын Божий, Богочеловек, снова привел людей к Отцу Небесному, чем все дело диавола упразднится, а слава Божия восстановится, в лице же Богочеловека превознесенного – достигнет наивысшей меры и степени. И все это совершится чрез самоунижение Сына Божия. Отсюда Филиппийцы должны понять, сколь важно и необходимо смирение и самоунижение вообще, и как оно может быть благотворно, если подражать в нем Христу. «Итак, будем веровать во славу Его и жить во славу Его. Ибо одно без другого бесполезно». Блаж. Феодорит, обращая внимание на то, что в исповедании Иисуса Христа, как Богочеловека, всеми существами, имеющими слово, будет прославляться и Отец, говорит: «А если исповедание Христа Господа прославляет Отца, то явно, что называющие Его тварию и рабом покрывают бесславием и Родшего. Сими немногими речениями Божеств. Апостол низложил всякую ересь и хулящих Божество Единородного и отрицающих Его человечество». По слову блаж. Феофилакта, «слава Отца заключается в том, что Он имеет такого Сына, Которому покоряется все».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О богослужении.

Ин.5:41. Здесь слава понимается в смысле достоинства – седение одесную Отца: Пс.109:1; такой славы люди дать Христу не могли, ибо она дается только от Бога (Филип.2:9-10). Но благодарности и молитвенных подвигов от людей Бог требует: Лк.17:18; 1Кор.10:30-31;6:20; Кол.3:17; 1Фес.5:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

2.9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

2.10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

2.11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
 

2:9–11. За то, что так Он Себя смирил даже до крестной смерти, и Бог, в Троице поклоняемый – Божество, так превознес Его, что выше того и вознести невозможно. Его – Бога воплощенна, не как Бога, а как человека, так что человечество Его введено в славу и силу Божества Его. «Смирив Себя, Он не только не утратил того, что имел как Бог, но восприял сие и как человек» (Феодорит). Он имел имя, которое не отошло от Него чрез воплощение, но теперь даруется оно Ему и как человеку. Даруется, ибо человечество, даже и воспринятое Божеством, не может заслужить такого имени по одному закону правды. Имя выше всякого имени.

Какое это имя, выше всякого имени? Бог Сын или Сын Божий. Так именовался Он прежде мир не бысть. Теперь то же имя переносится и на его человечество. Святой Апостол в Послании к евреям объясняет, что это за имя кому когда из ангелов сказал: Бог Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? (Евр. 1:5). Это имя есть оббжение человечества в лице Господа нашего Иисуса Христа – Искупителя и Спасителя нашего. Следствием такого превознесения и дарования Ему такого имени должно было быть Божеское поклонение Ему всех тварей – небесных, земных и преисподних. Весь мир, и ангелы (см. Евр. 1:6), и люди, и демоны, и праведники, и грешники и всей разумной твари исповедание, что Иисус Христос есть Господь и Бог, а в этом слава Бога Отца (Златоуст), слава Сына – слава и Отца.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible