Скрыть
по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный

По ревности о ветхом гонитель я был благовестником нового закона, - и по правде, в законе (Моисеевом) содержащейся, я был непорочен и безукоризнен.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный

«обрезанный в восьмой день». Сперва выставляет то, чем особенно хвалились они – обрезание, потом – «из рода Израилева». То и другое показывало, что он ни пришелец, ни от пришельцев; из слов – «обрезанный в восьмой день» видно, что он не пришлец, а из слов – «из рода Израилева» видно, что он и от родителей не пришельцев. Но чтобы ты не подумал, что – «из рода Израилева» значит от десяти колен, то говорит: «колена Вениаминова»: следовательно из почетнейшего, потому что в уделе этого колена были участки священников. «Еврей от Евреев». Этим он показывает, что он не пришлец, но издревле от почтенных иудеев. Можно было быть и от Израиля, но не евреем от евреев, так как многие уже привели в упадок свой род и забыли свой язык, смешавшись с другими народами. Таким образом он показывает здесь или это самое (чистоту), или особенное благородство своего происхождения. «По учению фарисей». Далее переходит к тому, что было делом его свободной воли. Все вышесказанное было непроизвольно, не от него зависело быть обрезанным, быть от рода Израилева и от колена Вениаминова. Впрочем и в этом отношении он имел больше преимуществ, хотя в них участвовали многие. В чем же «более»? Конечно и в том, что он не пришлец, что он из почетнейшего колена, и издревле от таких предков, каких не многие имели. Но так как все это было непроизвольно, то он переходит к делам произволения, в чем видно это «более: по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божьей» (Фил. 3:6). Последние слова говорит он потому, что раньше сказанные недостаточно объясняют слово: «более». Можно быть и фарисеем, однако ж не великим ревнителем «по правде»; можно отваживаться на опасности и делать это по властолюбию, а не по ревности о законе, как и делали первосвященники; но он был не таков, «по правде законной – непорочный». Итак, если я, говорит он, превосходил всех и благородным происхождением, и ревностью, и нравом, и жизнью, то для чего я оставил эти высокие преимущества, как не для того, чтобы приобрести Христовы большие, и гораздо большие? Вот почему он присовокупляет: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Фил. 3:7).

Беседы на послание к Филиппийцам

Августин Аврелий, блж. (†430)

по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный

Прежде обращения Павел исполнял закон внешне - либо боясь своих соплеменников, либо Самого Бога. Возможно, впрочем, что он нарушал закон в своих внутренних помыслах. Но он исполнял закон из страха наказания, не из любви к праведности.

Против двух посланий пелагиан

Феодорит Кирский, блж. (†457)

по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный

Не из честолюбия разорял Павел Церковь, не из тщеславия, не завистью подвигнутый, как князья иудейские, - но пламенея ревностью к закону.

Толкование на послание святого Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

По ревности - гонитель Церкви Божией

Так как некоторые из среды фарисеев были не особенными ревнителями закона, то апостол говорит, что я был ревнителем настолько, что преследовал учеников Христа.

По правде законной - непорочный

Так как многие были ревнителями из любоначалия и по другим видам, а не ради закона, то апостол и говорит, что, будучи непорочным по правде законной, как бы я мог быть гонителем ради чего-либо человеческого, а не по ревности божественной.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Обрезан осмодневно, от рода Израилева, колена Вениаминова, Евреин от Еврей, по закону фарисей

«В подробности перечисляет все, что уважалось у иудеев» (блаженный Феодорит). Обрезан осмодневно. «Сперва выставляет то, чем особенно хвалились они,— обрезание» (святой Златоуст). Этим показал, что он не пришлец и не прозелит, которые были обрезываемы в возрасте, а и родился от обрезанного, и обрезан в осмой день. Но мог иной подумать: ну родители твои пришельцы. Нет, и родители не пришельцы. Род наш идет от Израиля. Я от рода Израилева. Но может быть, ты от какого-нибудь из десяти колен, которые разбились и не знать как перемешались с другими. Нет, я от колена Вениаминова, которое пребыло верным союзником колена Иудова и вместе с ним надежду Израилеву блюло, — храм, все чины его и все обетования. Словом сказать,— я Еврей от Евреев, «чистого еврейского происхождения» (святой Златоуст).

«Далее переходит к тому, что было делом его произволения. Все вышесказанное было не произвольное. Ибо не от него зависело быть обрезанным, быть от рода Израилева и от колена Вениаминова. Впрочем, и в этом отношении он имел больше преимуществ, хотя в них участвовали многие. В чем же паче? Конечно, и в том, что он не пришлец, что он из почетнейшего колена, издревле от таких предков, каких немногие имели. Но поелику все сие было не произвольное, то он переходит к делам произволения, в чем видно это паче: по закону фарисей, по ревности гоних Церковь Божию. Это говорит он потому, что одни вышесказанные слова недостаточно объясняют слово паче. Ибо можно быть и фарисеем, однако же не великим ревнителем по правде; можно отваживаться на опасности и делать это по властолюбию, а не по ревности о законе, как делали первосвященники; но он был не таков, по правде законней быв непорочен. Итак, если я, говорит, превосходил всех и благородным происхождением, и ревностию, и нравом, и жизнию; то для чего я оставил сии высокие преимущества, как не для того, чтобы приобресть Христовы большие, и гораздо большие?» (святой Златоуст).

Фарисеи были ревнители закона. По этой ревности он гнал Церковь Божию. Но, гоня Церковь или стоя за исповедание, он не забывал никаких законных чинов, строго соблюдал субботы, новомесячия, приносил жертвы и прочее все; так что в отношении к этой законной правде ни в чем его укорить нельзя.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный

Чтобы его убеждение сторониться от иудействующих было более действенно, Апостол изображает свое собственное отношение к закону и к иудейству вообще со всеми его преимуществами. Он сам имел все, чем хвалятся или будут хвалиться перед филиппийцами иудействующие. Обрезание он принял в узаконенное время (в восьмой день по рождении), происходил он от рода Израилева, а не от каких-нибудь идумеев, принадлежал к колену Вениаминову, которое «пребыло верным союзником колена Иудова и вместе с ним блюло надежду Израилеву - храм, все чины его и все обетования» (еп. Феофан), и был евреем из евреев, т. е. настоящим, чистокровным евреем, происходившим из рода, в котором не происходило смешения с иноплеменниками. Это все, так сказать, стояло вне зависимости от Павла. Что касается его личных услуг иудейству, то они были также велики. Во-первых, он держался учения фарисейского, которое у иудеев считалось наиболее правильным (Деян. 26:5); во-вторых, он преследовал Церковь Христову, что свидетельствовало о его ревности к иудейской религии (ср. Гал. 1:14), и в-третьих, был непорочен или безупречен в отношении к предписаниям, касающимся праведности, т. е. исполнял все обряды закона.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 3:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4. хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

5. обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

6. по ревности гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.

7. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
 

Как на живой пример правильного отношения Христианина к Еврейским вероисповедным преимуществам, Апостол указывает на себя самого, который, будучи Евреем, стал Христианином, не придавал никакого значения мнимым племенным Еврейским преимуществам в деле веры, не смотря на то, что он из Евреев был самым ревностным (и даже гонителем Христианства).

Природное еврейство Ап. Павла и ревностное прежде служение ему было для него частным оружием против еретиков Иудействующих, в чем нельзя не видеть особенного Божественного промышления во благо Церкви Божией. Что Павел был «чистого Еврейского происхождения», это он доказывает указанием на обрезание свое в восьмой день, чем ясно показывается, что он был не из прозелитов или пришельцев. Указанием же на происхождение из Вениаминова колена Павел дает знать, что в его роде все заветы и обряды сохранилась непорочно. Отметив все это, св. Иоанн Златоуст от лица Павла говорит далее так: «Если я превосходил всех благородством происхождения и ревностию и праведною жизнию: то для чего я оставил сии высокие преимущества, как не для того, чтобы приобресть Христовы, большие и гораздо большие?» "Закон возвел нас на высоту, посему был приобретением (на пользу); но теперь мы почитаем его тщетою (в убыток). Почему? Не потому, что он – тщета (убыток сам по себе), но потому, что благодать гораздо больше его. Тщета – не закон, а отступление от Христа по привязанности к закону; посему, когда он отводит от Христа, тогда бывает тщетою (во вред и убыток), а когда приводит к Нему, то не тщета»

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3.4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

3.5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

3.6 по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.

3:4–6. И я бы мог, говорит, похвалиться плотскими преимуществами иудейскими не меньше всякого другого, и на них основать свои надежды на спасение, как я это и делал, но теперь уже не делаю, узнав ничтожество этих опор. Если всякий иудей думает надеяться на свои плотские преимущества, то я более их. Апостол не прозелит, а природный еврей из колена Вениаминова, которое вместе с коленом Иудиным сохраняло надежду Израиля – храм, все чины его и все обетования. При рождении, в восьмой день был обрезан по закону Моисея. Но имел и другое важное преимущество перед другими евреями, был по учению фарисей – особенный ревнитель закона, и по этой ревности гнал Церковь Божью. И сам, стоя на почве законной, строго соблюдал все постановления Моисеева закона. Так что в отношении к этой законной правде, укорить его нельзя ни в чем – он был непорочный. Но все эти свои преимущества Апостол оставил ради Христа. Почему?

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible