Скрыть
прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

прошу тебя о моем сыне, которого я родил в узах, об Онисиме

Я, говорит Павел, не назвал бы его сыном, если бы он не был весьма благонадежным; как я назвал Тимофея, так называю его. И часто для выражения своей любви он указывает на время рождения: которого родил я, говорит, в узах. Значит, Онисим достоин великой чести и потому, что рожден среди самых подвигов, среди искушений за Христа.

Гомилии на Послание к Филимону


Обрати опять внимание и на пламенную ревность Павла: после уз и бичевания он благовествует. О, блаженные оковы! Какие плоды породили они в эту ночь! Каких чад родили! И о них можно сказать: их родил я в узах моих. Видишь ли, как апостол радуется и как хочет этими узами придать больше достоинства рожденным чадам? Видишь ли, как велика слава уз, когда она озаряет своим сиянием не только узника, но и рожденных им в это время?

Беседы на Послание к Ефесянам

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Молю тя о моем чаде, егоже родих во узах моих Онисима

Указывает предмет прошения и тут же обставляет его такими определениями, которые против воли должны расположить в пользу прошения. Уже прежними словами Филимон был довольно подготовлен к уступчивости, но если б после того Апостол вдруг помянул об Онисиме, память о котором, вероятно, не перестала еще быть горькою и неприятною для Филимона, то этим разорил бы все, что произвели первые слова. Почему наперед сказывает, что теперь есть этот Онисим, и тем прежний неблаговидный образ его закрывает, возбудив представления о нем самые привлекательные и нежные: чадо мое,— чадо, во узах рожденное. После сих слов, хотя бы имя Онисима и порождало какое неприятное чувство и позыв на строгость, но как его коснуться нельзя уже было, не коснувшись самого святого Павла, то всякая строгость господина к рабу тем обезоруживалась любовию и благоговением к Апостолу, который так близко принял к себе неключимого (негодного), сделавшегося, однако ж, ключимым, раба, что стал иметь его чадом своим. Святой Златоуст говорит: «Смягчив, таким образом (тем, что сказано пред сим), душу Филимона, Апостол не вдруг объявляет имя раба, но после такой просьбы еще медлит. Вы знаете, как велик бывает гнев господ на убежавших рабов, особенно если это сделано с покражею, как сильно раздражаются они, хотя бы были добрыми господами. Посему Павел старается смягчить его всеми доводами; и когда возбудил в нем готовность сделать все, что бы ни было, и приготовил душу его ко всякому послушанию, тогда уже и высказывает вполне свою просьбу».

Молю тя. «Не велико, если кто из простых преклоняет главу, но то достойно похвалы, когда смиряет себя муж высокий. Апостол молит того, кому имел власть повелевать, чтобы во всем дать примеры ревнующим о совершенстве» (Амвросиаст). Молю — о моем чаде. Кто возглаголет силы Господни? (Пс. 105:2). Кто достойно восхвалит Божие человеколюбие? Заслуживший наказание подкопатель стены внезапно стал чадом Павловым» (Феодорит). И смиренное — молю, и это сердечное — о чаде должны были победоносно действовать на сердце Филимона, который и сам себя сознавал чадом святого Павла. Любя святого Павла, он не мог не расположиться любовно и к чаду его, хотя бы сам не был в таких же к нему отношениях. Теперь чадо Павлово должно было возбуждать в нем уже родственные чувства, поколику и он то же имел рождения начало. Онисим теперь должен видеться ему уже не рабом, а братом. Ниже Апостол так и называет его, но теперь ограничивается тем, чтоб указать в Онисиме чадо свое. «Таким образом, Апостол не только укрощает гнев его, но и возбуждает в нем чувство благорасположения; я, говорит, не назвал бы его сыном, если бы он не был весьма благонадежен. Как я назвал Тимофея, так называю и его» (святой Златоуст).

Егоже родих во узах моих. «И узы не воспрепятствовали духовному рождению» (Феодорит). Родих, отродив водою и Духом. «Я огласил е благовестием и, уверовавшего, повелел крестить бане пакибытия» (Феофилакт). «Его, прибегшего к божественной помощи, святой Павел, бывши под стражею в городе Риме, окрестил, провидя в нем благопотребный сосуд» (Амвросиаст). Родих во узах моих. Поминает о сем, как мать о болезнях рождения. И всякий рожденный дорог, тем паче дорог рожденный при трудных обстоятельствах. «Опять для убеждения Апостол указывает на узы, говоря как бы: Онисим достоин великой чести и потому, что рожден среди самых подвигов; его надобно любить особенно потому, что он рожден среди искушений за Христа. Ибо известно, что мы питаем особую любовь к детям, рожденным среди опасностей, которых мы избежали. Так Рахиль любимого Вениамина называет сыном болезни своея (Быт. 35:18)» (святой Златоуст).

Онисима. Вот когда наконец сказывает и самое имя! (святой Златоуст). По словопроизводству Онисим значит полезный, плодовитый. Не это ли подало повод святому Павлу далее приложить, что если он был неблагопотребен, то это случайно; теперь он уже не таков, уже не напрасно носит такое имя.

Толкование на послание к Филимону

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

прошу тебя о моем сыне, которого я родил в узах, об Онисиме

Апостол обратил ко Христу Онисима, раба Филимонова, и по этому обстоятельству называет его чадом. Прежде, вероятно, он был недобрый слуга своего господина, но теперь апостол, наставив его в вере, называет его благопотребным Филимону и ему (апостолу). Удивительные дела: на час убежал Онисим от своего господина к апостолу – и сделался христианином, из погибшего человека – вечным членом Царства Христова: Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда (Флм. 1:15). Значит, вера спасает нас, но никак не дела; Онисим еще не кончил своего земного поприща, но уже называется членом вечного Царства Небесного. В том же смысле все обращенные апостолами называются разными именами, означающими, что они уже члены Небесного Царствия.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-12 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа - прошу тебя о сыне моем, Онисиме, которого родил я в узах моих, он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; которого я отсылаю к тебе обратно, его самого, а он-мое сердце.

Вследствие этого Апостол обращается к Филимону не с приказаниями, а, как к другу, с просьбою, в духе христианской любви. Пусть Филимон исполнит его просьбу, - просьбу Павла (Апостола языков), просьбу старца (старцев вообще следует слушать с уважением) и просьбу узника Христова (которого нужно всячески утешать). Апостол умоляет Филимона, чтобы он принял своего раба, Онисима, который из негодного сделался полезным и для Филимона, коему теперь будет служить как верный слуга-христианин, и для Апостола, которому он доставил утешение своим обращением ко Христу.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

10. прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:

11. он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне: я возвращаю его,


Просьба о принятии Филимоном раба его Онисима трогательна в том отношении, что Апостол не только являет здесь отеческий дух любви и заботливости о некоторого рода заблудшем сыне, но и выражает желание, чтобы тот же дух всепрощения покаявшемуся и исправившемуся был оказываем и другими, начиная с высших, господственных лиц, каким был Филимон по отношению к Онисиму. Просьбу о принятия Онисима Апостол основывает, во 1-х, на том, что он ему – духовный сын и притом особенно добрый, принявший веру Христову от узника, которого он не постыдился и союза с которым он не убоялся; а также – на том, что Онисим теперь стал наилучшим, могущим быть полезным и своему господину и Церкви Божией, что и оправдалось, так-как Онисим был потом епископом.

"Молю тя. Не велико, если кто из простых преклоняет главу; но то достойно похвалы, когда смиряет себя муж высокий. Апостол молит часто тех, кому имел власть повелевать, чтобы во всем дать примеры ревнующим о совершенстве» (Амвросиаст). «Кто возглаголет силы Господни (Пс.105:2)? Кто достойно восхвалит Божие человеколюбие? Заслуживший наказание подкапыватель стены внезапно стал чадом Павловым» (Феодорит). «И смиренное «молю» и это сердечное прошение о чаде должны были победоносно действовать на сердце Филимона, который и сам себя сознавал чадом св. Павла. Любя св. Павла, он не мог не расположиться любовно и к чаду его, хотя бы сам не был в таких же к нему отношениях. Онисим теперь должен ему видеться не рабом, а братом» (преосв. Феофан). «Я не назвал бы его сыном, если бы он не был весьма благонадежным. Как я назвал Тимофея, так называю и его. Онисим достоин великой чести и потому, что рожден среди самых подвигов. Ибо известно, что мы питаем особую любовь к детям, рожденным среди опасностей. И тем еще укрощает гнев господина, что отдает ему раба его. Этим самым он еще более успокоил Филимона» (Златоуст).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

10. прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:

11. он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;

12. ты же прими его, как мое сердце.

Святой Павел просит Филимона о своем сыне духовном, которого он возродил святым крещением к новой, духовной жизни, находясь в узах. Этот духовный сын узника святого Павла, есть Онисим, бежавший раб Филимона. Прежде, как язычник, он был непотребный раб, не заслуживающий снисхождения, теперь же, как сын духовный святого Павла, как возрожденный к святой жизни, он стал совершенно другим. Поэтому, говорит, прими его с любовью, как меня – мое сердце, ибо я его люблю, ношу в своем сердце. Так Онисим понравился святому Павлу своим поведением!

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible