Скрыть
Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова

Ибо многие есть из Евреев такие, кои ходят с проповедью закона, о коих, когда я был у вас, часто говорил вам, а теперь даже плача говорю, что эти Евреи суть враги креста.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова

Всего неприличнее и несвойственнее христианину – искать праздности и покоя; ничто так не противно призванию нашему и воинствованию, как сильная привязанность к настоящей жизни. Твой Владыка был распят, а ты ищешь покоя? Твой Владыка был пригвожден, а ты предаешься удовольствиям? Это ли дело благородного воина? Потому и Павел говорит: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». Так как были люди, которые лицемерно держались христианства, а жили в праздности и неге, – что противно кресту, – поэтому (апостол) и говорит таким образом. Крест составляет принадлежность души, выступившей на борьбу, готовой на смерть, и вовсе не ищущей покоя; а они живут совсем напротив. Итак, хотя они называют себя Христовыми, но они враги креста: иначе, если бы они любили крест, то старались бы проводить и жизнь свойственную Распятому. Не распят ли был твой Владыка? Если ты не можешь так же (распяться), можешь другим образом подражать ему: распинай самого себя, хотя бы и никто не распинал тебя; распинай, говорю, себя, не для того, чтобы умертвить себя, – отнюдь нет, это и беззаконно, – а по слову Павлову: «Для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

«Теперь даже», – говорит, – «со слезами говорю». Почему? Потому что зло усилилось, потому что таковые (люди) достойны слез. В самом деле достойны слез те, которые проводят жизнь в удовольствиях, которые одежду своей души, т. е. тело, утучняют, а вовсе не помышляют о наказаниях в будущей жизни. Вот ты живешь в удовольствии, вот упиваешься сегодня и завтра, и десять, и двадцать, и тридцать, и пятьдесят, и сто лет, – это невозможно, однако ж допустим, если угодно. Какой же конец? Какая польза? Никакой. А потому не достойна ли слез и плача такая жизнь? Бог поставил нас на это поприще, чтобы увенчать нас, а мы сходим с него, не сделавши ничего доблестного. Итак, Павел плачет о том, чему другие смеются, чем другие услаждаются: столько-то он сострадателен, так-то он заботится о всех людях!

Беседы на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю

Не называет таковых по имени, чтобы не привести в возбуждение, но все-таки дает филиппинцам понятие о них, когда говорит: о которых я часто говорил вам. А теперь, так как зло увеличилось и распространилось, я даже не могу и вспомнить о них без слез. Видишь ли его сострадание? Он плакал не о своих собственных пороках (так как он их не имел), но о том, что другие жили, не сознавая своих пороков и в утехах.

Поступают как враги креста Христова

Некоторые лицемерно исповедывали христианство, но жили в утехах и спокойствии, их-то и называет апостол врагами креста. Потому что крест ищет души, готовой на смерть, жаждущей опасности. А они свободны от этого и живут совершенно противоположно сему. Если бы они любили крест, то любили бы жизнь крестоносную, то есть горькую. Неужели после этого мы не будем страшиться пред мыслью, что тот, кто друг роскоши, земного спокойствия и безопасности - враг креста Христова?

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же и плача глаголю, враги креста Христова

Все, доселе сказанное, и свой пример, и пример других подражателей своих приводит святой Павел, чтобы внушить, сколь необходимо жить в строгом самоотвержении и самоумерщвлении, чтобы, приобщившись чрез то страстей Христовых, сделаться достойными и славного воскресения. Но как в картинах тени делают выдающимися светлые части предметов, так святой Павел, чтобы очевиднее было, как возвышает христиан крестная о Господе жизнь, выставляет позорность жизни утешной и плотоугодливой.

Живите, говорил святой Павел, как я и многие другие мне подобные; но никак не увлекайтесь примером тех, кои живут только в свое удовольствие. Пример обаятелен: избирайте лучшее, вам подходящее по духу вашей веры. Будучи у вас, я не раз вам говорил, что многие живут так, что их надлежит называть врагами креста Христова. И ныне то же повторяю с плачем, потому что зло не умаляется, а растет и многие из христиан увлекаются такого рода жизнию. Они враги креста Христова, потому что не только не несут никаких подвигов самоотвержения и самоумерщвления, но и слышать о том не могут, и поносят тех, кои строго, среди лишений и трудностей, живут под сим крестом Христовым. Кончина их погибель; ибо утешникам нет части со Христом Господом, страдавшим и распятым и всем ученикам Своим заповедавшим идти тесным путем; вне Христа Господа — пагуба. Широк путь их, но последняя его зрят во дно адово. Центр такой плотоугодливой жизни — чрево. Ему все приносится в жертву; и оно у них как бог какой; только и заботы, что о том, как бы его удовлетворить. И они такой низкой жизни не только не стыдятся, но еще в славу себе ее вменяют. Или слава в студе их, потому что таковые если славны бывают, то лишь студными делами. Ибо чрево, пространно питаемое, разжигает подчревные части; и отсюда срамные дела, о которых не леть есть и глаголати. Иже земная мудрствуют. Заключительная черта, что их все цели и надежды ограничиваются землею. Блага выше земли им неведомы. Как без рая нельзя обойтись человеку, то они чают устроить свой — на земле.

Вот что говорит святой Златоуст о таком роде жизни? «Всего неприличнее и не свойственнее христианину искать праздности и покоя (разгульной и многоутешной жизни): ничто столько не противно призванию нашему, как сильная привязанность к настоящей жизни. Твой Господь был распят, а ты ищешь покоя? Твой Владыка был пригвожден, а ты предаешься удовольствиям? Это ли дело благодарного воина (Христа Царя)? Потому и Павел говорит: мнози ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же плача глаголю, враги креста Христова. Так как были люди, которые лицемерно держались христианства, а жили в праздности и неге, что противно кресту; посему Апостол и говорит таким образом. Крест составляет принадлежность души, ставшей в борьбу, готовой на смерть и вовсе не ищущей покоя, а они живут совсем напротив. Итак, хоть они называют себя Христовыми, впрочем, они враги креста: иначе если б они любили крест, то старались бы проводить и жизнь, свойственную Распятому. Не распят ли был твой Господь? Если ты не можешь так же распяться, как Господь, можешь другим образом подражать Ему. Распинай себя, хотя бы и никто не распинал тебя: распинай, говорю, себя, впрочем, не для того и не так, чтобы умертвить себя ибо это беззаконно; но распинай себя по слову Павла: мне мир распяся и аз миру (ср.: Гал. 6:14). Если ты любишь твоего Владыку, умри Его смертию. Познай, сколь велика сила креста, сколь благотворные производил он и производит действия — Христос крестом обыкновенно называет страдания, когда говорит: иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет (ср: Мф. 10:38), то есть если кто не готов на смерть. А люди чувственные, любящие жизнь и плоть, суть враги креста; да и всякий, преданный удовольствиям и земному спокойствию, есть враг креста, которым Павел хвалится, который объемлет и с которым он старается тесно соединиться, как это видно из слов его мне мир распяся и аз миру. Ныне же, говорит, и плача глаголю. Почему? Потому что зло усилилось, потому что таковые люди достойны слез. В самом деле достойны слез те, которые проводят жизнь в удовольствиях, которые одежду своей души, то есть тело, утучняют и вовсе не помышляют о наказаниях в будущей жизни. Вот ты живешь в удовольствии, вот упиваешься сегодня, и завтра, и 10, и 20, и 30, и 50, и 100 лет, что, впрочем, невозможно; однако допустим и это, если угодно. Какой же конец? Какая польза? Никакой. А посему не достойна ли слез и плача такая жизнь? Бог поставил нас на сие поприще, чтобы увенчать нас, а мы сходим с него, не сделавши ничего доблестного. Итак, Павел плачет о том, чему другие смеются, чем другие услаждаются — Имже бог чрево. Посему бог у них: да ямы и пием (1Кор. 15:32). Видишь ли, как худо удовольствие? У одних бог — деньги, а у других — чрево. Таковые не идолопоклонники ли, даже не хуже ли их? И слава в студе их. Некоторые говорят, что сими словами указывается на обрезание; а я говорю совсем другое, именно вот что они величаются тем, чего бы надлежало им стыдиться. То же говорит Апостол в другом месте: кий убо тогда имеете плод, о нихже ныне стыдитеся (ср.: Рим. 6:21)? Делать постыдное тяжкий грех; впрочем, грех вполовину уменьшается, если делающий стыдится: а когда кто еще хвалится постыдным,— то это верх бесчувствия.— Но об них ли одних сказано сие? Не подлежит ли кто и из нас сему обвинению? Или никто из нас не заслуживает этого? Не почитает чрева богом? Не поставляет славы своей в студе? Желаю, сильно желаю, дабы подобного ничего нельзя было приложить к нам, желал бы даже не знать такого, кому бы сказанное можно было поставить в упрек: но боюсь, не к нам ли более, нежели к своим современникам, говорит Павел. Ибо если кто всю жизнь иждивает в питии и ядении и нищим уделяет мало, а больше издерживает на чрево, то не прилично ли и к нему отнести сказанное? Ничто не может более возбудить стыд и быть поразительнее сего изречения: имже бог чрево, и слава в студе их. Кто это такие? Те, иже земная мудрствуют, которые говорят: мы построим домы. Где? На земле. Купим поля,— опять на земле; получим власть,— на земле, достигнем славы,— на земле; разбогатеем,— всё на земле.— Вот те, имже бог чрево! Ибо те, которые не думают о духовном, которых все заботы и помышления ограничиваются землею, поистине чрево имеют богом, говоря: да ямы и пием, утре бо умрем (1Кор. 15:32).— Ты смеешься и забавляешься, а душу удовольствиями низводишь до праха. Какое прощение получишь ты, повергнув себя в такую бесчувственность, тогда как и самое тело должно сделать духовным? Ибо это возможно, если бы ты пожелал. Тебе дано чрево для того, чтобы питать, а не расширять его; чтобы управлять им, а не подчиняться ему; чтобы оно тебе служило для питания прочих частей, а не ты ему служил; не для того, чтобы ты выходил из границ. Не столько зол причиняет выступившее из берегов море, сколько чрево вредит телу и вместе душе. Море потопляет всю землю, а чрево все тело. Положи ему пределом довольство, как Бог оградил море песком. И если оно волнуется, если свирепеет, запрети ему властью, тебе данною. Смотри, как Бог почтил тебя разумом, дабы ты подражал Ему, а ты не хочешь! Но, видя чрево переполненным, и расстраивающим всю твою природу, и обращающимся в болото,— не смеешь воздержать его и сделать умеренным».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова

Внушение страхом - убедительней… Павел обнаруживает душевное волнение, намереваясь поведать о зле, которое допускают те, кто живут иначе, сказав: со слезами говорю…

Комментарий на Послание к Филиппийцам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.


«Многие, о которых – со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». Для апостола не было людей, более достойных оплакивания, как враги креста. Как же штундисты осмеливаются утверждать, что крест есть виселица, что, будучи орудием казни Христовой (они забывают, что смерть Христова была не насильственная казнь, но добровольно принятый Им на Себя подвиг, и крест – не орудие казни, а избранное Христом орудие избавления), он достоин отвращения и ненависти. По их лжеучению выходит, что похвально быть врагом креста, а по апостолу это то же самое, что быть врагом Христа: апостол вместе с нами почитает крест, как знамение Распятого, как образ Его спасительной смерти и славной победы над царством греха и ада. Посему, сказав о врагах креста, апостол добавляет о них: «их конец – погибель, их бог – чрево» (Флп.3:19).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном

Апостол здесь начинает говорить против нравственной распущенности. Он сам и его друзья должны иметь значение образцов для филиппийских христиан, и в таком случае читатели сумеют защититься от влияния людей безнравственных, которых, к сожалению, немало между ними. Жизнь таких христиан стоит в прямой противоположности тому, чему научает крест Христов. В самом деле, те, которые принадлежат Христу, распяли свою плоть с ее страстями и похотями (Гал. 5:24). Такие же распущенные христиане не будут иметь участия в блаженстве, какое Крест Христов гарантирует для тех, кто чтит его, Эти люди - настоящие идолослужители, потому что служат своему чреву как идолу и даже хвалятся своим позорным поведением. По-видимому, Апостол не имеет здесь в виду иудаистов, о которых говорил выше (Фил. 3:2 и сл.), а простых христиан, которые не сумели отвыкнуть от прежних пороков, какие владели ими в язычестве.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 3:12

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

18. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова:

19. их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном.

 

Чтобы сильнее запечатлеть в умах и сердцах свое внушение Филиппийцам о последовании за ним, Апостол в противоположность сему указывает на лжеучителей, которые держатся ложных понятий, даже проповедуют угождение плоти и служение всем земным требованиям, как бы славным и божественным, что, конечно, не только не согласно с учением о кресте, но противно оному и достойно слез горьких. Конец учащих так должен быть погибельный, а равно и следующих за ними. Св. Иоанн Златоуст говорит: «так как были люди, которые лицемерно держались Христа, а жили в праздности и неге, что противно кресту, посему Апостол и говорит таким образом. Крест составляет принадлежность души, ставшей на борьбу, готовой на смерть, и вовсе не ищущей покоя, а они живут совсем напротив... Христос крестом обыкновенно называет страдания, когда говорит: иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет (Мф.16:24), т. е. если кто не готов на смерть. А люди чувственные, любящие жизнь и плоть, суть враги креста... Ныне же, говорит, и плача глаголю. В самом деле, достойны слез те, которые одежду своей души, т. е. тело, утучняют и вовсе не помышляют о наказаниях в будущей жизни... Делать постыдное – тяжкий грех; впрочем, грех в половину уменьшается, если делающий стыдится; а когда кто еще хвалится постыдным, то это – верх бесчувствия. Но об них ли одних сказано сие?... Боюсь, не к нам ли более, нежели к своим современникам, говорить Павел. Ничто не может более возбудить стыд и быть поразительнее сего изречения: имже бог чрево и слава в студе их. Кто это такие? Те, иже земная мудрствуют, которые говорят: мы построим дом. Где? На земле. Купим поля, – опять на земле; получим власть – на земле; достигнем славы – на земле; разбогатеем, – все на земле. Вот те, имже бог чрево. Ибо те, которые не думают о духовном, поистине чрево имеют богом, говоря: да ямы и пием, утре бо умрем (1Кор.15:32). Не столько вредит море, вышедшее из берегов, сколько чрево вредит телу и душе. Положим ему пределом довольство, как Бог оградил море песком. И если оно свирепеет, запрети ему властию, тебе данною» (сравн. 1Пет.4:17; Рим.6:21; 2Кор.11:15).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О кресте.

Мк.8:34. Действительно, здесь слово «крест» употреблено в смысле страданий, но из других мест Писания: Ин.19:16-19; Мф.27:32 – можно видеть, что Симон Киринеянин и Сам Иисус Христос несли на себе древо креста, да и враги Христа об этом свидетельствуют: Мф.27:40. Это древо послужило орудием нашего спасения: 1Пет.2:24; и пренебрегать им могут только «погибающие»: 1Кор.1:18, и враги креста: Фил.3:18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

3.18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

3.19 Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном.

3:18–19. Живите, говорит, как и многие другие, мне подобные, но никак не увлекайтесь примером тех, которые живут только в свое удовольствие. Будучи у вас, я не раз вам говорил, что многие живут так, что их следует называть врагами Креста Христова. И ныне то же повторяю с плачем, потому что зло не уменьшается, а растет, и многие из христиан увлекаются такого рода жизнью. Они – враги Креста Христова, потому что не только не несут никаких подвигов самоотвержения и самоумерщвления, но не могут об этом и слышать, и поносят тех, кто строго, среди лишений и трудов, живет под этим Крестом Христовым. Конец их – погибель, ибо таким нет части со Христом Господом, страдавшим и распятым, заповедавшим и всем ученикам Своим идти тесным путем, а вне Христа – пагуба. Широк путь их на земле, но кончина его в геенне огненной. Центр такой плотоугодной жизни – чрево, ему все приносится в жертву, и оно у них как бог какой только и заботы, чтобы его удовлетворить. А что касается их, то они не только не стыдятся такой низкой жизни, но еще и похваляются ею. Одним словом, они думают только о земном. Истинные же христиане должны думать о небесном, как своем жительстве.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible